Три периода творчества Шекспира.




Исследователями выделяется три периода творчества гения, которые показывают последовательное развитие таланта драматурга и упадок веры в то, что реальный мир когда-то будет к нему справедлив.
Первый период (1590-е гг.) называют оптимистическим, потому что он в это время пишет много комедий, которые характеризуются радостным восприятием мира, верой в счастье, любовь и человеческую порядочность. Здесь стоит выделить такие его произведения, как «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой», «Много шума из ничего». Многие из шекспировских комедий были экранизированы. Персонажи комедий – живые, многогранные, свободолюбивые и просто красивые. Женские образы ни в чём не уступают мужским, а в некоторых комедиях прописаны намного интереснее.
Второй период получил название «трагический». Он датируется 1601-1607 гг., характерной особенностью является то, что автор в этот период времени пишет, в основном, трагедии. Именно эти нелёгкие годы принесли ему мировую славу и известность, потому что тут – такие гениальные творения, как «Отелло», «Гамлет», «Король Лир» и т.д., которые были экранизированы во многих государствах. Трагедии Шекспира – это глубина философского восприятия мира, внутренние противоречия, раздирающие душу героя. Здесь Шекспир-мастер смог мастерски показать страдания умной, целеустремлённой личности, которая не в состоянии жить в конфликте с миром.
Третьим периодом принято называть 1608-1612 гг., которые раскрывают Шекспира как философа-романтика, поэтому не случайно, что некоторые исследователи называют его творчество и романтическим, и философским. Ярчайший образец – «Зимняя сказка», которая воспринимается исследователями творчества как разочарование действительностью и уход в фантастический мир сказок, в которых всё – по-другому, не так, как в жизни.
Творчеством Шекспира восторгались, и будут живо интересоваться и ваши дети, потому что таланта этого творца хватило вот уже на 400 лет, а в перспективе - ещё столько же.

2. Комедия Шекспира возникла в пору бурного подъема английского гуманизма. Это был самый оптимистический период в истории английского Возрождения, время великих перемен и надежд, когда начали разрушаться основы феодализма, когда утверждалась ренессансная свобода личности. Разгром Испанской Армады в 1588 г., вызвавший небывалый рост национального самосознания, казалось, означал полную гибель старого мира. Конечно, гуманисты не могли не видеть трагических противоречий действительности. Но они верили, что новое общество станет идеальным царством свободного и прекрасного человека.

3. Комедия Шекспира рисует образ этого чудесного царства. Она не ставит себе целью высмеять нарушения подразумеваемой общественной нормы, а стремится показать гуманистический идеал во плоти. Поэтому традиционная система комедии не отвечает ее целям. Утверждая идеалы Ренессанса. Шекспир тем самым отвергал уродливые стороны современной действительности. Не будучи сатирическими, комедии Шекспира несут в себе ясно выраженный антифеодальный смысл.

Представления Шекспира об идеальном питались народной мечтой о золотом веке добра и справедливости, мечтой, выраженной в английском фольклоре, в сказке и балладе. Шекспировские комедии схожи по духу с волшебной сказкой, в которой живет неумирающий оптимизм народа, неизбежно торжествуют честные и добрые, чудесным образом побеждая самых страшных врагов. Народную мечту Шекспир поднял на высоту гуманистической философии. Он создал фантастический и светлый мир комедии, где люди живут по естественным законам человечности. Смех Шекспира добр и снисходителен к человеческим слабостям и ошибкам. Он верит, что заблуждения и недостатки бессильны исказить природу человека.

И сам Шекспир, и его герои обладают ярким чувством юмора.

Герцог Тезей («Сон в летнюю ночь») посмеивается над неуклюжей игрой наивных ремесленников. Но его шутки полны мягкого юмора, так как он видит старательность Основы и его друзей, их искреннее стремление доставить своим спектаклем удовольствие мол злым супругам.

