Лекция №12 (сокращенная)
Вопросы:
1. Государственный мониторинг земель.
2. Государственный кадастровый учет земельных участков.
Государственный мониторинг земель
Мониторинг земель является разновидностью государственных контрольных мероприятий и представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием земельного фонда, являющуюся составной частью мониторинга компонентов окружающей природной среды и выполняющую базовую, связующую роль между другими видами мониторинга природных ресурсов.
К задачам мониторинга земель относятся:
· своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
· информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
· обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Мониторинг охватывает все земли Российской Федерации независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования.
В процессе мониторинга проводятся систематические наблюдения методами дистанционного зондирования, лабораторных исследований, фондового анализа за состоянием земель. При этом выявляются изменения и производится оценка состояния землепользования, угодий, полей, участков, процессов, связанных со снижением плодородия почв, их загрязнения пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами. Изучается также состояние земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, водохранилищ, свалок, складов горючесмазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.
Помимо прочего с помощью мониторинга происходит оценка качества земельных участков, их имущественной ценности.
Все наблюдения подразделяются в зависимости от сроков их проведения на:
· базовые (на момент начала ведения мониторинга);
· периодические (через год и более);
· оперативные (фиксирующие текущие изменения).
В зависимости от территории охвата мониторинг может быть:
· федеральный;
· региональный;
· локальный.
Мониторинг земель ведется Росреестром, Федеральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования при участии Минсельхоза России, Госстроя России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
По результатам оценки состояния земель комитеты по земельным ресурсам и землеустройству субъектов РФ разрабатывают и по согласованию с соответствующими органами Минприроды России и Федеральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования направляют в Росреестр предложения по мониторингу земель на определенный период. Указанные федеральные органы исполнительной власти обобщают и анализируют материалы мониторинга, государственного земельного кадастра и ежегодно, не позднее 30 апреля, представляют в Правительство РФ Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель РФ.
Государственный кадастровый учет
Государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и дать его количественную и экономическую оценки. При государственном кадастровом учете земельных участков каждому земельному участку присваивают кадастровый номер.
Кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера земельного участка в этом квартале.
Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ) — документ, входящий в состав основных документов ГКН, в котором проводят государственный кадастровый учет земельных участков. ЕГРЗ состоит из государственного реестра земель:
· федерального уровня;
· субъектов Российской Федерации;
· кадастровых районов.
Процедура государственного земельного кадастрового учета земельного участка включает:
· проверку полноты и правильности формирования кадастрового дела земельного участка;
· присвоение ему уникального кадастрового номера;
· нанесение границ земельного участка на дежурный кадастровый план;
· занесение сведений о земельном участке в государственную кадастровую книгу;
· заполнение специальной регистрационной карты земельного участка, которую передают в службу государственной регистрации прав на земельный участок (вместе с кадастровым делом) для регистрации прав.
Работы по определению местоположения и границ земельного участка на местности называются межеванием.
Процесс межевания включает в себя следующие мероприятия:
· определение границ земельных участков на местности и их согласование;
· закрепление на местности местоположения границ межевыми знаками их координат;
· изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в ГКН.
В зависимости от состава воспроизведенных сведений и целей их использования кадастровые карты могут быть:
· кадастровой картой земельного участка, где воспроизводятся сведения о земельном участке;
· дежурной кадастровой картой, где воспроизводятся сведения о местоположении земельного участка и территориальных зонах;
· производной кадастровой картой, содержащая обобщенные сведения о земельном фонде, об экономических, о социальных, природных и об иных связанных с землей процессах.
Согласно п. 3 ст. 14 ФЗ «О земельном кадастре» земельный участок в соответствующих границах начинает свое существование в качестве объекта государственного кадастрового учета в установленных межеванием границах с даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Включение земельного участка в гражданский оборот возможно только после проведения кадастрового учета земельного участка.
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков подают в органы ГЗК заявки, правоустанавливающие документы на земельный участок и документы о межевании земельных участков.
Государственный кадастровый учет земельных участков проводиться в течение месяца со дня подачи заявки о проведении кадастрового учета определенного земельного участка.