Цели:
• дидактическая: углубление и закрепление знаний, повторение, систематизация;
• воспитательная: воспитание культуры речи, навыков самостоятельности, умения выступать перед аудиторией;
• развивающая: развитие интереса к специальности, творческого мышления;
• сопутствующая дидактическая: проверка и оценка знаний, полученных студентами самостоятельно.
Структура семинара:
• оргмомент;
• вступительное слово преподавателя, нацеливание на занятие, ответы на вопросы студентов по материалу темы, изученному самостоятельно;
• доклады студентов по выполненным рефератам;
• рецензирование доклада;
• подведение итогов.
Приемы активизации: обоснование темы, опора на изученный самостоятельно материал по теме семинара, приведение примеров из периодических изданий и собственного опыта, вопросы.
Задание па следующий семинар: Подготовка к защите рефератов.
Семинар 8 - 9: Особенности изучения конъюнктуры рынков сырья
Конъюнктурообразующие факторы, действующие на рынке сырья. Показатели изучения конъюнктуры рынков сырья. Особенности анализа и прогнозирования рынков сырья.
Биржевая торговля сырьевыми товарами.
Семинар 10 - 11: Особенности изучения конъюнктуры рынков машин и оборудования
Факторы формирования конъюнктуры рынков машин и оборудования. Показатели конъюнктуры, используемые при анализе и прогнозировании рынков машин и оборудования. Особенности анализа и прогнозирования рынков машин и оборудования.
Обзор конъюнктуры рынка технологического оборудования.
Стратегия взаимодействия фирмы с рынком машин и оборудования.
Семинар 12. Маркетинг металлов и металлопродукции
Особенности рынка металлов и металлопродукции.
Классификация металлов, сплавов, металлоизделий, основные потребительские свойства.
Факторы, обуславливающие качество металлопродукции. Характеристика номенклатура металлопродукции.
Обзор конъюнктуры рынка металлоизделий: анализ спроса, предложения, формирования цен.
Стратегия взаимодействия фирмы с рынком металлов и металлопродукции.
Семинар 13. Маркетинг строительных материалов
Особенности рынка строительных материалов.
Общие сведения и классификация. Номенклатура: природные каменные материалы и изделия, материалы на основе неорганических вяжущих веществ (цементы, асбестоцементы), бетоны и строительные растворы, керамические материалы и изделия, битумные и дегтевые материалы и изделия на их основе, санитарно-технические изделия.
Обзор конъюнктуры рынка строительных материалов.
Особенности формирования спроса, предложения, цен на рынке цемента. Особенности формирования спроса, предложения, цен на рынке новых строительных материалов.
Стратегия взаимодействия фирмы с рынком строительных материалов.
Семинар 14. Маркетинг промышленного топлива
Особенности рынков промышленного топлива. Особенности рынка угля, особенности рынка нефти.
Классификация топлива, его состав и теплотехнические характеристики.
Твердое топливо. Классификация, маркировка, область применения, виды поставки, транспортирование.
Нефтепродукты, жидкое топливо, смазочные материалы: классификации, маркировка, область применения, виды поставки, хранение, транспортирование.
Обзор конъюнктуры рынка промышленного топлива.
Особенности формирования спроса, предложения и цен на рынке угля. Особенности формирования спроса, предложения и цен на рынке нефти.
Стратегия взаимодействия фирмы с рынками промышленного топлива.
Семинар 15. Маркетинг продукции неорганической и органической химии
Особенности рынков химической продукции.
Номенклатура продукции неорганической химии: кислоты, щелочи, соли, удобрения.
Принципы товарной классификации, область применения, правила хранения и транспортировки.
Номенклатура продукции органической химии: органические полупродукты, красители, лаки и эмали, изделия из пластмасс, резинотехнические изделия.
Полимерные материалы: классификация, маркировка, упаковка, транспортировка и хранение.
Резинотехнические изделия: свойства, классификация резин, номенклатура и маркировка резинотехнических изделий, особенности
хранения.
Лакокрасочные материалы: классификация, состав, номенклатура и маркировка, упаковка, транспортировка и хранение.
Обзор конъюнктуры рынка химической продукции.
Маркетинг на рынке минеральных удобрений.
Маркетинг на рынке пластических масс и полимерных материалов.
Стратегия взаимодействия фирмы с рынком химической продукции.
