Раздел «Теория воспитания»
План лекции:
- Понятие о формах организации образовательного процесса как о сущности, отражающей связь различных субъектов данного процесса и характер их взаимодействия.
- Понятие о методах воспитания как о способах реализации его целей и задач. Классификация методов воспитания. Средства воспитания.
- Понятие о формах организации образовательного процесса как о сущности, отражающей связь различных субъектов данного процесса и характер их взаимодействия
Форма (философ.) – это внутренняя организация содержания, выражающая внутреннюю связь и способ организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями.
В «Энциклопедическом словаре» понятие «форма» имеет несколько значений: «1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; 2) внешнее выражение какого-либо содержания; 3) установленный образец чего-либо; 4) приспособление для придания чему-либо определенных очертаний». Каждое значение отражает и смысл понятий «форма воспитательной работы» и «форма организации воспитательного процесса».
Формы воспитания (воспитательной работы) -- это способы организации, существования и выражения содержания воспитательного процесса, в которых открыто провозглашается отношение к предметам, явлениям, событиям, людям и их сообществам.
Форма воспитания определяет варианты организации конкретной воспитывающей деятельности детей, их взаимодействия со взрослыми, композиционное построение конкретного дела, его содержание, атрибутику, методику и технику подготовки, проведения и педагогического анализа.
Форма организации образовательного процесса – это специальная конструкция процесса, характер которой обусловлен содержанием образовательного процесса, методами, приемами, средствами организации деятельности воспитанников.
То есть понятие формы связано со структурой; оформить — значит придать вид, определить тип, структуру, сконструировать. Процесс воспитания как совместная деятельность учеников и воспитателя протекает в определенных организационных формах. Формы обучения более исследованы, чем формы воспитания, воспитательной внеурочной работы с детьми. Последние более многочисленны и разнообразны.
Если применить философскую диалектику содержания и формы к анализу форм воспитательной работы в педагогике, то можно сказать, что форма воспитательной работы — это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда и в каких условиях ведет конкретную воспитательную работу с воспитанниками. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.
Тем не менее наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:
• индивидуальные — например, беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;
• групповые — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;
• массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты и тому подобные мероприятия.
Выделены также формы работы по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной (Н. Е. Щуркова).
В свое время Н. И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:
• словесные — собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;
• практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа и др.;
• наглядные — музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.
Современные исследователи предлагают делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяют три группы:
1) формы управления и самоуправления школьной жизнью — собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.;
2) познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;
3) развлекательные формы — утренники и вечера, «капустники», дискотеки и др.
- Понятие о методах воспитания как о способах реализации его целей и задач. Классификация методов воспитания. Средства воспитания.
Понятие о методах воспитания. Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. То есть методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания: воспитывать — организуя деятельность воспитанников.
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер, они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. То есть прием воспитания обычно характеризуют как составную часть метода, подчиненную ему, входящую в его структуру и употребляемую в конкретной ситуации. В педагогической литературе часто указываются при этом разные частные варианты метода. Например, метод поощрения реализуется в приемах: похвала, благодарность перед классом, награждение на общем собрании и т.п.
При изучении методов воспитания следует знать еще один термин «методика воспитательной работы» — это отрасль теории воспитания, прикладная научная дисциплина, изучающая методы и формы организации воспитательной работы. Начало методике воспитания положил А. С. Макаренко своей блестящей работой «Методика организации воспитательного процесса».
Классификация общих методов воспитания:
- • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
- • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
- • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
- • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Методы формирования сознания личности:
- Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме.
- Беседа - это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся. Основное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний.
- Дискуссия – это ситуации познавательного спора. Обязательное условие дискуссии – наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу.
- Диспут – это метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений. Диспут, как и дискуссия, основан на давно открытой закономерности, состоящей в том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости.
- Метод примера есть метод педагогического влияния. Подражание – основа примера. Характер подражательной деятельности изменяется с возрастом, а также и в связи с расширением социального опыта школьника, в зависимости от его интеллектуального и нравственного развития.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности:
- Приучение. Метод приучения предполагает контроль за выполнением действия. Метод приучения варьирует в зависимости от возраста, условий жизни и воспитания.
- Метод упражнения.
- Педагогическое требование. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе, вносят дух организованности в деятельность и поведение учащихся. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. К.Д.Ушинский: "Приучите дитя сначала повиноваться легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если прививаемые вами привычки не будут укореняться, и вы лишитесь помощи этой великой воспитательной силы" [Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1990. - Т. 6. - С. 397].
- Метод создания воспитывающих ситуаций.
- Инструктаж.
- Иллюстрации и демонстрации.
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности:
- Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, ответственности и коллективизма. Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.
- Познавательная игра, сюжетно-ролевые игры, которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания.
- Дискуссия.
- Эмоциональное воздействие.
- Поощрение и наказание. Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Наказание - это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А. С. Макаренко называл это состояние "выталкиванием из общих рядов". А. С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их» [Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 399]. Применение метода наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения может быть оправдано в исключительных ситуациях.
Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.
Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании:
- Педагогическое наблюдение за учениками. Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения - непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр.;
- Беседы, направленные на выявление воспитанности;
- Опросы (анкетные, устные и пр.);
- Анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления;
- Создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.
Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- знание и учет цели, содержания и принципов воспитания,
- конкретная педагогическая задача и условия ее решения,
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Средства воспитания - виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности».
Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся: знаковые символы; материальные средства; способы коммуникации; мир жизнедеятельности воспитанника; коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания; технические средства; культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства и др.); природа (живая и неживая).
К средствам воспитания относят сравнительно независимые источники формирования личности: виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства, ЭВМ), процессы, произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания, праздники). Некоторые специалисты считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.
При отборе средств воспитания главным для педагога выступают ключевые воспитательные функции:
- функция наглядности (обеспечивает наглядную опору детям при изучении явлений жизни: книга, фотография, вещественная реликвия, звучащая мелодия, человек — свидетель событий, слайды...);
- функция инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблем жизни;
- функция инструментальная, обеспечивающая воспитаннику самостоятельное взаимодействие с предметами или явлениями окружающей действительности, а значит, усвоение и развитие умений: социальных, трудовых, интеллектуальных, нравственных, эстетических, экологических.
Вопросы для самоконтроля
1. Расскажите о понятии «форма организации образовательного процесса».
2. Назовите формы внеурочной воспитательной работы в школе и опишите некоторые из них.
3. Определите понятия «метод воспитания», «прием воспитания». Какая классификация методов воспитания Вам известна?
4. Что такое «средства воспитания»? Приведите примеры.
5. Как связаны и различаются между собой методы, приемы, средства, формы воспитания?
Список литературы:
1. Подласый, И.П. Педагогика: новый курс: учеб. для студентов вузов по пед. спец.: в 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 256 с.
2. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Теория и методика воспитания: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2018. – 330 с.
3. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2004. – 336 с.
4. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов пед. спец. - М.: Гардарики, 2007. - 520 с.
5. Педагогика: учеб. для студентов пед. учеб. заведений / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2006. - 608 с.
6. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов вузов / авт.-сост. В. И. Загвязинский; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. - 352 с.