Нарушения звуковой стороны речи у дошкольников с ЗПР являются самыми распространенными расстройствами речи и проявляются преимущественно в дефектах звукопроиз-ношения и искажениях звукослоговой структуры слова.
Нарушения фонетической стороны речи у детей с ЗПР обусловлены целым комплексом факторов: несформирован-ностыо речеслухового восприятия, недостаточностью речевой моторики, несовершенством моторного программирования речевого акта, особенностями аналитико-синтетичес-кой деятельности этих детей.
■ Формирование звукопроизношения
Особенности коррекции нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР проявляются в следующем:
1) формирование правильного звукопроизношения осуществляется на фоне развития и совершенствования звукослоговой структуры слова;
2) коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР проводится на основе развития речеслухового восприятия и артикуляторной моторики. При этом развитие ар-тикуляторной моторики обеспечивается формированием как кинетической, так и кинестетической основы артикуляторных движений;
3) учитывая тесную связь в развитии звуковой стороны речи и фонематических процессов, коррекция нарушений звукопроизношения проводится одновременно с формированием фонематических процессов (фонематического восприятия и фонематического анализа)
4) коррекция нарушений звуковой стороны речи осуществляется в тесной связи с развитием лексики и грамматического строя речи;
5) у детей с ЗПР имеет место не только искажение звуко-произношения, но и задержка формирования звуковой стороны речи. В связи с этим, большое внимание уделяется активизации процесса формирования звукопроиз-ношения, уточнению произносительного и слухового образа нормально произносимых звуков, что способствует совершенствованию артикуляторной моторики, рече-слухового восприятия и спонтанному появлению звуков речи;
6) при определении последовательности работы над звуками, звукослоговой структурой слова необходимо учитывать минимальное усложнение заданий и речевого материала, постепенное введение трудностей с учетом зоны ближайшего развития этих детей.
Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, можно выделить следующие стадии коррекционной работы:
I стадия (предварительная) имеет целью подготовить
слуховую, моторную и зрительную систему к последующей
работе над звуками.
II стадия — уточнение артикуляторного и акустическо
го образа, выделение из речевого потока правильно произ
носимых звуков.
III стадия — коррекция нарушенных звуков речи.
Рассмотрим содержание коррекционной работы на каждой из выделенных стадий.
I(предварительная) стадия
На предварительной стадии коррекционная работа проводится по следующим направлениям:
1) развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти;
2) развитие ручной и речевой моторики;
3) развитие зрительно-пространственных функций;
4) формирование временных представлений;
5) развитие ритма;
6) формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.
Указанные направления коррекционной работы проводятся и на других стадиях, но на более сложных заданиях, в структуре других задач и содержания коррекционного обучения.
Развитие слухов ого восп риятия, слухового внимания, слуховой памяти
Примерные игры и упражнения
«Узнай звук»
Логопед воспроизводит за ширмой различные неречевые звуки: шуршание бумаги, забивание гвоздя, защелкивание замка портфеля или сумки, перелистывание страниц книги или тетради, стук карандаша по столу и др. Дети слушают звуки с закрытыми глазами, а затем определяют, что звучало.
«Что звучало?»
Вначале детям предлагается поиграть с различными игрушечными музыкальными инструментами (дудочкой, барабаном, бубном, колокольчиком, гармошкой, балалайкой и др.). Затем логопед воспроизводит за ширмой звучание одного из игрушечных музыкальных инструментов и предлагает детям определить, какой инструмент звучал. Первоначально предлагаются контрастные звучания (дудочка — барабан, бубен — колокольчик), а затем более близкие звучания (барабан — бубен).
«Тихо — громко»
Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если звук бубна тихий, дети идут на носочках, если более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны.
«Где хлопнули?»
Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водящий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.
Разви тие сл ух о вого восприятия и внимания на речевом материале
Примерные игры ш упражнения
«Кто пришел?»
Детям предлагается по звукоподражанию узнать, кто пришел к ним в гости. Один из детей (по согласованию с педагогом) стучит в дверь комнаты. Дети спрашивают: «Кто там?» Ребенок открывает дверь и воспроизводит звукоподражание (мяу, ав-ав, ко-ко, га-га, кукареку или др.). Дети определяют, кто это.
«Кто как кричит?»
Логопед раскладывает перед детьми игрушки с изображениями животных (собака, кошка, жук, петух, волк и др.) Далее педагог воспроизводит звукоподражание и просит детей выбрать соответствующую игрушку.
В другом варианте игры педагог показывает игрушку с изображением животного, а дети воспроизводят соответствующее звукоподражание.
§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи
«Бу^ь внимателен!» -
Педагог сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет дерево, дети должны хлопнуть в ладоши, При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
«Кто плавает?»
Педагог говорит детям, что он будет произносить слово плывет с другими словами (лодка плывет, утка плывет и т. д.). Но иногда он будет ошибаться (например, самолет плывет, камень плывет.). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры педагог произносит словосочетания медленно, чтобы дать возможность детям правильно выполнить задание. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.