Сатира предполагает резкое разграничение между обличителем и объектом смеха. Юморист часто сознает свою близость объекту. Так, Розалинда смеется над преувеличенной романтической страстью Орландо, но сама влюблена не меньше его. Ее смех, как и смех самого Шекспира, — дружественный. Урок, который преподает Розалинда своему не в меру чувствительному влюбленному, — это урок юмористически ясного взгляда на жизнь, школа остроумия и смеха, очищающего от предрассудков. Она учит Орландо умению взглянуть на себя со стороны, не теряя при этом непосредственной живости чувств. В этом — важная черта шекспировского юмора, лишенного бесстрастной созерцательности.

Центральная тема шекспировских комедий — тема любви. Сюжет каждой из комедий можно свести к формуле: влюбленные, преодолев препятствия, приходят к счастью. Шекспир смотрит на любовь с гуманистических позиций. Гуманисты воспевали любовь как высшее выражение человеческой личности в ее лучших порывах. Философская идея любви лежала в основе ренессансной эпики.

Любовь, природа, музыка — силы, царствующие в шекспировской комедии. Они сливаются воедино, создавая образ золотого мира комедии, фантастического и прекрасного края, где идеалы гуманизма получили свое совершенное эстетическое воплощение.

4. Подлинная вершина творчества Шекспира – пять трагедий: «Ромео и
Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», и «Макбет». Они поражают титанической силой страстей и характеров, глубиной заложенных в них идей, сочетанием ярких черт своей эпохи и общечеловеческих проблем. Всё это позволяет им обретать новую жизнь во все последующие эпохи.

Именно в контексте трагедии на первый план выступает Судьба - один из «главных героев» Шекспира-трагика. Однако великого английского поэта нельзя назвать фаталистом. Судьба Шекспира является двоякой: с одной стороны трагедия происходит как бы извне, однако, вместе с тем, причиной, казалось бы, фатальных событий является сам человек. Рассмотрим особенности воплощения данного Шекспировского метода на конкретных примерах.

В «Ромео и Джульетте» уже в прологе подчеркивается, что «под звездой злосчастной/ Любовников чета произошла», то есть оба родились под знаком, звезд, суливших им несчастливую судьбу. Тем самым можно считать, что гибель Ромео и Джульетты предопределена свыше. Это как будто подтверждает и речь герцога в конце трагедии.

Значит, трагедия не обошлась без некоторого влияния высших сил на судьбы ее героев. Eсли быть придирчивым, то небесам явно следовало бы предъявить упрек: за что они, обрушивая гнев на Монтекки и Капулетти, убили Ромео и Джульетту? Но едва ли Шекспир имел в виду что-либо вольнодумное, когда писал эти строки. Проблема зла, интересовавшая и средневековых мыслителей, одним из величайших авторитетов среди них, Фомой Аквинским, решалась так. Бог-источник одного лишь добра. Дурные поступки исходят от плохих людей. Мировой порядок не обходится без пороков и зла. Но здесь проводится такое различие: Бог-творец зла, которое дается как наказание грешникам, но не творец зла, возникающего вследствие пороков. Именно это и объясняет слова герцога. В своей вражде повинны сами Монтекки и Капулетти, за это небеса и карают их, в чем проявляется их божественное право. Не небо убило юных героев, а их родители. Данное мнение, как нам кажется, более верно, чем высказывания критики XIX века, которая считала, что Ромео и Джульетта погибают из-за вины непослушания родителям или из-за того, что страсть их была чрезмерна.

В трагедии юных героев Шекспир показал три фактора:

влияние высших сил (рождение под несчастливыми звездами и гнев небес на Монтекки и Капулетти);

роль вполне жизненных причин, а в этих последних, если выражаться философским языком, сказалось действие закономерности (вражда семейств)

действие случайности (то, что письмо Лоренцо не дошло до Ромео, а вместо этого он встретил слугу, принесшего известие о мнимой смерти Джульетты).