Семинар 16. Маркетинг лесных материалов и изделий
Особенности рынка лесных материалов и изделий.
Виды лесных материалов. Древесные сортименты.
Круглые лесоматериалы: классификация, маркировка, назначение.
Пиломатериалы: классификация, маркировка, назначение.
Обзор конъюнктуры рынка лесоматериалов.
Стратегия взаимодействия фирмы с рынком лесных материалов и изделий.
Тесты для самоконтроля студентов
(с единственным верным ответом, характер вопросов - закрытые)
1. Тест по теме «Концепция промышленного маркетинга»
/. Маркетинг классифицируется на:
а) промышленный и потребительский;
б) международный и народный;
в) коммерческий и финансовый;
г) нет верного ответа.
2. Какие принципы не используются при классификации маркетинга на промышлен
ный и потребительский:
а) вид товара;
б) стадии воспроизводства;
в) вид покупателя;
г) характер покупателя.
3. Какой подход базируется на том, что процесс маркетинга на промышленных пред
приятиях практически одинаков, он проходит одни и те же этапы: исследование рынка,
серийное производство, проектирование товара, налаживание системы сбыта:
а) классификация по стадиям воспроизводства;
б) классификация по виду товара;
в) классификация по виду покупателя.
4. Если же покупатель оптовый и целью покупки является производственное потреб
ление или перепродажа, то имеет место...
а) потребительский маркетинг;
б) промышленный маркетинг;
в) финансовый маркетинг;
г) региональный маркетинг.
5. Совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются
при производстве других товаров или услуг, продаются другим потребителям - это...:
а) рынок товаров производственного назначения;
б) промышленный рынок;
в) промышленный маркетинг.
6. Товары производственного назначения не классифицируются по:
а) уровню принятия решения;
б) по величине стоимости;
в) быстроте потребления;
г) роли в производстве;
д) по способу реализации продукции.
7. Первичные товары для промышленности - это:
а) полуфабрикаты;
б) материалы;
в) сырье;
г) нет верного ответа.
8. Материалы делятся на:
а) основные и вспомогательные;
б) первичные и вторичные;
в) промышленные и потребительские;
г) все ответы верны.
9. Материалы, полностью участвующие в процессе производства и многие из них пол
ностью входящие в готовое изделие, называют...
а) вспомогательными;
б) основными;
в) дополнительными;
г) все ответы верны.
10. Материалы, не входящие в состав готового изделия, использующиеся в процессе
производства полностью, способствуя работе оборудования, называют...
а) вспомогательные материалы;
б) основные материалы;
в) дополнительные материалы;
г) взаимозаменяемые материалы.
//. К....... относят: лес, различные руды, химическое сырье, промышленное топливо,
текстильные волокна, растительное и животное сырье.
а) полуфабрикатам;
б) сырьевым товарам;
в) материалам;
г) взаимозаменяемым деталям.
12. Болты, гайки, винты, скрепки, подшипники относят к:
а) полуфабрикатам;
б) комплектующим;
в) взаимодополняющим деталям;
г) комплектному оборудованию.
13. Оборудование делят на:
а) основное и вспомогательное;
б) первичное и вторичное;
в) промышленное и потребительское;
г) нет верного ответа.
14. К ППТН-предметам труда не относится:
а) сырьевые материалы;
б) капитальное оборудование;
в) вспомогательные материалы;
г) топливо.
15. Средства производства, проходящие сферу обмена и обращения, а также пред
меты, представляющие собой общественную стоимость в непроизводственной сфере:
а) товары народного потребления (ТИП);
б) продукция производственно технического назначения (ППТН);
в) промышленная продукция;
г) промышленные услуги.
™
2. Тест по теме «Маркетинговые исследования промышленных рынков»
1. С точки зрения эк. теории продукт становится товаром в случае, когда:
а) обладает потребительской стоимостью;
б) способностью обмениваться на другие вещи;
в) а и б верно;
г) нет верных ответов.
2. Чем определяется привлекательность той или иной страны в качестве рынка сбы
та?
а) средним уровнем дохода населения;
б) уровнем распределения доходов в стране и структурой хозяйства;
в) географическим расположением;
г) субъективным набором требований для сбыта конкретной продукции.
3. Мировой рынок - это:
а) совокупность региональных рынков;
б) национальный + региональный рынки;
в) внутренний + национальный;
г) нет верных ответов.
