Проект с детьми старшей группы «Крым – это горы, Крым – это море».
На ладонях ласкового моря
Маленькая нежится страна.
Сон её оберегают горы,
Колыбельную поёт волна.
Информационно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста.
Длительность проекта: сентябрь – ноябрь 2015 г.
Цель проекта: показать детям город, в котором они живут, вызвать чувство гордости за свою «малую родину». Создать систему работы по формированию у детей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностях, климате, растительном и животном мире.
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес к Крыму;
- Расширить знания детей о родном крае, его истории,
достопримечательностях;
- Систематизировать знания детей о Чёрном море;
- Закрепить знания об обитателях Чёрного моря, о целебных свойствах моря;
- Углублять знания детей о растениях и животных Крыма, занесённых в
Красную книгу;
- Познакомить с произведениями художников, композиторов, поэтов о море;
- продолжать учить отгадывать загадки;
- Воспитывать у детей любовь к морю и желание сохранить его;
- Формировать у детей чувство любви к родному городу и краю;
- Способствовать налаживанию тесного взаимодействия педагогов, родителей и детей. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье;
- Развивать логическое мышление и речевые способности детей.
Актуальность.
Общеизвестно, что ребёнок познаёт мир из ближайшего окружения. Его любовь к Родине начинается с любви к отцу и матери, родному дому, городу. Очень важно знакомить детей с историей края, его историческими достопримечательностями, природой и культурным наследием. Ведь любовь к городу, родному краю зарождается в раннем возрасте и эти патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.
Ожидаемые результаты:
· Расширение знаний детей о полуострове Крым, городах Крыма;
· Активное участие родителей и детей в разнообразных
мероприятиях группы;
· Формирование позитивного отношения ребёнка к окружающему
миру, природе;
· Пополнение учебно-материальной и развивающей среды в группе;
· Появление у детей чувства гордости за свою родину, уважение к её
истории, природе.
Характеристика проекта:
· По доминирующей деятельности: информационно - творческий.
· По длительности: длительный.
· По количеству участников: коллективный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, экспериментальная деятельность, работа с родителями.
Методы и приёмы: занятия, беседы, составление рассказов,
дидактические игры, выставки рисунков, игровая деятельность, опыты, индивидуальная работа, практическая деятельность.
Мотивационный этап
Цель мотивационного этапа: выявление уровня знаний детей о родном городе и принятие решения к осуществлению проекта.
Работа с детьми:
1. Создание проблемной ситуации «Что рассказала нам ракушка».
2. Просмотр иллюстраций природы Крыма.
3. Принятие решения: осуществления проекта «Крым – это горы, Крым – это море».
Информационный этап
Работа с детьми
Проведение информационных форм совместной деятельности с детьми
по проекту.
1. Занятия «Мы живём в Крыму», «Что такое море».
2. Знакомство с репродукциями картин Айвазовского, Волошина.
3. Чтение стихотворений Л. Огурцовой, Л. Фисейской, А. Мацояна.
5. Разучивание стихотворений о Крыме.
6. Чтение сказок «Почему море Чёрное», «Таинственная красавица».
7. Чтение и пересказ крымских легенд «Почему Чёрное море солёное», «О Медведь – горе», «Почему Чёрное море бурливое».
8. Чтение загадок о морских обитателях.
9. Чтение рассказов о растениях и животных Крыма.
10. Знакомство с растениями и животными Крыма, занесёнными в
Красную книгу.
11. Выставки рисунков «Морской пейзаж», поделок из природного
материала. (Приложение №1.)
12. Дидактические игры – «Опиши город», «Моряки», «Хорошо - плохо», «Для чего море», «Рыбки», «Найди слова в море», «Кто в Чёрном море живёт», «Море – пища», «Море – дом».
13. «Угадай загадку» (Приложение №2.)
Работа с родителями.
1. Знакомство родителей с проектом.
2. Совместная изобразительная деятельность: «Мой Крым».
3. Родительское собрание «Что я знаю о Крыме».
Репродуктивный этап
Работа с детьми.
1. Занятия «Наш волшебный Крым», «Отдых всей семьёй», «Растения и
животные Красной книги», «Подводное царство», «Я рисую город».
2. Оформление выставки «Крым удивительный, сказочный».
3. Создание коллективной работы «Подводное царство».
4. Выставка рисунков: «Морской пейзаж», «Крымские горы»; оригами «Золотая рыбка»; поделок из природного материала.
5. Игровая деятельность – «Найди лишний предмет», «Что рассказала
ракушка», «Море волнуется», «Рыбаки и рыбки», «Водяной», «За что
я люблю солнце».
Работа с родителями
1. Создание папок «Жемчужина у моря – Крым», «Красная книга растений Крыма», «Красная книга животных Крыма».
2. Семейный вернисаж: «Отдых в Крыму».
3. Создание книжек-малышек: «Природа Крыма».
Творческий этап
1. Занятие «Город солнца, моря и тепла».
