Тетерина Лада Михайловна,
Учитель географии МБОУ ООШ №269
Использование различных форм контроля на уроках географии
Для оценивания уровня достижения метапредметных результатов обучения.
Применение метапредметных навыков во внеурочной деятельности.
«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями,
похожа на кладовую, в которой все в беспорядке
и где сам хозяин ничего не отыщет;
голова, где только система без знания,
похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».
(К. Д. Ушинский основоположник научной педагогики в России)
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Конкретизация требований ФГОС в примерной программе:
} выбирать источники географической информации для решения конкретной задачи;
} ориентироваться в источниках географической информации:
} найти и извлечь информацию, выявит недостающую, взаимодополняющую или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
} представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
} использовать различные источники географической информации для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
Метапредметность:
} Мета (с греческого meta – между, поле, через) означает промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому.
} «Выход за учебные предметы, но не уход от них.
} Метапредмет – это то, что за предметом или несколькими предметами, находится на основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности». – А. В. Хуторской.
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
} Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию
Метапредметность – это неотъемлемая часть любой образовательной среды.
} Во-первых, наблюдается увеличение объемов содержания, которое необходимо усваивать в процессе обучения, а это приводит к перегрузкам.
} Во-вторых, в образовании наблюдается раздробленность учебных дисциплин, в связи с чем теряется межпредметность, теряется универсальность и целостность восприятия мира.
} В-третьих, метапредметный подход переориентировать учебное пространство от человека «знающего» к человеку «умеющему». Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить применять в деятельности.
} В-четвертых, метапредметность позволяет педагогу работать с перспективой, быть тьютером, партнером, без ограничения - что можно, что должно для обучающихся.
Метапредметные компетенции:
} формируются на общеучебных умениях и навыках;
} формируются в процессе обучения многим предметам и становятся операциями для выполнения действий, используемых не только в школе, но и в повседневной жизни;
} обеспечивают качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблемы;
} способствуют упорядочению, систематизации знаний, их самостоятельному и прочному усвоению;
} помогают учащимся овладеть методами научного познания, общими для многих учебных предметов.
Достижение метапредметных результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач в контексте реальной жизни, построенных на опорном учебном материале различных курсов. Возможности проверки метапредметных результатов расширены за счёт включения в материалы заданий, базирующихся на межпредметном содержании, когда условие заданий выходит за рамки предмета, а также контролирующих уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий (УДД).
Метапредметный урок – это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предмету в практическую жизнедеятельность учащихся. Знания, полученные на метапредметном уроке, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».
Интерактивные сервисы в помощь учителю:
https://learningapps.org/display?v=pjw8mp8y218
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSd43Qj79UZSLYG_BJTFQq6ybjPUsSHwMGiOvEiB0utktyRlQQ/viewform