Бюджетная политика государства. Государственный бюджет как средство регулирования экономики. Проблема внешнего долга.
Под бюджетной политикой государства понимаются мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом.
В экономической теории известны несколько концепций бюджетной политики государства.
Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.
Вторая концепция бюджетной политики: бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.
Третья концепция ориентируется на идею так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией государство должно обеспечить сбалансированность экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым профицитом, так и устойчивым дефицитом бюджета.
Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. В зависимости от административно-территориального устройства управления конкретной страны (двухступенчатого - центральные и местные органы или трехступенчатого - центральная власть, правительства республик, областей, земель, провинций, штатов и т.п., а также местные органы - муниципалитеты, территориальные общины, коммуны и т.д.) бюджеты делятся на центральные, региональные и местные. Между ними существуют довольно сложные отношения по распределению доходов по видам поступлений и долей в них отдельных бюджетов, а также через перераспределительные функции центрального бюджета.
Государственный бюджет всегда был компромиссный и отражал соотношение сил основных носителей различных социально-экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и наемными работниками по поводу налогообложения собственности, доходов и заработной платы, бюджетных расходов на социальные цели; между общегосударственными и местными интересами, между промышленными и сельскохозяйственными регионами по поводу распределения налогов и бюджетных дотаций, ориентиров государственной территориальной структурной политики; между интересами отдельных отраслей и компаний по поводу налогов и субсидий, льготных кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство, инвестиционных вознаграждений. Достижения таких компромиссов сопровождается политической борьбой.
Цели и задачи налоговой политики. Виды налогов.
Налоговое регулирование, как и любая деятельность, требует установления целей и задач. Формулировка критериев, которым должна удовлетворять система налогообложения, содержится в принципах налогообложения. Впервые целостную систему таких принципов предложил А. Смит: «Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для другого лица... Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».
Практически все современные ученые-экономисты в том или ином виде выделяют следующие критерии:
• минимизация административных издержек,
• справедливость,
• экономическая эффективность.
Некоторые ученые-экономисты предлагают более широкие системы критериев. Наиболее развернутый и всеобъемлющий набор критериев приводит Стиглиц в своей работе «Экономика общественного сектора». Он выделяет пять «желаемых характеристик любой налоговой системы».
1) Экономическая эффективность: налоговая система не должна изменять эффективного распределения ресурсов.
2) Административная простота: налоговая система должна быть простой и относительно недорогой в управлении.
3) Гибкость: налоговая система должна просто (и в некоторых случаях автоматически) отвечать на изменения экономических условий.
4) Политическая ответственность: налоговая система должна быть устроена так, чтобы отражать общественные предпочтения, выражаемые гражданами в политическом процессе.
5) Справедливость: налоговая система должна быть справедливой в отношении к различиям налогоплательщиков.
ВИДЫ:
1)Прямые и косвенные.
Аккордные и подоходные.