2. Экспериментальная деятельность
3. Игровая деятельность – «Кому нужно солнце», «Морские обитатели», «Чем знаменит наш полуостров», «Забочусь о здоровье», «Вместе играть – болезнь забывать».
Приложение №1
Сказка «Почему море Чёрное»
Это было в давние времена, когда Бог ещё посещал Землю. Долго он обозревал её и обошёл всю. И вот в конце пути подошёл к берегам моря синего. Воды его были чисты и прозрачны. Бог утомился от тягот пути дальнего, искупался в море, прилёг в тени, да и уснул. И оттого воды в море стали целебными, а берег превратился в рай. Солнце в небе светило, дожди увлажняли землю, чтобы травы по пояс росли, деревья цвели и плоды приносили. Пели птицы песни райские, и животные в изобилии бродили по горам и степям. И благо было всем. Долго спал Бог на Земле. Жили люди в счастье и довольствии, в морских водах исцелялись, силы и здоровье черпали. И не гневили Бога делами злыми, чтобы не просыпался и не покидал их край вовек. Но в горе, в подземном ущелье жил злой чёрный дракон. Он дышал огнём и смрадом. Когда он просыпался и начинал шевелиться, земля вокруг дрожала, и падали камни, небо становилось чёрное от копоти, и извергался из горы огонь. И вот узнал дракон, что море стало целебным. Решил он от ран своих исцелиться и силы обрести, чтобы всю землю покорить. Ужасен был дракон, и тесно ему было в ущелье своём. Содрогнулась земля, и горы зашатались, когда выполз он из пещеры и пополз к морю. Услышал Бог шум и пробудился. Увидел он, что чёрный дракон в волшебное море вошёл, прогневался и стрелою поразил чудовище. Упало тело дракона в глубины, на дно морское. Воды почернели. Бог ушел в небеса, в обитель свою. А море стало называться Чёрным.
Т. Третьяк
Таинственная красавица
Уже много дней, недель и месяцев прошло с тех пор, как мореплаватели покинули свою родину. Отважные путешественники отправились на поиски новых земель и волею судьбы оказались в Чёрном море. Сыр, мясо и пресная вода уже давно кончились, и моряки молили богов, чтобы на горизонте появилась земля. И вот наконец-то их молитвы были услышаны. Моряки увидели удивительно красивый берег. Проплыв вдоль него, они нашли уютную бухту, причалили к берегу и решили осмотреть новые земли, чтобы найти воду и что-нибудь на обед. Они вошли в горы, а другие остались бродить по берегу.
Среди путешественников был молодой юноша. Отделившись от команды, он пошёл в лес. Поднимаясь всё выше и выше в горы, молодой моряк услышал странные звуки, прислушавшись, он различал среди крика птиц девичий смех. Подойдя поближе и спрятавшись за большой камень, юноша увидел стройную, длинноволосую девушку. И заметил моряк, что когда прекрасная незнакомка смеялась и весело разговаривала с лесными животными, на небе ярко сияло солнце и всех ласкало своим теплом, а когда гневалась, вокруг поднималась буря и гнула стволы деревьев к самой земле. Если девушка плакала, то ли от горя, то ли от счастья, небо затягивали тучи и лил дождь. А когда красавица решила прилечь и уснуть, то всё вокруг успокаивалось, наступила тишина и только туман, белый, как молоко, поднялся с моря и спрятал всё побережье. Понравилась девушка моряку, решил он её увезти на свою родину. Подошёл поближе к красавице и поднял её, спящую на руки, только водой сквозь пальцы утекла она и, смеясь, встала перед ним. За руки поймал моряк девушку, а она облаком свободным выпорхнула и, играясь, побежала в лес. Догнал моряк красавицу и ухватил её за волосы, а она снегом упала на землю, растаяла, и ручьём стекла в
бурную горную реку и, звонко смеясь, поплыла к морю. Понял тогда юноша, что похитить эту красавицу – равно, что попытаться месяц с небес достать, или поймать солнечный луч, потому что эта – Погода земли, на которую высадились путешественники. Вернулся юноша ни с чем к своим друзьям. Моряки запаслись дичью, водой и отправились домой. А с тех пор люди, побывавшие в Крыму, говорят, что погода на этой удивительной земле переменчива, как настроение красивой девушки, и кто хоть раз увидит эту красавицу, никогда её не забудет.
Е. Белоусов
Приложение №2
Глазастая, зубастая
Хвостом виляет,
В океане промышляет. (Акула.)
Плывёт туда, плывёт сюда
Её не видно иногда.
Она прозрачна, как вода,
Имеет колокол, но он
Звонить не может:
«Динь – динь - дон». (Медуза.)
Блинчик плавает живой.
Он с хвостом и головой. (Камбала.)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я…. (Осьминог.)
Через море- океан
Плывёт чудо-великан
Прячет ус во рту,
Растянулся на версту. (Кит.)
И на дне морском глубоком,
И у самых берегов
Кто из рыб электротоком
Отгоняет прочь врагов. (Скат.)