В последнее время в образовательных организациях высшего образования широкое распространение получили методы активного обучения, интенсивного обучения, интерактивного обучения.
В педагогической литературе встречается следующее определение методов активного обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
Активное обучение – опора не только на восприятие, память и внимание, и, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление обучающегося. Теоретический анализ многообразного опыта его использования показывает, что отличительными особенностями активного обучения по сравнению с традиционным являются:
- принудительная активизация мышления и поведения обучаемых, что предполагает со стороны преподавателя создание таких условий, в которых обучаемый пассивен;
- активность обучаемых (все ее виды) сопоставима с активностью преподавателя;
- взаимодействие обучаемых между собой и/или с преподавателем;
- повышенная степень мотивации, эмоциональности, творческий характер занятий;
- приобретение и/или развитие профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений в сжатые сроки;
- наличие предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения учебного материала.
В основу классификации положено два признака:
- наличие модели (предмета или процесса деятельности) и
- наличие ролей (характер общения обучаемых).
По признаку воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности все методы и технологии активного обучения делятся на имитационные и неимитационные.
Неимитационные методы не предполагают построения модели, процесса или деятельности изучаемого явления. К неимитационным методам относятся проблемные лекции, семинар-дискуссия с «мозговым штурмом» или без него, различные дидактические игры, выездное практическое занятие, программированное обучение, письменные работы различного типа, стажировка без выполнения должностной роли.
В основе имитационных методов и технологий обучения лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, то есть воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.
Имитационные методы делятся на игровые и неигровые.
Неигровые методы и технологии представлены большой группой конкретных ситуаций (КС), Кейс-стади - представляет собой изучение и принятие решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Этот метод развивает аналитическое мышление слушателей, позволяет выбирать критерии нахождения оптимального решения.
К игровым имитационным методам (технологиям) можно отнести:
· стажировка с выполнением должностной роли,
· имитационный тренинг с использованием тренажеров различного типа,
· разыгрывание ролей (инсценировки)
· игровое проектирование,
· деловые игры,
· инновационно-деловые игры
· инновационные игры.
Стажировка с выполнением должностной роли предполагает исполнение под контролем преподавателя определенных профессиональных действий в реальных условиях.
Имитационный тренинг направлен на отработку навыков по работе с различными техническими средствами и устройствами.
Разыгрывание ролей (инсценировка) представляет собой игровой способ анализа конкретной ситуации, в основе которой лежат проблемы взаимоотношений и поведения людей. Этот метод направлен на развитие поведенческих умений как социального, так и профессионального характера.
Игровое проектирование представляет собой разновидность процедуры, суть которой состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов, базирующейся на сочетании индивидуальной и совместной работы обучаемых.
Наиболее сложной, синтетической формой активного обучения является деловая игра, представляющая собой имитационно-игровое моделирование функционирования социально-экономических систем и/или их элементов и деятельности занятых в них людей. Она происходит в форме ролевого взаимодействия по установленным правилам в условиях неопределенности или конфликта принятия решений, направленных на достижение желаемого состояния объекта управления.
Термин «интерактивное обучение» поднимается двояко. Во-первых, как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета, а также интерактивных средств. Во-вторых, как обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог. Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. В этом случае интерактивное обучение одновременно решает три задачи:
· учебно-познавательную (предельно конкретную);
· коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-
· интеллектуальным фоном процесса познания);
· социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за
· пределами учебного времени и пространства).
[1] См. Педагогика высшей школы: учебное пособие для магистров. Ч. 1 / авт. – сост. О.З. Кузнецова. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, 2014. – С. 61.