4. Национальный рынок включает:
а) внутритоварные операции;
б) экспортно-импортные операции;
в) а и б верно;
г) товарные операции, ограниченные гос. границей.
5. В состав мирового рынка входят:
а) открытый и закрытый сектор;
б) закрытый сектор и преференциальная зона;
в) открытый и закрытый сектор + преференциальная зона;
г) открытый сектор + преференциальная зона.
6. Чем отличается преференциальная от свободной экономической зоны?
а) ничем;
б) участникам преференц. зоны предполагаются различные льготы:
в) включают различные страны;
г) нет верных ответов.
7. Зачем нужны оффшорные компании?
а) отмывать капиталы;
б) для манипулирования контрактной ценой;
в) для работы на зарубежных и финансовых рынках;
г) б и в верно.
8. Что является основной особенностью рынков машин и оборудования?
а) производный характер спроса;
б) высокая эластичность спроса;
в) небольшое количество покупателей на рынке;
г) а и в верно.
9. Согласно какому классификационному признаку выделяется внутренний рынок?
а) по характеру конечного использования;
б) по территориальному охвату;
в) по характеру распределения и уровню доходов;
г) нет верных ответов.
10. Уровень дохода определяет спрос на:
а) продовольственные товары;
б) ТНП;
в) экспортные товары;
г) а и б.
11. Наилучшими рынками сбыта для оборудования для добывающей и перерабатывающей промышленности являются:
а) страны - импортеры сырья;
б) страны - экспортеры сырья;
в) промышленно развитые страны;
г) верно а и б.
12. Самым привлекательным рынком сбыта для большинства ППТН и ТИП является:
а) рынок стран с экономикой натурального хозяйства;
б) страны - экспортеры;
в) страны-импортеры;
г) промышленно развитые страны.
13. Сфера взаимоотношений по поводу товарообмена;ограниченная государственной
границей - это:
а) региональный рынок;
б) национальный рынок;
в) внутренний рынок;
г) мировой рынок.
14. Сфера обычной коммерческой деятельности практически неограниченного круга
продавцов и покупателей:
а) открытый сектор;
б) закрытый сектор;
в) оффшорная зона;
г) преференциальная зона.
15. Оптовый и розничный рынки выделяют в составе:
а) мирового рынка;
б) национального рынка;
в) регионального рынка;
г) внутреннего рынка.
16. Взаимоотношения в соответствии со специальными соглашениями, предполагаю
щие предоставление участникам льгот:
а) открытый сектор;
б) закрытый сектор;
в) преференциальная зона;
г) оффшорная зона.
3. Тест по теме «Процесс закупки в промышленной среде»
1. Промышленные покупатели характеризуются по:
а) количеству занятых, товарообороту или валовому доходу, объему закупок ресурсов;
б) уровню квалификации персонала, репутации;
в) организационной структуре, сфере деятельности;
г) все перечисленное верно.
2. Модернизация, реновация, абсолютно новый спрос относятся к критериям сегмен
тации по:
а) характеру причины спроса;
б) типу финансирования;
в) использованию продукта;
г) отраслям хозяйства.
3. Статус, умение убеждать, умение поставить себя на место других относятся к
факторам:
а) окружающей среды;
б) особенностей организации;
в) межличностных отношений;
г) индивидуальных особенностей личности.
4. Какой подход не используется при выявлении «рыночных ниш» неудовлетворенного
спроса:
а) обсуждение подобных вопросов с фирмами, предстоящими наиболее перспектив
ные сегменты рынка;
б) промышленный шпионаж;
в) разработка перечня проблем, с которыми сталкивается компания;
г) анализ структуры требуемых качесгв и степени их наличия у постоянного продукта.
5. Какие факторы влияют на выбор поставщика при закупке товаров промышленного
назначения?
а) условия платежа, общая репутация поставщика, удобство заказа, доверие к продав
цам;
б) приспосабливаемость к потребностям заказчика, предлагаемые технические услуги,
надежность продукта, цена, техническая спецификация;
в) простота действия или использования, соблюдение сроков поставки, простота со
держания и ухода, послепродажное обслуживание;
г) все перечисленное верно.
6. Потребность в ритмичных, качественных поставках является особенно важной:
а) для компаний с современным технологичным производством;
б) заказчики крупных капитальных проектов, рассчитанных на длительный период;
в) для отраслей с непрерывным технологическим циклом:
г) верно а и в.
