Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для достаточно глубокого понимания содержания произведения; способствовать формированию целостного представления об основной идее сказки, нравственному воспитанию учащихся; прививать интерес к творчеству П. П. Бажова; создать условия для осознания ценности духовно-нравственных качеств в жизни человека | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: сравнивать литературные произведения (сказки и сказы), внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст, выполнять анализ художественного произведения: давать характеристику главных героев произведения, рассказывать об основной идее произведения на основе характеров главных героев; работать в группе | Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке. Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении | Личностные: оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | |||||||||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Дома вы перечитали сказ П. Бажова «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст. Перед каждым на парте лежит листок с текстом, в котором пропущены некоторые слова, восстановите их | Учащиеся выразительно читают отрывки, которые им больше всего понравились, стараясь передать свои чувства, свое отношение к героям. Карточка. Так и стали жить вместе, дед ____________, _______________ Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- __________________, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на _________________ уходил, Дарёнка в избе _______________, похлебку да ________ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ____________. К вечеру соберутся, и ______________ им. Слова для справок: Кокованя, сиротка, поживали, работу, прибирала, кашу, ловила, весело. Выполняют взаимопроверку по шаблону: Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил, Дарёнка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | |||||||||||||||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – В некотором царстве, некотором государстве жил добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно добрые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали и говорили: это наш Бажов. Люди его очень любили и с гордостью произносили его имя. – Скажите, что вы чувствуете, когда слышите или произносите слово «добро», какие ассоциации возникают? – Назовите пословицы о добре, которые вы знаете. – Посмотрите, как много пословиц о добре сложил народ. А значит, оно очень важно для людей. – А вот какое добро важнее для человека, мы и выясним сегодня. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Расшифруйте запись на доске: Кквн, Дрнк, Мрнк, кзлк. Что связывает все эти слова? – Сегодня на уроке мы будем говорить о героях сказа, чтобы понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами и что нравится в людях Бажову. – Что именно мы можем о них сказать? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение. Добрый волшебник с Урала Павел Петрович Бажов, Чтобы нам скучно не стало, Сказочный отпер засов. Только засов отворился, В сказку открылась нам дверь, Запах лесов заструился, В мир ты волшебный поверь!* – Кокованя, Дарёнка, Мурёнка, козлик. Это герои сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце». – Описать внешность, характер, поступки героев | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | |||||||||||||||
III. Работа над жанром произведения | Беседа по содержанию сказа. – Прочитайте характеризующие Дарёнку слова и выражения, которые вы выписали дома. – Как по-новому раскрывается перед нами образ девочки? – Допишите в тетрадь характеристику Дарёнки. – Каков Кокованя? – Что нового узнали о старике Коковане? Допишите в тетрадь характеристику Коковани. – Что вас особенно поразило в сказе? – Как вы думаете, почему история о Серебряном копытце – сказ, а не сказка? – Читая произведение на прошлом уроке, мы с вами споткнулись на определении жанра. Не сказка, а сказ. Я просила вас найти в словаре литературоведческих терминов определение сказа. – Молодцы, ребята. А я вам на доске написала подсказку: «Сказ – рассказ – сказка». – Назовите еще слова с таким же корнем. – Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа. «Серебряное копытце» – это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами и что нравится в людях Бажову | Учащиеся читают характеристику старика. – Дарёнка – добрая, отзывчивая, аккуратная, хозяйственная, работящая, любит слушать сказки. – Кокованя – справедливый, добрый, честный, простой, мудрый. – Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова, произведения Д. Шергина. – Сказочник, рассказывать, присказка, подсказка. – Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл. – Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой | |||||||||||||||
IV. Характеристика героев произведения | Организует работу по составлению портретных характеристик героев произведения. – Назовите главных героев сказа. – Давайте дадим характеристику Дарёнке и Коковане. Охарактеризуем главных героев по плану в таблицах, которые лежат у вас на партах. Заполняйте таблицы ручкой, работайте в парах. – Для раскрытия пункта «Черты характера» вам в помощь на доске записаны слова, которые могут вам пригодиться при характеристике героев. Можете их использовать: эгоистичный, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, самолюбивый, справедливый, простой, внимательный, жадный. – Кто готов прочитать свою характеристику Дарёнки и Коковани по пунктам? – Что общего вы заметили в их описании? – Опишите волшебных животных | Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. Делятся впечатлениями.
Заполняют таблицы. Работают в парах.
– Дарёнка и Кокованя – одинокие, ценят красоту, природу. – Кошка Мурёнка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась. – Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стожках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре | |||||||||||||||
V. Самостоятельная работа | Проводит тест по теме урока (см. ресурсный материал). – Выберите правильный ответ | Выполняют тест. Выбирают правильные ответы | Принимать и сохранять учебную задачу | |||||||||||||||
VI. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Подготовить пересказ или выразительное чтение отрывка, который наиболее заинтересовал. Подобрать пословицы или поговорки, которые можно было бы употребить в сказе. Сделать рисунок к сказу | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи | |||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Поделитесь своим мнением о сказе. Что понравилось особенно? – Что поучительного взяли для себя? – Какую цель ставили на урок? Достигли цели? – Чему нас учат герои Павла Бажова? – Почему Коковане и Дарёнке так хотелось увидеть Серебряное копытце? – Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо? – Герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато? – Какими же мыслями хотел поделиться со своими читателями Павел Петрович Бажов? – Уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем. Он ценил в людях доброту, честность, упорство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. – Дать характеристику героям и их поступкам. Определить ценные качества личности. – Герои учат доброте, чуткости. – П. П. Бажов много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми тот славился, и ценил в людях доброту, честность и упрямство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами. Его произведения переведены почти на все языки мира. Не одно поколение читателей радовали и увлекали сказы Бажова. И жизнь им предстоит долгая-предолгая | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Ресурсный материал к уроку
ТЕСТ
1. Как звали деда, который удочерил сиротку? а) Ваня; б) Кокованя; в) Валя. 2. Как звали сиротку, которую взял к себе Кокованя? а) Мария; б) Дарья; в) Настя. 3. Как звали кошку Дарёнки? а) Барсик; б) Мурзик; в) Мурёнка. 4. Кого хотела увидеть Дарёнка в лесу? а) Лису; б) козлика; в) волка. 5. В какое время года Дарёнка увидела козлика? а) Летом; б) зимой; в) весной. 6. На какой ноге было серебряное копытце у козлика? а) На левой передней ноге; б) обеих передних ногах; в) правой передней ноге. 7. Сколько веточек на рожке козлика? а) Пять; б) восемь; в) семь. | 8. Какого цвета были камни, которые находили на покосном лужке? а) Белые; б) красные; в) зеленые. 9. Сколько лет было Дарёнке? а) 8; б) 6, в) 7. 10. Какого цвета была Мурёнка? а) Серая; б) белая; в) бурая. 11. Какое полное имя и отчество у Дарёнки? а) Дарья Григорьевна; б) Дарёнка Григорьевна; в) Даша Георгиевна. 12. Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган Кокованя? а) 5; б) 3; в) 2. 13. Сколько раз Серебряное копытце показался Дарёнке? а) 1; б) 2; в) 3. |
Ответы: 1 – б; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – б; 6 – в; 7 – а; 8 – в; 9 – б; 10 – в; 11 – а; 12 – в; 13 – б.