• 1—2 куклы (мальчик/девочка) 30—40 см с сезонной одеждой,
кровать и коляска с бельем, посуда, качели и коляски, санки.
• Фигурки людей, изображающие литературных персонажей;
отражающие возрастную, половую и национальную принадлеж
ность; среднего размера.
• Прочный кукольный дом с куколками 8— 15см, мебелью и по
судой, игрушками-орудиями и бытовой техникой.
• Ролевые наборы «Доктор», «Парикмахер», «Магазин», «Кафе»
и т.п. Для игры с ними — предметы-заместители природного про
исхождения (шишки, каштаны, желуди, камушки, ракушки, ко
сточки).
• Муляжи фруктов и овощей.
• 2—3 больших машины, самолет, вертолет и ракеты, пароход,
катер и лодка, строительная техника (экскаватор, бульдозер,
подъемный кран и др.), набор «Железная дорога», поезд с открыты
ми вагонами, полуобъемные игрушки для хранения игровых атри
бутов (машина «Скорая помощь» и т.п.).
• Маленькие фигурки домашних и диких животных и их дете
нышей.
• Разнообразные игровые наборы с правилами: «Сравни и под
бери», «Подбери по форме», «Логический поезд», лото «Транспорт»,
«Мебель», «Одежда», домино «Животные», «Растения» и др. Разви
вающие игры: «Сложи узор», «Уголки», «Уникуб».
• Конструктор блочный типа «Архитектор». Строительный ма
териал крупного и мелкого размера. Технические конструкторы.
Тематические конструкторы («Транспорт», «Животный мир» и др.)
и заготовки полуфабрикатов для создания игрушек-самоделок.
• Игрушки для настольного, стендового и напольного (простей
шие куклы-марионетки) театра, театра на ширме (куклы-пальчи
ки, варежки, ложки и т.д.). Разнообразные маски и полумаски. 1 -2
ширмы, лоскуты ткани для крупного строительства, лоскуты одно
тонных тканей разных размеров и плотности, подушки мягкие и
диванные, прочные деревянные столы и скамейки. Корзины, коро
бочки и шкатулки с крышками и без них, шнуры и прищепки.
В этом возрасте родителей начинают волновать не только проблемы подбора игрушек и развития игры, но и проблемы, связанные с уборкой игрушек. Как показывает опыт работы Родительской академии в Интернете, это — одна из наиболее часто обсуждаемых тем форума, на которую заходят родители детей из разных стран мира. Приведем фрагмент такого форума.
% С какого возраста надо приучать деток убирать игрушки перед сном? Мы свою уже сейчас приучаем (10мес.), хотя опытные мамочки говорят: «Зря стараешься, не ранее 2-х лет»,, — и у них 4-х летние дети до сих пор с трудом убирают. А я считаю, что уже сейчас надо закладывать этот вечерний «ритуал»... \ Умения и навыки уборки игрушек — это не только привычка,
это проявление такого качества характера, как аккуратность и
умение самоорганизовать себя. Воспитывается это <?.самого ран-
него детства. Правда, первый раз слышу про таких малышей, но с 1—1,5лет уже можно этим заниматься. С 1 годадоЗлет у детей развивается предметно-практическая деятельность, которая позволяет формировать и данные навыки тоже. Но помните: это деятельность — со взрослым. Значит, и организовывать ее нужно несколько по-другому: «Давай, вместе будем убирать игрушки. Сначала... Вот так — смотри!... Потом... И уже чуть-чуть осталось! Вот какие молодцы! Дай я тебя расцелую — помощницу мою славную!» А потом еще и перед папой похвалить, как вы с дочкой быстро и хорошо вместе убрали игрушки. Дочка — пусть вроде и не слушает — все поймет.
• А у меня проблема такая: у меня донка 5 лет, разбрасывает игрушки по всей квартире, т.е. она даже в них не особо играет, просто достает из корзины все подряд, посидит минут 5 — вроде как играет, бросит и бежит к корзине за другой игрушкой. Или может фломастеры с альбомом достать, все фломастеры раскидать и ничего за собой не убирает. В итоге, к концу дня у меня вся наша кровать, вся ее кровать, весь пол завален всем, чем только можно — просто свалка. Ей раз сто повторишь, чтобы убирала игрушки, а она — «ноль внимания». Да же уже делала вид, что все игрушки на улицу выкинула, она не особо расстроилась, все равно найма, чем завалить пол с кроватями. Я уже не знаю, как с этим бороться...
У меня сложилось впечатление, что она не умеет играть с игрушками: создавать воображаемую ситуацию, придумывать замысел, распределять роли и развивать сюжет, обыгрывать игрушки и предметы-заместители и т.д. В настоящей сюжетно-ро-левой игре как раз и формируются навыки произвольного поведения и самоорганизации. Похоже, что девчушке не хватает именно умения самоорганизовать себя: разработайте вместе режим дня и сделайте к нему красочный календарь на холодильник, в котором можно было бы отмечать, как она не только занимается, но и как убирает за собой игрушки, какие домашние обязанности выполняет, помогая вам или папе и т.д.
По поводу уборки игрушек можно предложить следующее: не убирайте сами за ней, но предложите убирать их вместе (научите, как это делать, объясняя все так, как будто это нужно не только для вас, но и для игрушек), на следующем этапе приведите ее в неубранную комнату и спросите: «Что тебе нужно сделать, чтобы привести все в порядок?» — и понимающе улыбнитесь ей. Если действий не последует, то предупредите: «Ты хочешь, чтобы я собрала все игрушки или сделаешь это сама?» Если выбирает
ся первое — действительно уберите все игрушки, но подальше — на 2-3 дня. Затем вернете их. Если поведение повторится — отдайте их тем, кто «победнее», или выкиньте ненужное — когда игрушек много, ребенок не знает, что с ними делать. В следующий раз она задумается точно.
Попробуйте не покупать новые игрушки, а вместе с дочкой мастерить их. Например, у нас в группе есть пара таких идей — в фотоальбоме «Мастер-класс по изготовлению народной куклы» и в творческой мастерской «Оч. умелые ручки» Родительской академии. Тогда она будет ценить свой и ваш труд — не позволит себе их раскидывать.
• Здравствуйте! Что делать, если у меня ребенок с истерикой убирает игрушки?
Для того, чтобы решить проблему, нужно знать, с какой ситуацией она связана. Сколько лет ребенку? Мальчик или девочка? Домашний или садовский? Как он играет и как вы его предупреждаете, что пора заканчивать игру? Как потом заставляете убирать игрушки? Чем ситуация заканчивается? От себя заочно могу посоветовать две очень простые вещи:
1. предупреждайте ребенка о том, что нужно заканчивать игру,
минут за 15 до ее окончания — заглядывайте в комнату и спо
койно говорите об этом, затем еще раз — за 5 минут — тогда гово
рите более четко и уверенно (пора заканчивать игру и собирать
игрушки — у тебя 5 минут). Через 5 минут говорите о том, что
нужно собирать игрушки и спрашиваете, справится ли ребенок
сам или нужна ваша помощь.
2. заигравшись, ребенок теряет представление о времени и са
моконтроль — если будете резко прерывать, а он там, в игре — он
сорвется эмоционально. Поэтому выход должен быть тоже через
игру: спрашиваете, во что он играет, и придумываете следую
щий сюжетный ход сами — связанный с вашим следующим ре
жимным моментом или сразу же —- с уборкой игрушек. Напри
мер: «Гонщикам нужно подкрепиться перед важным соревнова
нием — авторалли Париж-Даккар! А то ведь ехать нужно будет
всю ночь! Как ты думаешь, сколько часов? Поэтому сейчас ма
шины отправляем в автомойку, а сами — идем ужинать в Макдо
нальдс на кухне!»