Создание рабочих мест в отраслях современных технологических укладов




Глава 3: Разработка рекомендаций по созданию высокотехнологичных рабочих мест в машиностроительном комплексе свердловской области

Создание рабочих мест в отраслях современных технологических укладов

Свердловская область является одним из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации, расположенных на границе Европы и Азии. Здесь сосредоточены мощное промышленное производство, богатые природные ресурсы, крупные транспортные потоки, солидный научный и человеческий потенциал. Развитие Свердловской области происходит в условиях конкуренции среди субъектов РФ за ресурсы, включая инвестиции, рынки сбыта, транспортные потоки.

На протяжении последних лет развитие Свердловской области происходило неравномерно. Как и другим субъектам Российской Федерации, Свердловской области не удалось избежать кризиса 2008-2009 годов, однако уже в 2010 году экономика Свердловской области достигла уровня докризисного 2007 года, а в 2011 году компенсировала спад кризисных лет. Индекс физического объема валового регионального продукта в 2011 году составил 109,9% к уровню докризисного 2007 года (рисунок 1). За период с 2007 по 2013 годы среднегодовой индекс физического объема валового регионального продукта составил 102,7%, что выше, чем в целом по Российской Федерации (101,9%).

 

 

Рисунок 1

Индекс физического объема ВРП Свердловской области в сравнении с РФ,
в % к уровню 2007 года

Свердловская область вносит весомый вклад в суммарный валовой региональный продукт Российской Федерации − около 3%. По объему ВРП экономика Свердловской области – шестая среди субъектов РФ по итогам
2013 года.

К настоящему времени Свердловская область стала одним из крупнейших индустриальных регионов Российской Федерации.

После кризиса 2008–2009 годов и завершения периода восстановительного роста 2010-2012 годов наступил новый этап развития экономики Свердловской области, сопровождаемый замедлением темпов роста из-за возникшей паузы перед сменой модели развития и изменившихся внешнеэкономических условий.

Тем не менее по большинству важнейших социально-экономических показателей развития Свердловская область в 2014 году сохранила свои позиции в первой десятке регионов Российской Федерации (таблица 1).

Таблица 1

Место Свердловской области среди субъектов Российской Федерации

Наименование показателя 2014 г.
Объем отгруженных товаров собственного производства в промышленности (С+D+Е)  
Оборот розничной торговли  
Оборот оптовой торговли  
Объем платных услуг населению  
Инвестиции в основной капитал  
Ввод в действие жилых домов  

За последние годы структура экономики Свердловской области претерпела позитивные изменения, приблизившись к параметрам развитых стран: доля сферы услуг в валовом региональном продукте увеличилась с 52,0% в 2007 году до 60,8% в 2013 году, а доля материального производства снизилась соответственно с 48% до 39,2%.

Несмотря на структурные сдвиги, промышленный комплекс продолжает занимать доминирующие позиции в экономике Свердловской области, поэтому темпы развития промышленности являются определяющими для темпов развития экономики региона в целом.

В составе экономики Свердловской области представлены все основные отрасли промышленного комплекса. Свердловская область относится к числу десяти основных регионов, на долю которых приходится около 50% производимой в России промышленной продукции.

В 2007–2013 годах промышленность Свердловской области развивалась в сложных условиях. Докризисного уровня 2007 года промышленность региона достигла в 2012 году, а в 2013 году превысила его на 7,6%, в 2014 году – на 9,4%.

На долю предприятий промышленного комплекса приходится 75,1% общего объема отгруженной продукции крупных и средних организаций по итогам 2014 года, 72,3% сальдированной прибыли, обеспечена занятость 28,7% работающего населения.

В 2014 году по сравнению с уровнем 2007 года выработка на 1 работника увеличилась в сопоставимых ценах на 37,6%, в фактических ценах в 2,2 раза (таблица 2). При этом выработка остается низкой по сравнению с производительностью ведущих компаний мирового уровня (в 2011 году в промышленности Свердловской области она составила 26% от мировой).


