Уровни научного познания | Эмпирический | Теоретический |
Изучает явления | Которые можно непосредственно наблюдать или на них воздействовать | Которые невозможно непосредственно наблюдать или на них воздействовать |
Объект | Научный факт | Проблема |
Метод | § Наблюдение – без вмешательства, в естественной среде Пример: наблюдение за поведением животных в естественной среде обитания § Эксперимент – создание определённых условий Пример: исследование микрочастиц с помощью большого адронного коллайдера | § Выдвижение гипотезы -предположения Пример: теория «большого взрыва»; таблица Менделеева § Научное моделирование – создание аналога реального объекта Пример: исследование гидродинамических и аэродинамических свойств объектов § Мысленный эксперимент- создание идеализированных объектов и манипулирование ими в искусственно задаваемых ситуациях. |
Приёмы | измерение, описание, сравнение | аналогия, абстрагирование, классификация |
Развитие науки
§ дифференциация: появление новых отраслей науки
§ интеграция: возникновение комплексных наук; образование крупных научных центров; интернационализация научного познания
Социальное познание
5.1. Особенности социального познания: § изучает наиболее сложноорганизованный объект (общество, духовный мир человека) § проблема субъективности, т.к. субъект познания тесно связан с объектом познания (плюрализм мнений, обусловленный социальными интересами и идеологическими предпочтениями) § ограничены возможности наблюдения (длительность во времени процессов общественного развития) и эксперимента. | 5.2. Методы социального познания: § интерпретация (оценка) социального факта с помощью конкретно-исторического подхода: ¾ учёт конкретных специфических условий ¾ изучение всех влияющих факторов и связей между ними ¾ изучение процессов в развитии ¾ выявление общего (повторяющегося) в различных социальных явлениях. § использование идеальных типов, обладающих обобщёнными характеристиками (общественно-исторические формации и т.д.) |
5.3. Виды социального познания:
Виды: | Социальные науки | Гуманитарное знание |
Что изучают | закономерности общественно-исторического развития | духовные ценности человека |
Пример | история, социология, политология, право | философия, этика, лингвистика, психология, искусствоведение |
Сознание – свойство высокоорганизованной материи (мозга) формировать субъективный образ объективного мира.
6.1. Компоненты сознания: мышление, знание, направленность, воля
Сознание | Бессознательное |
поддаётся волевому контролю | не поддаётся волевому контролю |
6.2. Виды:
по количеству обладающих сознанием субъектов | индивидуальное (мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, представлений, определяющих понимание мира, места в нем человека) |
общественное (менталитет — образ мышления, мировосприятие, присущие группе) | |
массовое – присуще большим разнородным группам людей, не являющихся целостным образованием, объединённых случайными признаками, ситуативно; формируется под воздействием СМИ | |
по способу формирования | теоретическое – формируется направленно, в результате организованной познавательной деятельности; обладает системностью, объективностью |
обыденное – формируется стихийно, в процессе жизни, несистематично, противоречиво, субъективно |
Самосознание - сознание субъектом самого себя, своего места в мире
Процесс формирования: самопознание — изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.
Способ формирования: идентификация – соотнесение себя с людьми и социальными группами
Результат:
§ Я-концепция (Образ «Я») — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая часть личности.
§ Самооценка – отношение индивида к себе
§ Самореализация – процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей.
Мировоззрение – целостное представление о природе, об обществе, о человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Структура: § Эмоционально-психологический компонент (настроение, чувства) § Познавательно-интеллектуальный компонент (знания) § Ценностно-ориентационный (интересы, установки, идеалы) | Функции: § гносеологическая(познавательная) - дает знание о явлениях окружающего мира; § аксиологическая (ценностно-ориентационная) – позволяет выработать отношение к окружающему и происходящему; § праксиологическая (практическая) – определяет поведение. |
Классификация типов мировоззрения:
§ обыденное (житейское) – формируется стихийно, на основе жизненного опыта, отличается субъективностью и узостью
§ мифологическое мировоззрение - основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру.
§ религиозное - основано на вере в сверхъестественные силы и догматах религии
§ научное – систематично, обоснованно, основано на объективных знаниях
§ гуманистическое - основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие