Интерпретация
Анализ структуры рисунка
1. Сравнение состав нарисованной семьи с реальной:
А) Если семья нарисована в полном составе - это признак эмоционального благополучия семьи.
Б) Если на рисунке изображен не полный состав семьи, это может обозначать недовольство семейной ситуацией, наличие эмоциональных конфликтов в семье и даже агрессию.
В) Случай, когда на рисунке вообще нет людей или когда изображаются люди, не связанные с семьей, может свидетельствовать о:
неких травматических переживаниях по поводу семьи;
о чувстве отверженности, покинутости (например, дети из интерната);
об аутизме;
о высоком уровне тревожности, связанном с чувством небезопасности;
а также отсутствии контакта между психологом и ребенком.
Г) Случаи уменьшения состава семьи на рисунке можно объяснить тем, что ребенок не рисовал тех, кто для него менее всего эмоционально привлекателен или тех, с кем у него существуют конфликты в семье.
На вопрос, почему он их не нарисовал, ребенок дает ответ защитного характера: "не хватило места", "боюсь, это плохо получиться". Вместо них ребенок иногда рисует зверушек или птиц.
Д) Если ребенок не рисует себя или рисует только себя, это обозначает отсутствие чувства общности с семьей:
вариант, когда ребенок рисует только себя, объясняется дополнительно в зависимости от того, как он это делает:
если он украшает образ на рисунке большим количеством деталей, аксессуаров, цветов и проч., а также делает изображение очень большим, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричности, возможно, истерических чертах характера;
маленький рисунок в совокупности с негативным эмоциональным фоном - это признак чувства отверженности, покинутости, иногда - аутических тенденций.
Е) Вариант, когда ребенок на рисунке увеличивает состав семьи, может объясняться наличием таких тенденций, как:
неудовлетворенные психологические потребности в равноправных кооперативных связях, то есть желание иметь для общения ребенка того же возраста (брата, сестру);
потребность быть в обществе других людей;
желание занять родительскую охраняюще-руководящую позицию по отношению к другим детям (то есть на рисунке изображен ребенок или какое-нибудь животное, птица и проч.);
потребность в человеке, способном удовлетворить стремление к близкому эмоциональному контакту;
кроме того, иногда это может быть связанно с символических разрушением целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.
Расположение членов семьи, особенности взаимодействия
А) Семья нарисована в полном составе, с соединенными между собой руками или семья занята одним делом - это признак сплоченности, эмоционального благополучия семьи, включенности ребенка в ситуацию.
Б) На низкий уровень эмоциональных связей в семье могут указывать:
разобщенность членов семьи на рисунке;
большое расстояние между ними;
помещение между ними различных предметов или стены, например, отец-газета, мать-плита.
Особо неприятные персонажи помещаются в рамку или рисуются отдаленно от других. Если ребенок нарисует себя в стороне от других, это свидетельствует о чувстве отчужденности.
В) Если члены семьи вовлечены в какую-нибудь соревновательную игру, например, игру в мяч - это обозначает, что ребенок признает существование связи, взаимного интереса между ними, а также, наличия соперничества за влияние в семье.
Мяч, находящийся между двумя или несколькими персонажами, указывает на баланс любви и соперничества.
Мяч возле головы одного из персонажей означает, что ребенок признает за ним активную, решающую роль в семейной жизни.
Мяч лежит или подпрыгивает возле ноги какого-нибудь персонажа - неадекватная роль этого персонажа в процессе соперничества.
Последовательность и особенности рисования членов семьи
А) Наиболее значимый персонаж рисуется первым, большего размера, чем все остальные, более тщательно и детализировано, дольше всех остальных.
В процессе рисования ребенок может возвращаться, подправлять и дополнять его.
Б) Отрицательное отношение к какому-либо члену семьи может выражаться через недетализированное или неполное (без каких-либо частей тела, например) изображение.
Использование штриховки для изображения персонажа может обозначать наличие конфликтов в отношении с ним или отсутствии аффективных связей.
Так же можно объяснить и паузы, сомнения перед рисованием какого-либо персонажа.
В) Величина фигуры рисовальщика по сравнению с другими фигурами может быть разной.
Если она больше или наравне с другими, то это трактуется как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом-сестрой.
Если же фигура автора меньше остальных, что не слишком соответствует реальности, то это - признак чувства незначительности или требование заботы со стороны родителей.
По тому как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напоминает других персонажей), можно установить, с кем он себя идентифицирует, соответствует ли это его полу.
Символика рисунка
а) Грязь (сваленные в кучу грязные тарелки, куча грязных листьев в саду, грязные пятна на полу и т.д.) - символ внутреннего беспокойства из-за неприятных для него моментов: внутренняя дисгармония, действия и поведение, вызывающие у него чувство вины и т.д.
б) Вода, лед, дождь, звезды, холодильник и все, что касается холода - символ депрессивного настроения в данный момент или в потенции.
Об этом же могут свидетельствовать кровати и лежащие на них, спящие или больные люди, особенно если ребенок идентифицирует себя с ними.
в) Символы соперничества: спортивные игры или оборудование, дерущиеся кошка с собакой.
г) Шарик, бумажные змеи - символ реального или желаемого спокойствия и безмятежности.
д) Символы агрессии: детская кроватка или клетка, как символ "пленения", лишение свободы, наказания (например, младший братик в кроватке).
Здесь же - барабан, оружие, молот, мотыга или грабли, дикие животные (например, посещение зоопарка).
е) Символы власти и угрозы: метла, выбивалка для одежды, пылесосы, грузовики, промышленная техника (экскаваторы, краны), поезда, огромные, нависшие над головой здания.
ж) Изображения опасных для жизни предметов между персонажами (оружие, даже игрушечное, ножницы, столовые ножи) - символы агрессивности, существования фактора соперничества.