Нарушения личностного развития (проблемы с поведением, общением) и нарушения психического развития (расстройства со стороны интеллекта, памяти, внимания) находятся в сложной и неоднозначной взаимосвязи. Далеко не всегда личностные проблемы связаны с органическим поражением головного мозга, в ряде случаев даже при выраженных нарушениях психического и личностного развития не удается обнаружить существенных отклонений в ЦНС.
Приступая к изучению причин возникновения отклонений в личностном развитии, следует обратить внимание на ряд концепций, существующих в отечественной и зарубежной психологии. Выделить генетические, физиологические, социальные, биологические причины, вызывающие нарушения развития. Не смотря на множество концепций, на современном этапе усилиями психологов, психиатров, психотерапевтов создается синтезированный, многоплановый подход к диагностике и коррекции нарушений психического и личностного развития. Необходим многоуровневый анализ проблем каждого ребенка, изучение генетической отягощенности, перинатального анамнеза, особенностей микросоциальной среды. Проблемы с поведением, расстройства общения (нарушения личностного развития) и нарушения психического развития находятся в сложной взаимосвязи. Причиной всех нарушений может быть первичное поражение ЦНС, генетические нарушения, метаболические нарушения, но даже современная диагностика не всегда позволяет выявить причину личностных расстройств и интеллектуальных нарушений.
Концепции формирования личностных нарушений:
· Биологически ориентированной психиатрии и психологии личностные и поведенческие нарушения рассматриваются как следствие генетических нарушений (добавочная игрек – хромосома – агрессия, жестокость и т.д.). Поведенческие нарушения в рамках биологической концепции рассматриваются как биологические закономерности (уход из гнезда, осваивание новых территорий).
· Психотерапевтические подходы – результат влияния внутриутробного развития, периодов родов, первого года жизни и влияние социума. Выделение 4 «базовых перинатальных матриц» и образовавшиеся впоследствии внутриличностные конфликты и доминирующие потребности взрослых.
· Психоаналитическая трактовка – нарушения межличностного общения и поведения от подавления влечений.
· Гуманистическая психология – отсутствие и неразвитость положительных эмоциональных отношений, прежде всего с матерью, могут лежать в основе психопатического развития личности.
· Теория патохарактерологического развития (К.Леонгард, А.Е.Личко) акцентуации – это результат сочетания определенной генетической и конституциональной предрасположенности и неблагоприятных условий воспитания и обучения.
· Поведенческий подход (М.Раттер) – личностные нарушения – результат усвоения неправильных поведенческих стереотипов и формирования вредных привычек.
· Трансакционный анализ (Э.Берн) –система межличностных и внутриличностных отношений. (Родитель – Взрослый – Ребенок).
· Нейролингвистическое программирование – искажение коммуникаций членов семьи, рассогласование между словесными и несловесными «высказываниями».
Формированию психопатических черт личности и невротических проявлений способствуют внутрисемейные конфликты, отсутствие одного из родителей, неправильные воспитательные воздействия, изоляция ребенка и т.д.
Нарушения в поведении у детей проявляются в любом возрасте. По данным А.И.Захарова в пятилетнем возрасте около 40% мальчиков и около 30% девочек имеют нарушения поведения У мальчиков чаще повышенная возбудимость, неуправляемость, расторможенность, драчливость, конфликтность, неуживчивость. У девочек чаще пугливость, боязливость, эмоциональная лабильность, обидчивость, плаксивость.
Предъявление новых требований при поступлении в школу является новым фактором, формирующим отклонения в личностном развитии.
Дидактогении – (от греч. Поучительный, происхождение) – нарушение психической деятельности ученика, вызванное неправильными воспитательными воздействиями учителя. Заторможенное состояние ребенка – это непроизвольно включенное защитное торможение, необходимое для предотвращения разрушительного для психики воздействия. В дальнейшем такое реагирование закрепляется и распространяется на все ситуации интеллектуальной деятельности, формируется отказ от мыслительной деятельности. В дальнейшем отклонения в развитии личности по невротическому типу. К 10 годам невротические расстройства наблюдаются у 56% мальчиков. В подростковом возрасте процент невротических проявлений снижается, но значительно повышается количество нарушений поведения, что связано с «заменой» невротических вегетативных и моторных симптомов нарушениями поведения.
Т.о. причин возникновения отклонений в психическом и личностном развитии детей достаточно много и это справедливо не только для детей, родившихся с проблемами развития, но и для детей, родившихся здоровыми. Для детей, имеющих отклонения в развитии, роль негативных социальных воздействий носит катастрофический характер.