Таблица 2

Основные показатели развития промышленного производства

Свердловской области

  2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Объем отгруженной промышленной продукции, млрд. рублей                
Доля промышленного производства в ВРП, в % 40,1 40,0 35,5 37,8 36,6 33,0 31,8 н/д
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году 107,3 95,4 81,1 117,3 106,2 109,6 102,7 100,8
Выработка (объем отгруженной продукции на 1 работника), тыс. рублей
в ценах 2014 года 2500,9 2481,8 2254,3 2782,1 2910,5 3179,4 3301,6 3441,3
в фактических ценах 1600,4 1835,5 1677,1 2419,5 2881,7 3096,6 3212,7 3441,3

 

В структуре промышленного производства наибольшую долю занимают обрабатывающие производства (в 2014 году – 85,6%). За период 2007–2014 годов доля обрабатывающих производств увеличилась на 2,3 п.п., доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды – на 0,2 п.п., при этом доля добычи полезных ископаемых снизилась на 2,1 п.п. (рисунок 2).

 

Рисунок 2

Структура объема промышленного производства,

в процентах к предыдущему году

 

2007 год 2014 год

 

Отличительной особенностью отраслевой структуры обрабатывающих производств Свердловской области является высокий удельный вес металлургического и машиностроительного секторов (в 2014 году 47,5% и 21% соответственно).

Сельскохозяйственный комплекс составляет 2,4% в валовом региональном продукте Свердловской области.

За период с 2007 по 2014 год объём продукции сельского хозяйства, произведенной хозяйствами всех категорий, увеличился на 17,8% в сопоставимых ценах и в 2014 году составил 65,9 млрд. рублей.

Приоритетным направлением сельскохозяйственного производства является животноводство. Доля продукции животноводства в продукции сельского хозяйства (в фактических ценах) в 2014 году составила 61,1%, что на 8,3 п.п. выше уровня 2007 года.

К определяющим факторам роста ВРП Свердловской области относится потребительская активность.

Темпы роста потребительского рынка Свердловской области опережали среднероссийские значения. За период 2007–2014 годов оборот розничной торговли увеличился в 2,5 раза (в Российской Федерации – в 2,4 раза). В течение 2014 года ситуация на потребительском рынке складывалась под влиянием процессов, происходящих в российской экономике, что привело к замедлению темпов роста основных показателей отрасли.

В 2014 году оборот розничной торговли составил 998,6 млрд. рублей, в том числе на душу населения 230,9 тыс. рублей. В структуре розничной торговли преобладающим остается удельный вес непродовольственных товаров – 53,3% в 2014 году.

Состояние потребительского рынка является одним из важнейших показателей уровня социально-экономического благополучия населения. По объему оборота розничной торговли Свердловская область по итогам 2014 года занимает 1 место среди областей Уральского федерального округа, 5 место среди субъектов Российской Федерации.

Свердловская область считается привлекательным регионом для вложения инвестиций. На территории Свердловской области успешно реализуется ряд крупных инвестиционных проектов. С 2007 года создано и работает совместное американо-российское предприятие «Урал Боинг Мануфэкчуринг», которое осуществляет производство титановых деталей для самолета Боинг 787 Дримлайнер. Предприятие «Уральские локомотивы», созданное группой «Синара» и германским концерном «Сименс», выпускает на Среднем Урале современные грузовые локомотивы для «Российских железных дорог». Компанией «Ренова СтройГрупп» реализуется проект комплексной застройки крупнейшего в России и странах Евросоюза нового жилого района города Екатеринбурга «Академический», предусматривающий строительство более 13 млн. квадратных метров недвижимости и обеспечение комфортного проживания более 325 тыс. человек. Крупнейший российский производитель синтетических смол и пластмасс – предприятие «Уралхимпласт» создало на своей площадке промышленный Химический парк «Тагил», вошедший в реестр индустриальных парков России.

В 2007-2014 годах в экономику Свердловской области привлечено
2302 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что позволяет занимать лидирующие позиции среди других субъектов РФ. Накопленный рост инвестиций в основной капитал за 2008–2014 годы выше среднероссийских значений: в Свердловской области инвестиции – в 1,27 раза, в среднем по России – в 1,17 раза.

Строительный комплекс Свердловской области обеспечивает развитие многих смежных отраслей, его удельный вес в ВРП по итогам 2013 года составил 5%.