7. Повышенное внимание к уровню цен уделяется со стороны покупателей промыш
ленных материалов, если:
а) данная покупка относится к накладным расходам;
б) затраты по приобретению таких материалов входят в прямые издержки производст-
ва готовой продукции;
в) данная покупка осуществляется при закупке части оборудования при осуществле
нии крупного капитального проекта;
г) престиж поставщика может предопределить коммерческий успех продукции заказ
чика.
8. На стадии выявления потребности главными лицами являются:
а) советники;
б) пользователи;
в) «фильтры»;
г) прескрипторы.
9. На стадии определения характеристик продукта/услуг не участвуют в принятии
решения:
а) пользователи;
б) советники;
в) снабженцы;
г) прескрипторы.
10. Критический анализ и поиск поставщиков осуществляют:
а) советники;
б) «фильтры»;
в) снабженцы;
г) все перечисленное верно.
11. Анализ предложений и предварительные переговоры не осуществляют:
а) «фильтры»;
б) пользователи;
в) решатели;
г) снабженцы.
12. Выбор поставщика осуществляют:
а) решатели и снабженцы;
б) советники и прескрипторы;
в) прескрипторы и «фильтры»;
г) нет верного ответа.
13. Оценку результатов покупки осуществляют:
а) советники;
б) прескрипторы;
в) «фильтры»;
г) нет верного ответа.
14. Прескрипторы -это...
а) крупные компании, применяющие передовую технологию;
б) лица, влияющие на выбор товаров и услуг при принятии решения о покупке;
в) все компании и организации, вступающие в отношения с производителями и про
давцами, с целью приобретения товаров и услуг;
г) заказчики капитальных объектов в развивающихся странах, не имеющие достаточ
ного опыта в выборе поставщиков и осуществлении инжиниринговых работ.
15. Модель, предполагающая рассмотрение трех ситуаций по целям закупки, соотнесенных со стадиями процесса покупки носит название:
а) Байгрида;
б) Левитта;
в) Кардозо;
г) Шета.
4. Тест по теме «Товарная политика в промышленном маркетинге»
1. Какие характеристики продукта для промышленного покупателя не являются важными:
а) качество;
б) надежность поставки;
в) условия оплаты;
г) верного нет.
2. Возможности компании по созданию необходимого рынку продукта включают со
четание двух составляющих:
а) цены и качества продукта;
б) ресурсов и структуры управления компанией;
в) НИОКР и передовых технологий;
г) нет верного ответа.
3. Рациональное, логическое построение, руководствуясь которым организация рас
считывает решить свои маркетинговые задачи и которое включает в себя конкретные
стратегии по целевым рынкам, комплексу маркетинга и уровню затрат на маркетинг -
это...
а) стратегия маркетинга;
б) тактика маркетинга;
в) управление маркетингом.
4. Количество предлагаемых ассортиментных групп - это...
а) глубина товарного ассортимента;
б) ширина;
в) сопоставимость.
5. Что представляет собой ассортиментная позиция?
а) конкретную модель, которую предприятие предлагает потребителям;
б) марку продукции, которую предприятие предлагает потребителям;
в) типоразмер продукции, которую предприятие предлагает потребителям;
г) нет верного;
д) верно а, б, в.
6. Какие основные факторы лежат в основе изменения ассортимента продукции?
а) научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;
б) неиспользованные мощности;
в) изменение в товарном ассортименте конкурентов;
г) верно все вышеперечисленное;
д) верно а, в.
7. На каком этапе планирования товарного ассортимента осуществляется создание
нового товара?
а) на первом этапе;
б) на втором этапе;
в) нет верного ответа.
8. Что не включает ревизия товарного ассортимента?
а) анализ показателей сбыта, валовой и чистой прибыли по каждому товару отдельно;
б) расчет доли рынка различных товаров;
в) исследование потребительских свойств нового товара;
г) исследование отношений клиентов к различным товарам.
9. Товары, требующие проведения значительных НИОКР, создаются в течение
с момента зарождения идеи:
а) 2 - 3 лет;
б) 3 - 5 лет;
в) 5-10 лет;
г) нет верного ответа.
10. Какими факторами определяется степень использования качества продукции?
а) квалификацией рабочих и управленцев;
б) достигнутым соотношением совокупного спроса и предложения и степени удовле
творенности потребностей;
в) достигнутым соотношением цены и качества основных машин и оборудования;
г) верно а, б;
д) верно б, в.
/ /. По однородности характеризуемых свойств выделяют... показатели качества:
а) функциональные, ресурсосберегающие, природоохранные;
б) единичные, комплексные, интегральные;
в) абсолютные, относительные, удельные;
г) нет верного ответа.
12. Как называются показатели, характеризующие взаимосвязь и взаимозависимость
двух разнородных свойств?
а) относительные;
б) удельные;
в) интегральные;
г) абсолютные.
13. К каким показателям относятся показатели, служащие для установления пара
метрического или типоразмерногоряда продукции?
а) к классификационным;
б) к оценочным;
в) нет верного ответа;
г) ответы а и б верны.
14. К какой группе показателей относятся показатели технологичности?
а) к функциональным оценочным;
б) к ресурсосберегающим оценочным;
WP'........ " "! iipwwwwpipHWi..
в) к природоохранным оценочным;
г) к классификационным.
15. Какие факторы не относятся к факторам качества ППТН?
а) факторы, формирующие качество;
б) факторы, стимулирующие качество;
в) факторы, позволяющие оценить качество;
г) нет верного ответа.
5. Тест по теме «Ценовая политика в промышленном маркетинге»
1. Какие цены не входят в группу цен производителя:
а) прейскурантные;
б) текущие;
в) контракт ые;
г) расчетные.
2. Цены, установленные на незначительную величину выше или токе округленной -
это:
а) психографические;
б) демофафичеекие;
в) округленные;
г) психологические.
3. Денежное выражение стоимости товара - это:
а) цена;
б) спрос;
в) предложение;
г) нет верного ответа.
4. Вид экономической деятельности бизнес-единицы на основе использования совокуп
ности параметров спроса и предложения, методов, правил и регламентов по установле-
нию рыночной цены - это:
а) товарная политика;
б) ценовая политика;
в) политика продвижения;
г) сбытовая политика.
5. Лимитированные цены означают установление:
а) предельных уровней цен как верхних, так и нижних;
б) предельных уровней рентабельности;
в) предельных отклонений от определенного установочного уровня цены;
г) все ответы верны.
6. К техническим приемам установления цены не относится:
а) формирование цены в зависимости от потребительской выгоды;
б) назначение скользящих контрактных цен;
в) установление цены путем аукциона на повышение или понижение;
г) а и б.
7. Цены купли-продажи определяются:
а) условиями поставки, обусловленными в контракте;
б) справочными ценами;
в) маркетинговой политикой компании;
г) производственными затратами.
8. Формирование цены по схеме «средние затраты t прибыль» относится к... прие
мам:
а) техническим;
б) технологическим;
в) психологическим;
г) социологическим.
9. Сезонные скидки предоставляются:
а) покупателям, берущим на себя определенные функции;
б) покупателям, приобретающим товары в межсезонье;
в) всем оптовым покупателям;
г) нет верного ответа.
10. Неокругленные цены, в сравнении с округленными, воспринимаются как:
а) менее обоснованные;
б) более обоснованные;
в) не обоснованные;
г) воспринимаются так же как и округленные.
//. Продажную цену путем аукциона на повышение или понижение устанавливает:
а) покупатель;
б) производитель;
в) цена устанавливается автоматически;
г) продавец.
12. В рыночные цены входят:
а) мировые и монопольные;
б) мировые и оптовые;
в) картельные и предложения и спроса;
г) верно айв.
13. Снижение продажной цены клиенту при условии, что он за определенный отрезок
времени купит товар в объеме свыше договорного предела - это:
а) кумулятивная скидка;
б) некумуля гивная скидка;
в) престижная скидка;
г) сезонная скидка.
14. Фиктивные скидки означают, что:
а) продажная цена изначально устанавливается выше реальной, а разница оглашается
скидкой;
б) продажная цена изначально устанавливается ниже реальной, а разница оглашается
скидкой;
в) покупная цена изначально устанавливается выше реальной, а разница оглашается
скидкой;
г) нет верного ответа.
15. Скидки за большой объем покупок бывают:
а) кумулятивными, некумулятивными, поощрительными и лестничными;
б) кумулятивными, некумулятивными, поощрительными и ступенчатыми
в) кумулятивными, некумулятивными, престижными и лестничными
г) кумулятивными, некумулятивными, престижными и ступенчатыми