Необходим многоплановый подход к диагностике и коррекции нарушений психического и личностного развития с учетом генетических данных, перинатального анамнеза, особенностей семейного воспитания, микросоциальной среды.
По лекционному материалу следует подготовиться к практическому занятию за 15.04.
Вопросы для подготовки практического занятия:
Доклад: Методические требования к организации и содержанию психолого – педагогического обследования детей с нарушениями развития.
1. Место детской патопсихологии в системе психологических и медицинских наук.
2. Предмет и задачи детской патопсихологии.
3. Принципы построения патопсихологического обследования детей.
4. Методы исследования психических процессов у детей и подростков.
5. Причины отклонений в личностном развитии.
6. Влияние отклонений в психическом развитии на формирование личности.
Подготовка по предложенным вопросам может быть в виде конспекта, реферативного сообщения. Возможно написание эссе по следующим предложенным темам: «Трудно быть школьником», «Формирование личности в неполной семье», «Формирование личности и «спартанское» воспитание», «Психическое здоровье – одно из наиболее ценных приобретений?».
Показатели и критерии оценивания конспекта
Критерии | Показатели | Баллы |
Качество содержания конспекта | Содержание источников отражено полностью. Соответствует структуре конспекта. | 0,2 0,2 |
Форма представления информации | Есть признаки преобразования информации (схемы, таблицы, диаграммы и пр.). | 0,2 |
Оформление | Соответствует требованиям (в том числе объем конспекта ≤ 1/3 конспектируемого источника). | 0,2 |
Своевременность сдачи | Своевременно сдано. | 0,2 |
ИТОГО: |
Показатели и критерии оценивания доклада
Критерии | Показатели | Баллы |
Качество содержания | - соответствие выступления теме, поставленным целям и задачам; - глубина / полнота рассмотрения темы; - логичность/ структурированность и целостность выступления; - сбалансированность структурных элементов доклада; - отсутствие предметных ошибок; - самостоятельность суждений / владение материалом/ компетентность; - ссылки на информационные ресурсы (интернет-ресурсы, литература). | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 |
Форма представления информации | - соблюдение регламента; - речевая культура (стиль изложения, ясность, четкость, лаконичность, красота языка, учет аудитории, эмоциональный рисунок речи, доходчивость, пунктуальность, невербальное сопровождение, оживление речи афоризмами, примерами, цитатами и т.д.); - наглядность / презентабельность. | 0,5 0,5 0,5 |
ИТОГО: |
Показатели и критерии оценивания эссе
Критерии | Показатели | Баллы |
Знание и понимание теоретического материала | - определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры - используемые понятия строго соответствуют теме - самостоятельность выполнения работы | 0,3 0,3 0,3 |
Анализ и оценка информации | - грамотно применяет категории анализа - умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений - способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению - диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации) - обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм - дает личную оценку проблеме | 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 |
Построение суждений | - ясность и четкость изложения - логика структурирования доказательств - выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией - научный стиль изложения | 0,3 0,3 0,3 0,3 |
Оформление работы | - работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат - соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка - оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации - соответствие формальным требованиям | 0,3 0,3 0,3 0,2 |
ИТОГО: |
Литература по патопсихологии.
а)основная литература
1. Быкова И.С. Нарушения психического развития в детском возрасте [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.С. Быкова, И.В. Краснощекова. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. — 162 c. — 2227-8397. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/ 21830.html
2. Дереча Г.И. Личностные расстройства [Электронный ресурс]: учебное пособие для самостоятельной работы студентов факультета клинической психологии ОрГМА/ Дереча Г.И., Егоров Р.С.— Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013.— 46 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/ 21824.— ЭБС «IPRbooks».
3. Николаенко Я.Н. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов / Я.Н. Николаенко, Т.А. Колосова. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2013. — 88 c. — 978-5-8179-0160-3. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/ 29975.html
б) дополнительная литература
1. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества [Электронный ресурс]/ М.И. Воловикова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Институт психологии РАН, 2014.— 320 c.— Режим доступа: https:// www.iprbookshop.ru/ 51946 — ЭБС «IPRbooks».
2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. Психологическая природа и возрастная динамика М.,2010- Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/21824.— ЭБС «IPRbooks».
3. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н\Д.: Феникс, 2000
В.В.Гурьева