За период с 2007 по 2014 годы в Свердловской области выполнено строительных работ в объеме 789,7 млрд. рублей (рисунок 3).

 

Рисунок 3

Динамика объема работ, выполненных собственными силами по виду деятельности «Строительство» в Свердловской области,

млрд. рублей в 2007–2014 годах

По основным показателям деятельности строительный комплекс Свердловской области входит в тройку наиболее развитых регионов Уральского федерального округа: в общих объемах подрядных работ Уральского федерального округа доля Свердловской области в последние годы составляет 13–17%, в объеме ввода жилья – около 30%.

В 2014 году Свердловская область ввела в эксплуатацию 2 424 тыс. кв. метров жилья (таблица 3) и вышла на 1-е место по объему ввода жилья среди регионов Уральского федерального округа и 7 место среди субъектов Российской Федерации.

Таблица 3

Динамика ввода в действие жилых домов

  2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Введено в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади 1658,8 1702,0 1590,7 1770,1 1822,2 1869,4 1755,3 2424,0
в % к предыдущему году 129,2 102,6 93,5 111,3 102,9 102,6 93,9 в 1,4 раза
на 1000 человек, кв. м общей площади 383,5 394,2 369,0 411,4 423,5 433,6 406,5 560,6

 

В Екатеринбурге с 2005 года реализуется крупнейший в стране проект комплексного освоения территории – возводится жилой микрорайон «Академический», который является пока самым крупным градостроительным проектом в Европе. Итоговая застройка района к 2030 году достигнет 13 млн. квадратных метров жилой и нежилой недвижимости с предполагаемой численностью населения более 320 тыс. жителей.

Специфика Свердловской области – «срединное» экономико-географическое положение между европейской и азиатской частями страны. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений является развитие региона как крупного транспортно-логистического узла Российской Федерации.

Транспортная система Свердловской области имеет не только областное значение, но и обеспечивает своими услугами сопредельные территории и даже международные потребности (обеспечение связей Восток - Запад, Урал - Западная Сибирь, Средний Урал - Казахстан).

Через область выгодно проходят транзитные транспортные пути, которые идут из западной части России в азиатские районы, в том числе в нефтегазовые районы северной части Тюменской области (ХМАО и ЯНАО), а также пересекают область в меридиональном направлении – с севера (из Республики Коми, ХМАО и ЯНАО) на юг (на Южный Урал и далее в Казахстан и Среднюю Азию).

Транспортная система Свердловской области представлена всеми видами транспорта, кроме морского, и является одной из ведущих отраслей экономики региона. На долю транспорта приходится 9,5% валового регионального продукта. По сравнению с докризисным 2007 годом доля транспорта увеличилась
на 2,2 п.п.

В Свердловской области расположен международный аэропорт «Кольцово» – динамично развивающийся воздушный порт России, играющий ведущую роль в обслуживании мировых транзитных транспортных коридоров. По итогам 2012 года Кольцово признан лучшим аэропортом региона СНГ и удостоен премии World Routes Awards, в 2013 году вошел в пятерку лучших аэропортов мира по версии World Routes Awards.

В мае 2014 года международный аэропорт «Кольцово» был признан победителем в номинации «Бизнес-пространство в общественном интерьере» ежегодной премии за лучшее решение бизнес-пространства Best Office Awards. «Кольцово» стал первым среди аэропортов страны, получившим такую высокую архитектурную награду.

Устойчивое развитие экономики Свердловской области создает основу для повышения уровня жизни населения.

Номинальные денежные доходы, полученные населением Свердловской области в 2014 году, составили по предварительным данным 1662,9 млрд. рублей (32072,2 рубля на одного жителя в месяц) против 1607,1 млрд. рублей (31 013,0 рубля) в 2013 году. В течение 2014 года наблюдался рост среднедушевых денежных доходов населения Свердловской области в сравнении с аналогичным периодом 2013 года (кроме марта и декабря – снижение на 4,9% и 2,6% соответственно). При этом темпы роста показателя складывались несколько ниже, чем в 2013 году. Реальные денежные доходы (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизились на 4,1%.

Основной составляющей структуры денежных доходов экономически активного населения остается оплата труда.

В 2007–2014 годы в Свердловской области наблюдалась положительная динамика заработной платы, за исключением кризисного 2009 года (таблица 4). Пик роста заработной платы пришелся на 2007 год (129,8%).

Таблица 4

Динамика среднемесячной заработной платы в Свердловской области

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Среднемесячная заработная плата, рублей 13986,9 17526,7 17336,3 19756,7 22179,2 25138,8 27608,2  
в % к предыдущему году 129,8 125,3 98,9 114,0 112,3 113,3 109,8 106,5

О повышении благосостояния населения Свердловской области свидетельствует последовательное сокращение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

Доля такой категории населения в Свердловской области сократилась с 10,4% в 2007 году до 8,4% в 2013 году. На протяжении 2007–2013 годов Свердловская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации с минимальным значением категории населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. При этом в 2008 году на фоне кризисных явлений в экономике регион опустился с 3 на 6 позицию. В последующие годы реализация комплекса мер по повышению денежных доходов населения позволила Свердловской области улучшить положение в рейтинге субъектов Российской Федерации и по итогам 2013 года занять 4 место.

Сохранение и развитие человеческого потенциала является основной задачей долгосрочного развития Свердловской области.

В настоящее время на демографическую ситуацию в регионе продолжают оказывать влияние негативные тенденции, заложенные еще в 90-х годах прошлого столетия, характеризующиеся резким спадом рождаемости и ростом числа умерших. В 1991 году впервые в новейшей истории в Свердловской области численность умерших превзошла число родившихся, с тех пор начался двадцатилетний период естественной убыли населения.

С середины 2000-х годов наметилась тенденция увеличения уровня рождаемости и снижения уровня смертности, началось постепенное сокращение естественной убыли населения. С 2007 года в Свердловской области, как и в Российской Федерации в целом, начала формироваться активная демографическая политика, направленная на улучшение демографической ситуации.

В 2012 году в регионе зафиксировано преодоление «русского креста» – впервые за последние 22 года естественный прирост населения сменил естественную убыль, и составил 1,5 тыс. человек (рисунок 4). Кроме того, в 2012 году суммарный коэффициент рождаемости в Свердловской области составил 1,83, что превышает среднероссийское значение показателя (1,61) на 13,7%.

Рисунок 4

Динамика числа родившихся и числа умерших в 2007-2014 годах,
тыс. человек

В 2014 году в Свердловской области естественный прирост населения составил 2428 человек, или 0,6 промилле (в расчете на 1000 населения).

По данным на 01 января 2015 года численность постоянного населения Свердловской области составила 4 327,4 тыс. человек, увеличившись на 6,8 тыс. человек по сравнению с уровнем 01 января 2014 года (рисунок 5).

Рисунок 5

Численность постоянного населения (на начало года), тыс. человек

В Свердловской области за счет реализации государственных мер, направленных на улучшение демографической ситуации, и проведения собственной демографической политики удалось нивелировать негативные последствия предыдущего периода. Вместе, с тем в регионе по-прежнему остается неблагоприятная возрастно-половая структура населения: растет численность населения старше трудоспособного возраста, сокращается численность женщин фертильного возраста, увеличивается демографическая нагрузка на трудоспособное население.

Таблица 5

Основные показатели социально-экономического развития
Свердловской области в 2007-2014 годах

(в %, в среднем за год)

  2007-2009 2010-2013   2007-2014
ВРП 99,7 107,2 100,4* 103,5
Индекс промышленного производства 94,0 108,8 100,8 102,0
Индекс производства продукции сельского хозяйства 100,4 102,3 100,3 101,3
Инвестиции в основной капитал 101,2 109,3 102,9 105,4
Реальные располагаемые денежные доходы 107,5 103,6 95,9 104,1
Оборот розничной торговли 110,6 107,4 97,1 107,2

 

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года разработан на вариантной основе. Основные сценарии прогноза – консервативный, инновационный и целевой (форсированный) – разработаны на основе предположения об относительной стабилизации динамики цен на нефть и другие сырьевые ресурсы в реальном выражении.

Основные сценарии предполагают сохранение тенденции глобализации рынков с опережающим ростом мировой торговли и сокращением разрыва в уровне доходов между развивающимися и развитыми странами. Динамика мирового ВВП в 2013-2030 гг. оценивается на уровне 3,5%, что ниже среднего роста
в 2001-2008 гг. (около 4%), но примерно соответствует среднему темпу роста в период 1980-2010 годов. Продолжится изменение структуры роста в пользу развивающихся экономик. Развитые страны в условиях старения населения и высокой долговой нагрузки будут расти темпами не выше 1,5-2% в год и снизят свой вес в мировом выпуске с 51% в 2012 году до 40%. При этом Китай и Индия увеличат свою долю в мировом выпуске с 21% в 2012 году до 30% в 2030 году.

Прогноз исходит из достаточно консервативных предположений относительно мировых цен на нефть и другие сырьевые ресурсы. Цена на нефть несколько вырастет относительно 2012 года в результате роста потребления развивающихся стран и будет находиться в диапазоне 90-100 долларов США (в реальных долларах США 2010 года) в период до 2025 года. После 2025 года возможно возобновление роста цен на нефть в результате ухудшения условий добычи при усилении спроса со стороны развивающихся стран. К 2030 году цена на нефть достигнет 110 долларов США за баррель (164 доллара США за баррель в текущих ценах).

Консервативный и инновационный сценарии прогноза социально-экономического развития Российской Федерации базируются на среднем сценарии демографического прогноза, разработанного Росстатом с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. Сценарий предполагает усиление тенденции старения населения и ухудшение возрастной структуры при относительной стабилизации общей численности населения. Численность населения трудоспособного возраста к 2030 году сократится на 10 млн. человек при увеличении населения моложе и старше трудоспособного возраста на 9 млн. человек. В результате возрастет демографическая нагрузка на трудоспособное население. Если в 2011 году на 1000 лиц трудоспособного возраста приходилось 635 нетрудоспособных, то к 2030 году будет приходиться 831 трудоспособный. Суммарный коэффициент рождаемости по данному сценарию в 2030 году составит 1,7 (в 2011 году 1,6). Следствием демографического старения населения станет рост общего коэффициента смертности до 14 в 2030 году (13,5 в 2011 году). При этом ожидаемая продолжительность жизни к 2030 году увеличится до 74 лет.

Максимальная эффективность выполнения мер по улучшению демографической ситуации учтена в высоком сценарии демографического прогноза, на основе которого формируется форсированный вариант долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. В этом сценарии к 2030 году суммарный коэффициент рождаемости увеличится до 1,96, общий коэффициент смертности снизится до 11,2 и продолжительность жизни вырастет до 78 лет. Численность постоянного населения к 2030 году увеличится до 151,4 млн. человек. В рамках этого сценария обеспечивается достижение показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606, – к 2018 году обеспечить увеличение продолжительности жизни до 74 лет, а суммарного коэффициента рождаемости до 1,753.

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,2% в 2012-2030 годах. Экономика увеличится к 2030 году в 2 раза, а доля России в мировом ВВП несколько уменьшится – с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.

Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания. Расходы на научные исследования и разработки возрастут к 2030 году до уровня не выше 1,3% ВВП. Расходы на образование на протяжении всего периода стабилизируются на уровне 4,8-6,0% ВВП (в том числе бюджетная система – 4,0-5,1% ВВП). Расходы на здравоохранение до 2030 года будут находиться в диапазоне 4,6-6,2%, в том числе за счет бюджетной системы 3,6-4,9% ВВП. Уровень частных и государственных инвестиций в человеческий капитал будет значительно уступать параметрам развитых стран.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет также улучшить социальные параметры развития.

Частные и государственные расходы на здравоохранение возрастают с 4,6% ВВП в 2010 году до 6,1% ВВП в 2020 году и 7,1% ВВП в 2030 году, расходы на образование – соответственно до 6,0 и 6,5% ВВП (в 2010 году – 5,2% ВВП). Расходы на науку возрастают с 1,2% ВВП в 2010 году до 2,5% ВВП в 2030 году, что сопоставимо с параметрами развитых стран. При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики по отношению к 2010 году: энергоемкость ВВП снизится в 2020 году на 24%, в 2030 году на 43%, производительность труда возрастет в 2020 году в 1,5 раза и в 2030 году соответственно в 2,4 раза. Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,1% в 2013-2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики. Сценарий предполагает сохранение нулевого баланса текущего счета, который достигается за счет существенного наращивания экспорта высокой степени переработки. При этом преобладает тенденция к умеренному ослаблению курса рубля.

Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния российских граждан и повысить статус России в мировой экономике. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире.

Рост экономики будет опираться на активные социальные сдвиги. Доля среднего класса повысится с 22% в 2010 году до 37% в 2020 и 48% в 2030 году.[1]

Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой частных накоплений и созданием мощного экспортного сектора продукции с высокой добавленной стоимостью.

Сценарий соответствует ориентирам долгосрочной государственной экономической политики и характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста. Это предполагает ускорение реформ для улучшения бизнес-климата и интенсификацию притока иностранного капитала, а также активизацию использования национальных сбережений и рост государственных расходов на развитие социальной и транспортной инфраструктур.

Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 596-606, по созданию и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, увеличению объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% к 2018 году, увеличению относительно уровня 2011 года доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза, производительности труда в 2018 году в 1,5 раза, а также мероприятий в рамках реализации государственной социальной политики, включая увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,6-1,7 раза, в том числе увеличение заработной платы работников бюджетной сферы и научных сотрудников к 2018 году до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,4%, что позволит увеличить долю России в мировой экономике до 5,3% мирового ВВП к 2030 году.

Различие сценариев вытекает из разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности.

Консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в российской экономике и характеризуется более высокой вероятностью реализации, чем инновационный и форсированный сценарии. Ресурсы и уровень организации бизнеса и занятых в инновационных секторах экономики значительно слабее, чем в энерго-сырьевых секторах (около трети занятых и 10% ВВП).

Инновационный и форсированный сценарии предполагают значительно более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Они связаны с инвестированием в высокотехнологичные проекты и развитие человека с параметрами, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы окупаемости. Переход к инновационному социально-ориентированному развитию предполагает формирование новой элиты в бизнесе, государственном аппарате и обществе, ориентированной на завоевание Россией лидирующих позиций в мире.

Основные преимущества инновационного сценария в динамике экономического роста и доходов населения по сравнению с консервативным сценарием проявляются после 2015-2018 годов. В то же время уже в среднесрочной перспективе инновационный сценарий отличается от консервативного качественными параметрами экономического и социального развития, особенно в сфере развития человеческого потенциала.

Инновационный сценарий отличается повышенной устойчивостью к возможному падению мировых цен на нефть и сырьевые товары, а также к общему ухудшению мировой динамики и усилению глобальных торговых и финансовых дисбалансов. В то же время форсированный сценарий, который предполагает максимизацию использования всех факторов роста, характеризуется усилением макроэкономической несбалансированности. Вариант предполагает рост долгов корпоративного сектора до 119% ВВП в 2030 году против 78% ВВП по инновационному сценарию. Долги домашних хозяйств вырастут по форсированному сценарию до 65% ВВП, по инновационному сценарию – до 52% ВВП. Сальдо счета текущих операций, начиная с 2015 года, будет устойчиво негативным, что приведет к повышению уязвимости национального хозяйства к внешним шокам.

В консервативном сценарии развития потенциальные темпы роста экономики России не превышают 3,2% в год. По мере исчерпания возможностей догоняющего роста вклад совокупной факторной производительности сокращается с 1,2 п.п. в 2015 году до 0,7 п.п. в 2030 году. На протяжении периода 2015-2030 гг. вклад капитала в рост ВВП будет составлять около 1,4 п.п. в год. Слабый вклад инновационного фактора не компенсирует снижение вклада совокупной эффективности факторов производства и негативного эффекта предложения труда.

Инновационный сценарий характеризуется ускорением экономического роста в среднем до 4,1% в год. По сравнению с консервативным сценарием существенно усиливается инновационная составляющая роста. В консервативном сценарии ее вес остается на уровне 2000-х годов (0,5-0,6 п.п.), тогда как в инновационном сценарии ее вклад повышается как минимум втрое. Увеличение инновационной компоненты развития обеспечивается за счет вклада науки и технологий (и частных, и государственных затрат), который дает около 0,3 п.п. роста ВВП, и повышения качества человеческого капитала (образования и здравоохранения) – 0,8 п.п. экономического роста.

В сценарии предполагается усиление действия фактора капитала, который в среднем будет обеспечивать 1,8 п.п. роста ВВП в год. Активизация частных инвестиций будет основана также на быстром обновлении транспортной инфраструктуры. Так, на эффект от модернизации транспортной инфраструктуры (без трубопроводного транспорта) приходится, по оценке, около 0,3-0,5 п.п. роста экономики.

Вклад фактора капитала в экономический рост особенно высок в форсированном сценарии и обеспечивает ускорение роста до 5,4%. Средние темпы роста инвестиций в 2015-2030 гг. предполагаются на 1 п.п. в год выше, чем в инновационном сценарии. При этом наиболее высокие темпы роста предполагаются в 2016-2020 гг., для модернизации производств и обновления технологий потребуется рост инвестиций в среднем на 11-12% в год, что не менее чем на 5 п.п. выше, чем в инновационном сценарии. За счет этого фактора обеспечивается дополнительный прирост ВВП на 1 п.п. в год. К 2026-2030 гг. темпы роста инвестиций в варианте 3 замедлятся до 3,7-4,2% в год, что уже не будет создавать дополнительных возможностей для повышения темпов экономического роста по отношению к инновационному варианту. В целом, форсированный рост инвестиций будет определять 2,6 п.п. роста ВВП в год.

Кроме ускоренного роста инвестиций в основной капитал дополнительный вклад в повышение темпов роста ВВП в варианте форсированного развития создается также за счет более высоких вложений в развитие науки и технологий и в человеческий капитал. Дополнительный вклад за счет этого фактора оценивается в 0,2 п.п. темпа прироста ВВП.

Факторы, обеспечивающие развитие по инновационному и форсированному сценариям, характеризуются различной ролью и масштабами своего вклада в ускорение экономического роста по этапам долгосрочной перспективы.

Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на период до 2020 года будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от
07 мая 2012 года№ 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». В ближайшие годы будет реализован задел для достижения долгосрочных интересов России, которые состоят в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство.

Сценарии консервативного и инновационного развития экономики не позволят достичь параметров, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации. Так, слабая инвестиционная активность определит повышение доли валового накопления основного капитала в ВВП с 21% в 2011 году максимально до 25% в 2018-2020 годах. Рост производительности труда к 2018 году составит чуть более 30% относительно уровня 2011 года.

Сценарий инновационного развития способствует более выраженному улучшению качественных характеристик. В 2018-2020 гг. доля инвестиций в основной капитал в ВВП будет находиться в пределах 26-27%, рост производительности труда к 2018 году относительно 2011 года увеличится в 1,4 раза.

В форсированном сценарии инновационный импульс, реализуемый стратегиями развития высокотехнологичных отраслей, позволит увеличить долю высокотехнологичного наукоемкого сектора в ВВП с 0,9% в 2011 году до 1,7% ВВП в 2015 году и до 2% к 2020 году. Это позволит достичь параметра Указа Президента Российской Федерации о повышении доли этого сектора в ВВП в 1,3 раза к 2018 году. Экономическая политика, направленная на улучшение бизнес-климата и увеличение притока иностранного капитала, предполагает существенный рост доли валового накопления основного капитала в ВВП – до 25% к 2015 году, до 28% к 2018 году и до 30% к 2020 году. Форсированный сценарий развития характеризуется интенсификацией всех факторов экономического роста для достижения целевого параметра роста производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года в условиях относительно стабильных мировых цен.

Повышение стоимости труда будет стимулировать модернизацию рабочих мест с целью увеличения производительности труда, а принимаемые меры по повышению профессиональной подготовки и переподготовке кадров, стимулированию трудовой мобильности населения приведут к качественному улучшению рабочей силы. Эти тенденции позволят создать в форсированном сценарии почти 24 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2018 году и более 26 млн. мест к 2020 году.

Таблица 6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: