Теория. Несобственные свойства цвета. Эмоционально-эстетическое воздействие цвета. Физические ассоциации (вкус, звук, тектоника) и эмоциональные ассоциации.
Практика. Завершение составления словаря терминов. Выполнение упражнений, закрепляющие понятия темы на основе натюрморта:
1. Выполнить три краткосрочных этюда натюрморта, в которых будут выражены три качественно различных состояний человека (радость, нежность, напряженность или лирическое, трагическое и др.) с выявлением наиболее существенных их признаков.
Материал: бумага А4, акварель, гуашь, акрил (на выбор).
Несобственные качества объективно цветам не присущи, они возникают как следствие эмоциональной реакции, возникающей при их восприятии. Это такие свойства, которые характеризуются, например, словами: «теплые» и «холодные», «легкие» и «тяжелые», «глухие» и «звонкие», «выступающие» и «отступающие». В конечном счете, эти свойства такжеимеют скрытую объективную основу, но они не могут быть воспринятыи зафиксированы в их полном содержании вне условий общественнойчеловеческой психики.
Несобственные качества цвета, отражающие тесную связь цвета с предметом, чрезвычайно важны для теории живописи и эстетики. Они, возможно, представляют наибольший интерес для художника, ибо посредством их достигается усиление выразительности и эмоциональной настроенности произведения. Довольно распространенные в лексиконе художников, эти понятия выражают оценки в основном субъективного характера и трудно поддаются словесным определениям. Некоторые из этих характеристик могут быть уяснены посредством других — например, разделение цветов на «глухие» и «звонкие» соответствует разделению в отдельных случаях на насыщенные и ненасыщенные. Коричневый, представляющий собой слабо насыщенный красный или красно-оранжевый, можно характеризовать как «глухой» по сравнению с более «звонким» (насыщенным) ярко-красным. Очевидно, здесь имеют место и ассоциации со звуковыми явлениями.
Очень близки к только что названной паре понятия «мягкий» и «жесткий» цвет, это почти синонимы «звонкому» и «глухому». Очевидно, чистый спектральный цвет будет всегда жестким, неприятно режущим глаз — по крайней мере, по сравнению с малонасыщенным мягким цветом.
В лексиконе художников встречается такое определение цвета, как «ломаный». Под «ломаными» понимают цвета сероватые, но с заметным
цветным оттенком, то есть цвета малой насыщенности и небольшой яркости. Очевидно, на некоторых ассоциациях основывается разделение цветов на «легкие» и «тяжелые». К первым обычно относят цвета светлые,ко вторым — темные.
Эмоционально-эстетические свойства цвета представляют большой интерес при изучении проблемы цвета в живописи. Науки, изучающие психологические и физиологические особенности восприятия цвета, могут оказать при этом существенную помощь. Очевидно, в основе эмоционального воздействия цвета лежат различного рода ассоциации, связанные более или менее опосредованно с предшествующим опытом. Так, например, Ван Гог очень остро чувствовал психологическое воздействие цвета и сознательно использовал его. Вот его известные слова: «В моей картине «Ночное кафе» я пытался показать, что кафе — это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление. Словом, я пытался, сталкивая контрасты нежно-розового с кроваво-красным и винно-красным, нежно-зеленого и веронеза с желто-зеленым и жестким сине-зеленым, воспроизвести атмосферу адского пекла, цвет бледной серы, передать демоническую мощь кабака-западни».
Сопутствующие цветовым ощущениям психические переживания бывают разного рода. Это, во-первых, настроение вообще — чувства радости, печали, страха, веселья, легкости. Второго рода эмоции, сопровождающие восприятие цвета, связаны с перенесением на него различных свойств
предметов, как, например: вес, температура, особенности фактуры. И, наконец, это символика цвета, посредством которой «добывается не только отвлеченно-эстетическая, но мировоззренчески содержательная выразительность». Понятия этой группы широко используются и в научной и в художественной литературе, а также в обыденной речи.
НЕСОБСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА возникают как следствие эмоциональной реакции, возникающей при их восприятии. Они не могут быть зафиксированы и восприняты в их полном содержании вне условий общественной человеческой психики.
СИМВОЛИКА ЦВЕТА – способность цвета выражать некоторую идею, нести определенный смысл. Возникла в результате ощущения человеком некоторых явлений природы – восприятие света и тьмы, синевы неба, зелени растительности. Кроме того, психологическое и физиологическое состояние человека также связано с использованием им определенных красок.
СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ТИПОВ ЦВЕТОВЫХ СИМВОЛОВ:
1. Первый тип возник в результате прямого переноса: так, первобытными людьми признавалась, что огонь – это красное.
2. Второй тип символа произошел от ассоциаций с событием или переживанием: так, черный цвет ассоциируется со смертью или отчаянием.
3. Третий тип устанавливается за счет случайного события, например – белый цвет в Китае используется для обозначения траура.
Каждая культура имеет свою систему цветовых символов, что подтверждает существование глубинной взаимосвязи между цветом и различными аспектами культуры.
ФИЗИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ ЦВЕТА:
1. Температурные (теплые, горячие, жгучие, ледяные, холодные). Теплая часть спектра – желтый, оранжевый, красный- малонасыщенный. Насыщенные цвета красного – холодные;
2. Весовые (легкие, воздушные, тяжелые, давящие). Цвета, имеющие светлый тон, воспринимаются легче, чем малонасыщенные темные цвета.
3. Фактурные (мягкие, скользящие, шероховатые, бархатные, жесткие, гладкие). Жесткие цвета – насыщенные, светлые холодные. Мягкие цвета – малонасыщенные.
4. Акустические (тихие, глухие, звонкие, пронзительные)
5. Пространственные (выступающие, отступающие, поверхностные, далекие). Приближают теплые, светлые и насыщенные цвета. Отступают – холодные, малонасыщенные теплые.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Произведение искусства – это результат творческого процесса.
Произведение имеет художественную ценность, если:
· создано по законам гармонии;
· несёт в себе художественный образ.
Художник изображает действительность в образах.
Художественный образ – это форма мышления в искусстве.
Художественный образ – это выражение творцом своего «я», своего ощущения, личностного видения предметов и явлений окружающего мира, пропущенное через внутреннее состояние, душевный настрой художника.
Художественный образ – это единство:
объективного и субъективного
логического и чувственного
рационального и эмоционального
абстрактного и конкретного
общего и индивидуального
необходимого и случайного
части и целого
сущности и явления
содержания и формы
· это слияние противоположностей в единое целое
· это «индивидуальное обобщение»
Художественный образ неповторим, принципиально оригинален, уникален, с его помощью искусство доставляет эстетическое наслаждение, пробуждает в зрителе чувство прекрасного. Художественный образ может быть выражен символом, принадлежащим какой-либо культуре или эпохе, что требует для его понимания дополнительных знаний. Например, пылающий, героически-призывный образ коня в картине К. Петрова-Водкина – параллель красных коней Георгия Победоносца. В картине не просто изображена сцена купания коней, но выражена мечта о красоте, поэзия, национальные черты; конь стал символом энергии, благородства, могучей, сдерживаемой волей человека силы.