Шекспир здесь проявляет мастерство художественного синтеза. Как художник переходного времени, он отражает и старое и новое миропонимание.

5. Исторические хроники Шекспира. Все хроники Шекспира представляют собой единый цикл, посвященный становлению современной для писателя английской государственности. Если его 10 хроник расположить не в последовательности их написания, а в последовательности происходящих в них событий, то получится следующий ряд (в скобках указываются годы правления изображенных в хрониках королей): хроника-пролог «Король Джон» (этот король правил в 1199–1216 гг.), «Ричард II» (1377–1399, убит), «Генрих IV» — части 1 и 2 (1399–1413), «Генрих V»(1413–1422), «Генрих VI» — части 1, 2 и 3 (1422–1461, убит), «Ричард III», где появляются короли из династии Йорков Эдуард IV 1461–1483, вероятно, отравлен), юный Эдуард V (убит в 1483 г.), Ричард III (1483–1485, убит в битве при Босворте), граф Ричмонд — будущий Генрих VII, основатель династии Тюдоров (1485–1509), хроника-эпилог «Генрих VIII» (1509–1547, отец Эдуарда VI, правившего в 1547–1553 гг., Марии (Кровавой), правившей в 1553–1558 гг., Елизаветы, правившей в 1558–1603 гг., т. е. во времена Шекспира. Писатель своими хрониками охватывает все последовательно сменявшиеся царствования английских королей от Ричарда II (и его предка короля Джона) до воцарения современной ему династии.

Главным действующим, развивающим и определяющим сюжет фактором в хрониках становится всесильное Время (а не те короли, именами которых называются хроники: эти имена обозначают лишь время их правления). Шекспир, руководствовавшийся концепцией Единой цепи бытия, преодолевает ее статичность, опрокидывая вектор вертикали (снизу вверх, к небу, к Богу) в горизонталь движения Времени. Но как представитель старого типа мышления (телеологического, а не причинно-следственного), он показывает, что течение времени определяется из будущего, выстраивая свои произведения по законам логической инверсии (подобно «Песни о Роланде» и другим памятникам средневековья).

6. В «Сонетах» отражен весь богатый внутренний мир Шекспира. Он благороден в оценке человеческих качеств и поступков и всегда их трактует в духе гуманизма. С горечью он сознает, что всё подвластно Времени, этому неумолимому потоку жизни, и только две силы противостоят ему – Любовь и Искусство. И он прославляет их в своих сонетах. В одном из сонетов Шекспир дает себе характеристику как поэту и зачисляет свое творчество в разряд традиционной поэзии. Целый ряд сонетов Шекспир посвящает теме поэзии и тому, насколько поэтическая речь способна воссоздать образ человека и выразить чувства поэта. В его сонетах поэзия соединяется с любовью, чтобы подарить бессмертие любимому существу. Совершенные по форме сонеты органически соединяют анализ тончайших эмоций и философских раздумий с чудесными описаниями природы, образами внешнего мира. Многообразна тематика содержания сонетов. Тем не менее главная – тема любви и дружбы, культ любви и дружбы, их красоты.

Сонет 66 является одним из самых известных и необычных сонетов Шекспира. На перевод этого сонета Борисом Пастернаком Дмитрий Шостакович написал музыку.

В четырнадцати строках Шекспир сумел поместить весь реальный мир, с его пороками, ложью и подлостью, которые всегда были неизменными спутниками и соперниками добра, любви, честности. Сонет 66 - страстный монолог человека, страдающего от безысходности, несовершенства и жестокости мира. По выражению Аникста, этот сонет может являться своеобразным эпиграфом к трагедии «Гамлет» - настолько схожи между ними интонации и настроения.

Сонет 66 отличается от всех других и совершенно особенным синтаксическим строем. Он состоит всего из двух предложений, в которых перед нами предстает вся жизнь шекспировского героя. Сонет написан от первого лица, что еще больше усиливает трагическое настроение героя.

 

Практическая 2

1.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: