Психологическое исследование ученика может помочь решить разнообразные педагогические проблемы: выявить причины трудностей в усвоении школьной программы, причины неадекватного поведения и т.д. Только на основе психологического изучения ученика можно создать благоприятные условия для его личностного роста. Практиканту рекомендуется выбрать ученика, у которого имеется определённая психологическая проблема.
ЭТАПЫРАБОТЫСТУДЕНТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1. Постановка цели исследования. Студент должен сформулировать цель предстоящего исследования. Такой целью может быть выявление психологических причин: а) низкой успеваемости (или высокой успеваемости в учебной деятельности); б) особенностей поведения ученика (сложных конфликтных взаимоотношений с классным коллективом, учителями или родителями; популярности и авторитета среди одноклассников); в) проблем, переживаемых самим учеником (неуверенность в себе и т.д.). Возможны и другие цели исследования.
2. Сбор и изучение данных об ученике. Сбор, как можно более полной информации об ученике, осуществляется в ходе бесед с классным руководителем, учителями предметниками, родителями, одноклассниками, с самим учеником. Необходимо вести наблюдение за учеником на уроках, во время перемен, внеклассных мероприятий. Проанализировать продукты его деятельности, тетради, оценки в журнале. Следует отличать факты от готовых мнений и выводов учителей, родителей. Оценки поведения и интеллектуальных способностей ученика, жалобы и высказывания должны быть обязательно отмечены, но как мнение конкретного лица или как самооценка. В ходе продуманных бесед необходимо получить данные об особенностях социальной среды, семейного воспитания, условий и истории развития ученика. Для сбора данных практикантам предлагается следующая схема:
Развитие интеллектуальной сферы:
Уровень развития мышления (развитие процессов обобщения и абстрагирования, умения сравнивать, анализировать, способность к самостоятельным выводам);
Уровень развития речи (словарный запас, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль);
Особенности памяти (развитие опосредованной памяти, владение приёмами целенаправленного запоминания, преобладающий вид памяти. Длительность запоминания, легкость воспроизведения);
Особенности внимания (уровень развития произвольного внимания, объёма, устойчивости и переключения внимания);
Развитие специальных способностей;
Умение организовать свою интеллектуальную деяльность.
Формирование личности:
Направленность личности (ведущие мотивы, их сформированность и устойчивость, глубина и устойчивость интересов, идеалы и ценностные ориентации);
Особенности эмоциональной cферы (адекватность эмоционального реагирования, склонность к аффектам или эмоциональная стабильность, фон настроения);
Особенности характера и темперамента;
Формирование самосознания (склонность к рефлексии и самоанализу. Степень самостоятельности, чувство ответственности, особенности самооценки и уровня притязаний). Все полученные данные об ученике необходимо соотнести с возрастными закономерностями развития.
3. Написание характеристики по результатам исследования. Во вступительной части части характеристики указывается: фамилия, имя ученика, его возраст, класс. Указывается цель и гипотеза исследования, перечисляются использованные методы. Далее описываются выявленные особенности и закономерности психического развития ученика. Каждое утверждение и вывод должны быть доказаны наиболее яркими примерами, фактами жизни и развития ученика. При составлении содержательной части характеристики необходимо придерживаться вышеприведённой схемы. Содержательная часть характеристики заканчивается коротким резюме, выводом, подводящим итог исследованию. Итоговая часть характеристики включает психолого-педагогические рекомендации - конкретные, содержательные, чёткие указания указания о том, что необходимо сделать учителям, родителям для интеллектуального и личностного развития ученика, для снятия проблемы, которая послужила целью исследования. Характеристика сдаётся вместе с протоколами бесед и наблюдений, с указанием использованной литературы.
Рекомендованная литература.
1. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника// Собр. соч., т. 5. С. 299-321.
2. Возрастная и педагогическая психология. Тексты./Под ред. М. Шуаре. – М.:МГУ, 1992.
3. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В. Дубровиной. – М.; Просвещение, 1991. С. 30-44.
4. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.
5. Практикум по психологии/Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.В. Гиппенрейтер,-М.:МГУ,1972.
6. Практикум по общей и экспериментальной психологии/Под ред. А.А. Крылова.- Л.: ЛГУ, 1987.
7. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А.А. Крылова. – Л.: ЛГУ, 1990
8. Практикум по общей психологии/Под ред. А.И. Щербакова – М.: Просвещение, 1990.