Одним из приоритетных направлений моей работы в детском саду является раскрытие индивидуальных способностей дошкольника. Я как учитель-логопед занимаюсь постановкой звуков, выработкой правильного дыхания, помогаю ребенку автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки и ввести их в повседневную речь.
Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Поэтому считаю тему опыта работы актуальной. Многие ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в полной зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и пришли к заключению, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. В связи с этим в своей работе я провожу воспитательно-коррекционные мероприятия.
Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, которые вы видели на слайде, я разработала дидактическое пособие «Волшебная полянка», в которое вошла серия дидактических игр с пуговицами. Пособие получило рецензии: С. Р. Ушаковой, преподавателя ГОУ СПО «Ленинградского педагогического колледжа» Краснодарского края; Ю. В. Илюхиной, старшего преподавателя кафедры развития ребенка младшего возраста ГОУ ККИДППО. Материал данного пособия будет опубликован в журнале «Логопед» № 2 2012 года. Так же мною была разработана дополнительная образовательная программа «Развитие мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях в условиях логопункта ДОУ» и составлен перспективный план игр и упражнений с пуговицами для детей старшего дошкольного возраста.
Для того чтобы добиться положительных результатов в совместной деятельности я использовала разнообразные формы работы с детьми, педагогами и родителями. Включала в образовательный процесс словесные, демонстрационные, наглядные, индивидуальные методы и приемы.
Работу проводила в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На первом этапе мною была проведена беседа с детьми «История пуговицы».
Анализ беседы показал, что дети заинтересовались пуговицами.
С интересом отгадывали загадки:
ü Маленький, горбатенький в переулке завяз. (Пуговица)
ü Мышки из норки выглядывают. (Пуговицы)
Вместе выучили пословицы и поговорки:
ü Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.
ü На чужой рот пуговицы не нашить.
ü Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица.
ü Застёгнут на все пуговицы.
ü Прост, как пуговица.
Провела игру «Сделай такой же узор, как у меня», с заданием игры самостоятельно справилось 40%, прибегали к помощью 25%, остальные – 35% не справились с данным заданием.
Так же мною было проведено анкетирование родителей для того, чтобы выявить отношение их к развитию мелкой моторики рук с использованием пуговиц в детском саду и дома.
Проанализировав результаты, пришла к выводу, что у родителей не хватает времени заниматься с детьми и играть с пуговицами дома, но при этом они активно интересуются, чем их дети занимаются в детском саду.
С целью выявления отношения педагогов к использованию пуговиц в своей работе для развития мелкой моторики рук и речи детей провела среди них анкетирование.
В результате выявила, что педагоги знают и частично используют игры и упражнения с пуговицами в образовательном процессе.
На втором этапе я включала занимательные упражнения с пуговицами в каждое индивидуальное занятие. Ребята научились классифицировать их по цвету, величине, форме, по количеству дырочек для пришивания.
Предлагала ребятам игры, из дидактического пособия «Волшебная полянка», которые способствовали развитию мелкой моторики рук – дети научились правильно и быстро пристегивать двойные пуговицы с разной длиной нити, у дошкольников автоматизировались поставленные звуки, расширился словарный запас по лексическим темам, развились воображение, память.
Работу осуществляла пошагово, используя принцип дидактики и последовательности: от простого к сложному.
Игровой материал подобрала в соответствии с лексическими темами, изучаемыми в детском саду, и сопровождала четверостишиями, позволяющими настроить ребенка на выполнение предложенного задания.
Особое место в системе работы занимала игра «Маленький модельер». Соединяя «волшебные полянки», с помощью двойных пуговиц ребята научились моделировать одежду. Заключительным этапом этой игры стала демонстрация моделей для педагогов и родителей, авторами которых выступили дети.
Работа по формированию мелкой моторики рук, закреплению сенсорных навыков и пространственных представлений; развитию коммуникативной функции речи, воображения, памяти, лишь в том случае эффективна, если она проводится в тесном сотрудничестве с педагогами и родителями.
Поэтому на третьем этапе проводила мероприятия, которые вы видите на слайде.
ü открытые занятия;
ü совместные мероприятия с родителями;
ü консультации для родителей, педагогов;
ü мастер-класс для родителей и детей;
ü семинар-практикум для педагогов с элементами игры.
Благодаря совместным занятиям со мной, педагогами, родителями дети научились:
¾ выкладывать разнообразные узоры;
¾ определять пуговицы на ощупь по форме, величине;
¾ делать самомассаж;
¾ пристегивать двойные пуговицы на «Волшебную полянку»;
¾ придумывать свои сюжеты и выкладывать их из пуговиц;
¾ моделировать одежду для себя и своих друзей, что способствовало развитию речи детей, расширило словарный запас, помогло автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.
Следовательно, проведенная работа с детьми дала положительные результаты. А авторская книга «Увлекательное путешествие», которая выполнена в технике аппликации из вязанных крючком косичек, способствовала реализации цели и решению поставленных задач.
Ребята легко ориентировались по карте, с огромным удовольствием путешествовали по намеченному маршруту, выполняя различные игровые задания с пуговицами, крючками, кнопками, липучками, лентами и молниями.
Опыт работы по теме: «Игры с пуговицами: творим и говорим» реализовывался в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 8 в течение двух лет, в старшей и подготовительной группах по трем направлениям: совместная деятельность с детьми, взаимодействие с педагогами и родителями.
Комплекс мероприятий, разработанный в рамках реализации данного опыта работы и методические материалы к нему, надеюсь, окажутся интересными и полезными для учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений всех типов и родителей.
Играя с пуговкой, твори
И непременно – говори!
Друзьям своим ты покажи
И маму с папой научи,
Как новые узоры из пуговиц собрать
И мелкую моторику успешно развивать!
Спасибо за внимание!