Методическая разработка внеклассного занятия
«Я- внимательный пешеход ».
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети.
В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность.
Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Передвижение человека в условиях современного дорожного движения, насыщенного большим количеством транспортных средств, многолетний жизненный опыт, постоянно растущее количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах страны и высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма, настоятельно требуют обучать школьников Правилам дорожного движения (ПДД) весь период их учебы в школе. Более всего подвержены опасности на дороге учащиеся младших классов, у которых отсутствуют достаточные знания и навыки участия в дорожном движении. Для детей нереально в короткие сроки уяснить все необходимое. Поэтому проведение обучения в начальных классах школы особенно ответственно. Обучение знаниям и навыкам безопасности дорожного движения — это та область знаний, которая проходит из года в год сквозной темой и имеет своей целью связать воедино на всю жизнь знания, умения и навыки учащихся в дорожном движении. Обучение детей правилам и безопасности дорожного движения — это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения. Задачи обучения — воздействовать на поведение участника движения и тем самым прийти к уменьшению числа ДТП и повысить общую культуру дорожного движения.
Возрастной «пик» попадающих в ДТП детей — 7 - 14 лет, т. е. это дети, обучающиеся в начальных и средних классах школы. Большой процент пострадавших учащихся начальных классов объясняется, с одной стороны, тем, что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, а с другой — особенностями функционирования психики детей этого возраста.
В возрасте приблизительно от 6 до 10 лет ребенок постепенно становится все более независимым. В этот период он начинает самостоятельно передвигаться по дороге, и поэтому обучение его Правилам дорожного движения приобретает особенно важное значение. Станет он здравомыслящим пешеходом, обладающим навыками безопасного поведения на дороге, или вырастет неисправимым нарушителем и потенциальной жертвой дорожно-транспортных происшествий? Это зависит от нас - взрослых. Переоценить здесь роль учителя невозможно.
В процессе обучения детей значительное место должно быть уделено умению «быть внимательным на дороге» и умению соблюдать Законы безопасности дорожного движения.
Цель данной методической разработки – повторение и закрепление знаний правил дорожного движения. Данная методическая разработка рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Актуальность данной работы состоит в необходимости соблюдения правил дорожного движения в свете участившихся случаев, приводящих к гибели людей.
Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств становится причиной дорожных происшествий.
Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с раннего возраста. Так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения. А их соблюдение - потребностью человека.
Цель занятия:
формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения;
практическая отработка в урочной и внеурочной деятельности Правил дорожного движения;
создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД, сохранения жизни и здоровья детей;
довести до сознания детей возможные последствия невнимательности и безответственного поведения на дорогах.
Задачи:
Образовательные:
Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах;
активизация интереса к предмету через игровую деятельность;
формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации;
закрепление правил дорожного движения;
формирование умений коллективной работы.
Воспитательные:
воспитать способность следовать нормам поведения;
воспитать уважительное отношение к предмету;
воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения;
Развивающие:
развитие воображения и творческих способностей;
развитие речи, мышления, памяти, скорости реакции, познавательной активности;
развитие навыков определения опасных дорожных зон и ситуаций;
развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы, проверять результаты.
Мероприятие по данной теме проводится после изучения всего курса, ей отводится 1 час.
Дети должны знать:
1. историю возникновения ПДД;
2. дорожные знаки, переходы дорог;
3. сигналы светофора;
4. виды транспорта;
5. правила движения на велосипеде;
6. правила движения по дороге.
Дети должны уметь:
1. ориентироваться в дорожных ситуациях;
2. оценивать свое поведение на дороге;
После прохождения занятий по изучению Правил дорожного движения обязательно проводится мероприятие по повторению, закреплению и проверке усвоенного материала.
Ход мероприятия:
Ведущий:
- Здравствуйте, ребята!
Послушайте, пожалуйста, стихотворение!
ребенок:
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
ребенок:
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Ведущий:
-Как вы думаете, про какие правила говорится в этом стихотворении?
(про правила дорожного движения)
-Правильно, ребята! Мы сегодня поговорим с вами о правилах дорожного движения.
Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом, некоторые из вас являются водителями велосипедов – всё это делает нас участниками дорожного движения. Каждый должен знать правила и соблюдать их. Поэтому мы сегодня закрепим наши знания в целях профилактики детского – дорожного травматизма, именно в начале учебного года.
Под фонограмму песни «Не вешать нос, гардемарины…»на сцену выходят дети из отряда ЮИД.
Слайд 1
ребенок:
-Добрый день, друзья!
ребенок:
-Как у вас дела?
ребенок:
-Команда «Светофорик»
ВСЕ:
- В гости к вам пришла!
Слайд 2
ребенок:
- Наш девиз:
ВСЕ:
-«На дорогах без аварий»
ребенок:
-Настроение –
ВСЕ:
- бодрое,
ребенок:
- Взаимоотношения –
ВСЕ
добрые!
ребенок:
- Жалоб нет,
ВСЕ:
- От «Светофорика» - привет!
(Исполняют песню «Песенка Бременских музыкантов»)
Ничего на свете нету
Чем бродить друзьям по белу свету
Кто с ЮИДом не страшны тревоги
Нам любые дороги дороги- 2 раза.
Слайд 3
ребенок:
Заучи закон простой,
Красный свет зажёгся …
ВСЕ:
- Стой!
ребенок:
Жёлтый скажет пешеходу,
Приготовься к …
ВСЕ:
-Переходу
ребенок:
А зелёный впереди,
Говорит он всем …
ВСЕ:
-Иди!
ребенок:
-Ребята, а вы знаете дорожные знаки? Сейчас проверим.
ребенок:
Если в красный треугольник
Помещён крутой зигзаг,
Это скажет каждый школьник, -
Не какой-нибудь пустяк,
А скорей наоборот. Здесь …. (Опасный поворот)
Слайд 4
ребенок:
Что написано на знаке
На латинском языке?
Тормозят невдалеке. (Стоп)
Слайд 5
ребенок:
Если в круге красном
Белый минус помещён
При движении опасном
Въезд здесь…… (строго воспрещён).
Слайд 6
ребенок:
Ни проехать, ни пройти!
Знак дорожный на пути!
Отдаёт приказы стрелка
Это место обойти.
Хочешь прямо? Что ты! Что ты!
Здесь ….. (дорожные работы)
Слайд7.
ребенок:
Этот знак такого рода:
Он на страже пешехода (пешеходный переход)
Слайд 8.
ребенок:
Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то («Осторожно! Дети!»)
Слайд 9.
ребенок:
: -А сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко»:
ребенок:
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…(Дорожный знак).
Слайд 10.
ребенок:
И шагая по дорогам,
Не забудьте, малыши,
Тротуары – пешеходам,
Остальное для…(машин)
ребенок:
Что за “зебра” на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это…(Переход).
Слайд 11.
ребенок:
-какие еще виды переходов могут быть?
(подземный и надземный переходы).
Слайд 12
-ты собираешься с родителями в поездку. Где ты должен сидеть?
(в детском кресле)
Слайды 13,14.
-где следует ожидать автобус, маршрутное такси?
(на остановке)
-что случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения?
(ДТП или авария)
ребенок:
-Перед близко идущим транспортом
Не перебегайте дорогу.
ребенок:
Потому что транспорт
Сразу остановить нельзя.
Слайд 15
ребенок:
I. Тормозной путь мотоцикла 10м.
2. Тормозной путь легкового автомобиля 6м.
3. Тормозной путь грузового автомобиля 11м.
ребенок:
- Статистика показывает, что при дорожно-транспортных происшествиях:
1. Каждый пятый погибший
Все:
Ребенок.
ребенок:
2. И каждый четвертый раненый
Все:
Ребенок.
3. 65% дорожных происшествий случается летом.
Слайд 16.
ребенок:
Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало
ребенок:
Чтоб жить, не зная огорченья.
Чтоб бегать, плавать и летать,
ребенок:
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду …
Все:
Соблюдать!
Слайд 17.
ребенок:
В нашей школе знает каждый -
ПДД знать очень важно!
Олег: Помни, друг мой, где б ты ни был
ПДД для всех едины!
Лишь шагнёшь ты за порог -
Сотни пред тобой дорог.
ребенок:
Если ходишь пешим ходом -
Ты зовёшься –пешеходом!
Пешеход ты иль водитель
Должен Правила блюсти!
ребенок:
А иначе, мой приятель,
Жизнь твоя в опасности.
ребенок:
(Выход Бабы Яги (выезжает на метле).
Би-би-би! Ж-ж-ж!
– Дорогу давай, недомерки! Чему только вас в школе учат – где к старшим уважение. К женщине почтение?! Иль не видите, я супер-старушка – Аварии подружка! Для вас, для малолеток – старушка Баба- Ежка!
ребенок:
– Эй, бабуля! Не грубите! И права нам предъявите!
Баба Яга:
-Что? Права? Щас, разбежалась! Вы отколь такие взялись?
ВСЕ:
Из отряда мы ЮИД!
Баба Яга:
- Ась, чего гудит?
ребенок:
– Не гудит и не пищит!
Светофор для вас горит!
Баба Яга:
Свето-что? Свето-зачем?
Ох, запутали совсем!
Ни к чему нам светофоры,
Мы и так: супершоферы!
ребенок:
Нет, бабуля, не скажите,
По- внимательней взгляните:
ребенок:
Красный свет – хода нет!
ребенок:
Желтый свет – тормози!
ребенок:
А зеленый свет зажгли –
Все:
Не задерживай – иди!
Баба Яга:- Так я и иду, в смысле еду, а вы не мешайте моему движенью – в смысле перемещенью!
Заладили свое: красный, синий, беленький, в желтую полосочку...
А может, я – дальтоник! (поет на мотив «Зайка моя»)
Я ночами плохо сплю,
Потому что и во сне рулю,
Не умею, нарушаю, но рулю
Все: Ты ночами плохо спишь,
Не умеешь, а рулишь!
И в аварию однажды угодишь!
(Звуки машин, визг тормозов)
Баба Яга:
Тормозите! Задний ход!
Нет, так дело не пойдет!
Смерти моей хотите,
Не выйдет, не дождетесь!
А ну, показывай, где тут дорожной грамоте учат?! Да поподробнее: как добраться, куда ехать.
ребенок:
– Никуда ехать не надо, вы уже приехали, точно на место, к самым лучшим знатокам дорожных наук!
ребенок:
«Жигули», «Тойоты», «Джипы»
Сразу растеряешься.
Коль в сигналах светофора
Ты не разбираешься.