Психология подросткового и юношеского возраста
Программа специальной дисциплины
Стандарт СД
Екатеринбург
· Введение
Цель курса - сформировать у студентов представление о юношестве как о возрастной группе, имеющей специфические психологические особенности.
Задачи курса:
-ознакомить студентов с существующими теоретическими концепциями юности и данными экспериментальных исследований, проводившихся в данной возрастной группе;
-выявить особенности психологического развития в юношеском возрасте;
-на примере юношеского периода показать закономерности и вариативность возрастного развития;
-привлечь внимание студентов к проблемам психологии молодёжи, активизировать исследовательский интерес, аналитическую деятельность студентов в отношении данной проблематики.
Требования к уровню освоения содержания курса:
-студент должен ориентироваться в теоретических и экспериментальных исследованиях по данной проблематике;
- иметь представление о взаимосвязи детства, юношества и взрослости как этапов в развитии личности;
- знать специфические психологические особенности подросткового и юношеского возраста;
- понимать инструментальный характер полученных знаний, т.е. представлять, зачем и как он сможет применять их в жизни вообще и в профессиональной деятельности, в частности.
Изучение курса рассчитано на один семестр и завершается зачетом, на котором студенты должны продемонстрировать полученные знания.
I.
I. Содержание курса
1.Разделы курса, темы, их краткое содержание
№ п/п | Наименование разделов и тем курса | Содержание |
Раздел I. Возрастная стратификация юности | Возрастные критерии юности: психологические, нормативно-юридические, фактические. Юность как период «ролевого моратория». Юность как фаза перехода от детства к взрослости. Группообразующие признаки юношества: возрастные характеристики, социальное положение, социально-психологические свойства. | |
Раздел II. Психологические исследования юношеского периода развития | Биогенетические теории юности. Теории персонологической ориентации. Исследование развития в юношеском возрасте: метод поперечных срезов и метод продольных срезов (лонгитюдный). | |
Раздел III. Физическое и психосексуальное развитие в юности | Фазы юношеского периода: подростковый возраст, ранняя юность, поздняя юность. Половое созревание. Особенности препубертатного, пубертатного и постпубертатного этапов. Физическое развитие в подростковом и юношеском возрасте. Влияние физического созревания на психику подростка. Акселераты и ретарданты. Критерии психологического и социального созревания. Поведенческие, эмоциональные и когнитивно-оценочные компоненты юношеской сексуальности. Понятие половой роли. | |
Раздел1V. Познавательные процессы и способности | Развитие абстрактно-логического мышления и интеллектуальное экспериментирование. Увеличение произвольности и активности психических процессов в юности. Личностные свойства и творческий потенциал. Творческие достижения и учебная деятельность. Умственное развитие и стиль мышления. Тип нервной системы и индивидуальный стиль мышления. | |
РазделV. Эмоционально-волевые процессы | Физиологическая основа эмоциональных процессов в юношеском периоде. Акцентуации характера в подростковом возрасте. Эмоциональная чувствительность и психологические защиты в юношеском возрасте. Причины эмоциональных проблем в юношеском возрасте. Противоречивость эмоциональных реакций. Развитие волевой регуляции поведения. Динамика эмоциональных процессов в подростковом и юношеском возрасте. | |
РазделV1. Особенности общения в подростковом и юношеском возрасте Тема 1. Общение со взрослыми | Подростковая эмансипация от родителей (эмоциональная, поведенческая, нормативная). Влияние родителей, педагогов и сверстников на самооценку молодого человека. Влияние взрослых на личностное и профессиональное самоопределение молодых людей.Дружба со взрослыми. | |
Тема 2. Общение со сверстниками | Потребность в общении со сверстниками как альтернатива общению со взрослыми. Функции общения со сверстниками. Подростковая групповая конформность. Юношеские субкультуры. Дружба сосверстниками. Одиночество в юности. | |
РазделVП. Студенчество как возрастная и и социальная группа. Тема 1. Характеристика студенческого возраста | Группообразующие признаки студенчества. Биологические, социальные и психологические характеристики студенческого возраста.Сущность профессионального самоопределения. Мотивация выбора профессии. Адаптация студентов в условиях вуза. | |
Тема 2. Мотивация учебной деятельности студентов | Внешние и внутренние мотивы учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности и успеваемость студентов. Динамика мотивов в процессе обучения. | |
РазделVШ. Развитие профессионального самосознания студентов. | Структура профессионального самосознания. Объективные и субъективные факторы развития профессионального самосознания. Профессиональные экспектации. Кризисы профессионального становления. Уровни профессионализации. | |
Раздел1X. Особенности интеллектуального и и личностного развития студентов. | Динамика психических познавательных процессов в период обучения. Развитие общих и специальных способностей. Социальный интеллект и коммуникативная компетентность студентов. Жизненные стратегии студентов. |
Примерный перечень вопросов к зачету.
1. Возрастные границы и возрастные критерии подросткового и юношеского возраста.
2. Юность как фаза перехода от детства к взрослости: социально-историческая динамика. Этнокультурные различия критериев юношества.
3. Биогенетические теории юности.
4. Персонологические теории юношества.
5. Вклад в изучение проблем юношеского возраста Ж. Пиаже, К. Левина, Э. Эриксона.
6. Исследование юношеского периода отечественными психологами (Л.С. Выгодским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным).
7. Использование методов поперечных и продольных срезов при изучении юношеского периода развития. Крупнейшие лонгитюдные исследования подросткового и юношеского возраста и их результаты.
8. Модели индивидуального развития по Д. Левинджер.
9. Влияние физического созревания на психику подростка.
10. Когнитивный и эмоциональный компоненты самооценки. Влияние родителей, педагогов и сверстников на самооценку молодого человека.
11. Критерии психологического и социального созревания.
12. Типы протекания юности (по Э. Шпрангеру, К. Конраду, Д. и Д. Оффер).
13. Диалектика постоянства- изменчивости различных личностных свойств.
14. Развитие познавательных функций и интеллекта.
15. Развитие абстрактно-логического мышления и интеллектуальное экспериментирование.
16. Основные подходы к изучению возрастных закономерностей творчества.
17. Творческие достижения и учебная деятельность. Раскрытие способностей в сфере преимущественных интересов личности.
18. Личностные свойства и творческий потенциал.
19. Умственное развитие, тип нервной системы и индивидуальный стиль мышления.
20. Физиологическая основа эмоциональных процессов и влияние социальных факторов на эмоциональную сферу в юношеском возрасте.
21. Причины эмоциональных проблем в юношеском возрасте. Противоречивость эмоциональных реакций.
22. Эмоциональная избирательность. Развитие волевой регуляции поведения.
23. Зависимость психосексуального поведения юношей и девушек от свойств личности и социальных условий её развития.
24. Поведенческие, эмоциональные и когнитивно-оценочные компоненты юношеской сексуальности.
25. «Экспериментальный» характер юношеской сексуальности. Факторы, способствующие либерализации половой морали. Половое просвещение.
26. Понятие половой роли. Формирование сексуальной ориентации.
27.Влюбленность, ранние браки, разводы в юношеском возрасте.
28.Общение со сверстниками как реализация спектра потребностей.
29.Юношеские группы.
30.Дружба со сверстниками и дружба со взрослыми.
31.Юношеская некоммуникабельность и одиночество.
32. Формирование чувства взрослости. Личностное самоопределение в юности.
33. Юношеские субкультуры
34.Биологические, социальные и психологические характеристики студенческого возраста.
35.Факторы, определяющие профессиональное самоопределение и выбор абитуриентами вузов. Составление профессиограмм.
36.Адаптация студентов в условиях вуза.
37.Способность студентов к различным видам учебной деятельности.
38.Мотивация учебной деятельности студентов. Познавательная мотивация. Мотивация достижений и избегания неудач.
39. Отношение к будущей профессии и учебному процессу.
40. Психологические типы студентов в учебной и научной работе.
41.Развитие профессионального самосознания: объективные и субъективные факторы.
42. Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения.
43. Динамика психических процессов в период студенчества.
44. Развитие общих и специальных способностей и познавательная деятельность студентов.
45. Развитие эмоционально-волевой сферы в студенческом возрасте.
46.Общение в системах отношений: «студент – студент» и «преподаватель – студент».
47.Социально-психологический климат в студенческой группе. Использование социометрии и референтометрии для выявления эмоциональных и ценностных предпочтений студентов.
48.Психологическая структура студенческой группы.
49. Динамика межличностных отношений студентов за время обучения в вузе.
50. Жизненные стратегии студентов.