Уроки 131–132. Сельма Лагерлёф «Святая ночь»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: продолжать знакомить учащихся с произведениями зарубежных писателей; расширять кругозор учеников; прививать интерес к чтению; пополнять словарный запас учащихся; воспитывать любовь к ближнему, уважительное отношение к православной культуре; работать над развитием мышления, речи учащихся | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятсяс произведением Сельма Лагерлёф «Святая ночь»; научатся: осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте | Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Регулятивные: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагать совместно с группой план изучения темы урока. Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении | Личностные: самостоятельно выполнять задания учителя; проявлять интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Кому из вас удалось прочитать о других приключениях Тома Сойера? – Что нового вы узнали о нем? – Понравился он вам или нет? Чем? – Расскажите об этом | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Пересказывают прочитанные ими главы или выразительно читают отрывки из них | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – В каком разделе мы работаем? – Как можете объяснить слово «Библия»? – О чем рассказывает Библия? – Как вы думаете, почему этот раздел авторы поместили в учебник? – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто еще не читал произведение Сельмы Лагерлёф «Святая ночь». Как вы думаете, о чем оно? – Сегодня мы прочитаем небольшие повествования об Иисусе Христе, написанные для детей знаменитой шведской писательницей XIX – начала XX века Сельмой Лагерлеф. Наверное, многие из вас знакомы с мальчиком Нильсом, который совершил «Чудесное путешествие… по Швеции» | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Библия – книги. – Библия рассказывает о жизни и деятельности Иисуса Христа. – История России тесно связана с христианством. А мы должны знать свою историю. Мы – христиане | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора | Рассказывает о творчестве писательницы, свой рассказ сопровождает показом ее портрета (см. ресурсный материал) | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора произведения «Святая ночь». Задают вопросы о творчестве Сельмы Лагерлёф | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность событий |
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произ-ведения | Проводит словарную работу. – В этом сказании встретится много незнакомых слов. Вы искали их объяснения в справочной литературе. Какое слово вы хотите объяснить? – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Мы познакомимся с великим волшебником в области литературы Сельмой Лагерлёф, которая поведает нам о великом таинстве рождения Господа нашего Иисуса Христа. – Прочитайте заголовок. О чем поведает нам автор? Читает произведение Сельмы Лагерлёф «Святая ночь». – Какие чувства испытывали, слушая рассказ? Ваше мнение? – Что пережила девочка? Почему ей на всю жизнь запомнился рассказ бабушки о Рождестве Христовом? – Что поразительного в этом рассказе? – Чему Иисус научил пастуха? – Какова главная мысль произведения? Как об этом сказано в рассказе? Прочитайте | Работают с толковым словарем. Псалом – религиозное песнопение. Рождественский сочельник – канун церковного праздника Рождества. Лампада – небольшой сосуд, зажигаемый перед иконой. Святой – в религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. Молитва – хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, святым. Лютня – старинный струнный щипковый музыкальный инструмент с короткой шейкой и овальным корпусом. Посох – длинная палка, трость с загнутым верхним концом или набалдашником. Головня – тлеющее или обгорелое полено, бревно. Обиталище – жилище. – О чем-то таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике. Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре |
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – От чьего имени идет повествование? – Какое настроение автора вы почувствовали? – Что было для детей настоящим счастьем? – Прочитайте, как об этом пишет автор? – Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлёф в своей памяти? – Прочитайте слова, которые любила приговаривать бабушка. – Как вы думаете, зачем она это делала? – Что из рассказанного бабушкой, запомнила писательница? – Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки? Подтвердите ответ текстом. – Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлёф? – Давайте попробуем ответить на вопросы, которые волновали маленькую девочку. Почему животные и предметы оказывали милосердие? – Как вы думаете, ребята, зачем Господь пришел к людям на землю? А в чем, по-вашему, счастье? – Заканчивая свой рассказ, бабушка произнесла такие слова: «Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной»,– как вы их понимаете? – Подумайте, как еще можно было озаглавить рассказ? – Что побудило писательницу рассказать нам эту историю? – Какая опасность подстерегала человека, которому был необходим огонь? – Какие чудеса происходили с этим человеком? Какой поступок показал, что пастух тоже может быть милосердным? – Что означает слово «милосердие»? Приведите примеры милосердия из прочитанной литературы. – Прочитайте, что случилось в тот миг, когда пастух показал, что он может быть милосердным. – Почему в природе все радовалось? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Повествование идет от имени автора рассказа. – Автору грустно, потому что она потеряла свою бабушку, близкого ей человека, и этим горем хотела бы поделиться с нами. – Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы. – Я думаю, бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми. Может быть, поэтому Сельма Лагерлёф стала писательницей. – Она помнила маленькие молитвы, стихи псалма, но больше всего ей запомнился рассказ о Рождестве Христовом. – Из дома ушли сказания и песни, будто закрылась дверь в прекрасный, волшебный мир. – Сельма Лагерлёф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник. – Родился Иисус Христос, и вся природа радовалась этому. Даже злой пастух сжалился над Матерью и Младенцем. – Любя людей, заботясь о них, Господь хотел показать смысл жизни и открыть путь к вечному счастью. Иисус – значит Спаситель. Христос – помазанник Божий. – Счастье – это когда люди не болеют. Когда на земле нет войны – это тоже счастье. Люди должны любить друг друга и заботиться друг о друге. Господь пришел на землю, чтобы очистить людей от греха. – «Рождество». «Ночь перед Рождеством». «Рождение Господа». – Писательница собирает легенды о Христе. Отложилось в памяти, слышанное в детстве от любимой бабушки. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Бориса Пастернака «Рождественская звезда» | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников |
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Прочитать произведение Сельмы Лагерлёф «В Назарете». Подготовить к обобщающему уроку одно из самых любимых произведений зарубежных писателей (произведение можно проинсценировать, прочитать по ролям и т. п.) | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает что-то для себя. Какие же открытия вы сделали? – Ребята, помогите мне оценить наш урок. Что бы вы взяли: солнышко или тучку? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. – Продолжают одно из предложений: • Сегодня мне удалось… • На уроке было интересно… • Это произведение помогло мне понять… • Я узнал новое… • Я научился… Дети выбирают солнышко и объясняют свой выбор | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |