ФП 2 курс
вопросы по возрастной психологии (итоговый экзамен) – 2011 - 2012 учебный год
1. Предмет и задачи возрастной психологии.
2. Краткий исторический очерк возникновения и развития «психологии развития» и «возрастной психологии».
3. Характеристика методов возрастной психологии.
4. Проблема соотношения биологического и социального в развитии ребенка. Биологизаторский, социологизаторский, биосоциальный подход.
5. Теории рекапитуляции. Э.Геккель, С.Холл, Гетчинсон.
6. Стадии психосексуального развития по З.Фрейду. Роль фиксации в формировании типа личности.
7. Психоанализ о движущих факторах развития ребенка. З.Фрейд, А.Фрейд, Дж.Боулби, Р.Шпиц, Ф.Дольто.
8. Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э.Эриксона.
9. Возрастная периодизация, предложенная Э. Эриксоном.
10. Бихевиоризм (Д.Б. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура) о движущих факторах развития ребенка.
11. Теория конвергенции двух факторов В.Штерна.
12. Теория детского развития Ж.Ж.Пиаже.
13. Периодизация интеллектуального развития, предложенная Ж. Пиаже.
14. Культурно-историческая теория происхождения и развития психики, предложенная Л.С.Выготским. Основные положения.
15. Категории «психологический возраст» и «возрастной кризис» в работах Л.С.Выготского.
16. Дискуссия Ж.Пиаже и Л.С.Выготского о движущих факторах развития и функциях эгоцентрической речи.
17. Анализ работы Л.С.Выготского «Проблемы возраста». Периодизация возрастного развития, предложенная Л.С.Выготским.
18. Последовательные стадии детства по А. Валлону.
19. Динамика развития нравственного сознания (по Кольберг и Гиллиган).
20. Теория интенциональности Ш.Бюллер.
21. Гуманистический подход о движущих факторах развития (К.Роджерс, А.Маслоу).
22. Отечественная психология о движущих факторах психического развития ребенка. Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, М.И.Лисина. Культурно-историческая традиция.
23. Периодизация возрастного развития по ведущему типу деятельности Д. Б. Эльконина. Анализ статьи Д.Б. Эльконина «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте».
24. Периодизация возрастного развития, предложенная А.В.Петровским.
25. Концепция генезиса общения ребенка со взрослым, предложенная М.И.Лисиной.
26. Возраст хронологический, биологический, психологический, социальный. Компоненты возраста психологического. Соотношение понятий «возраст психологический» и «жизненный путь».
27. Понятие возрастной нормы. Отклонения в психическом развитии (задержка психического развития; опережение возрастной нормы), их причины.
28. Понятие о гетерохронности психического развития.
29. Сензитивные и кризисные периоды и их роль в психическом развитии. Понятие кризиса в концепциях Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л. Божович, Э.Эриксона.
30. Особенности психического развития в пренатальном периоде. Пренатальная и перинатальная психология о факторах развития ребенка.
31. Специфика социальной ситуации развития новорожденного. Кризис рождения. «Комплекс оживления» как граница кризиса.
32. Особенности психического развития в младенческом возрасте. Кризис 1 года: психологическое содержание, поведенческие проявления, возможности помощи.
33. Психическая депривация и ее влияние на развитие детей в младенческом возрасте. Явление госпитализма.
34. Познание в раннем возрасте. Развитие познавательных процессов в период от 1 до 3 лет.
35. Формирование личности в период раннего детства. Кризис 3 лет как закономерный итог интеллектуального, аффективного, личностного развития в преддошкольном возрасте.
36. Кризис «Я-сам»: психологическое содержание, симптомы проявления. Пути преодоления кризиса 3-х лет.
37. Проблема диагностики детей младенческого и раннего детского возраста.
38. Специфика социальной ситуации развития дошкольника (3-7 лет). Личностное развитие.
39. Игра как ведущий вид деятельности в период дошкольного детства. Анализ работ Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Е.Е.Кравцовой. Проблема вымещения сюжетно-ролевой игры из жизни современного дошкольника.
40. Развитие познавательных процессов дошкольников.
41. Трудности раннего и дошкольного возраста (страхи, патологические привычки, эмоциональные и поведенческие проблемы).
42. Кризис 7 лет. Анализ работы Л.С.Выготского «Кризис семи лет».
43. Дошкольное детство как период подготовки к школе. Критерии определения школьной зрелости. Проблема диагностики школьной готовности.
44. Роль детской субкультуры в становлении и развитии личности ребенка.
45. Перестройка объективных условий психического развития с приходом ребенка в школу. Причины дезадаптации первоклассника.
46. Особенности развития познавательных процессов младших школьников. Роль психофизиологического компонента.
47. Формирование личности младшего школьника.
48. Школьные страхи и тревожность у младших школьников. Причины возникновения и возможности преодоления.
49. Проективные методики в работе с дошкольником и младшим школьником («Рисунок семьи», «Два домика», «Лесенка», «Хороший и плохой», «Проба Греффе», «Лесная школа»). Диагностические возможности и ограничения.
50. Проблема определения хронологических рамок подросткового возраста.
51. Проблемы дезадаптации при переходе из младшего звена в среднее.
52. Содержание кризиса подросткового возраста с позиций С.Холла, З.Фрейда, А.Фрейд, Д. Мид.
53. Взгляды Л.С.Выготского на подростковый кризис.
54. Особенности социальной ситуации развития современного подростка. Анализ работ А.В.Толстых «Опыт конкретно-исторической психологии личности» (2000) и А.Л. Венгера «Ребенок в обществе: исторический кризис детства» (2008).
55. Кризисы периода отрочества (10-11 лет, 12,5-13,5 лет, 15 лет, 17 лет) в работах отчечественных психологов.
56. Когнитивное развитие в подростковом возрасте.
57. Чувство взрослости как центральное новообразование в личности подростка. Особенности его проявления.
58. Роль общения в жизни подростка. Дружба подростков. Особенности отношений мальчиков и девочек. Роль коллектива в формировании подростка.
59. Психосексуальное развитие в период подростничества.
60. Особенности общения подростков и взрослых. Причины возникновения конфликтов между подростками и взрослыми и возможные пути их преодоления.
61. Особенности развития самосознания подростков. Причины «отклоняющегося поведения» подростков.
62. Самооценка подростка. Диагностика самооценки и уровня притязаний.
63. Факторы возникновения тревожности в подростковом возрасте. Диагностика тревожности (методики Прихожан, Филлипса).
64. Возможности диагностики рисков личностного развития подростков: методики Шмишека, Цукермана, опросник Басса – Дарки. Диагностические возможности и ограничения.
65. Акцентуации характера. Возможности диагностики. Психолого-педагогическая помощь с учетом специфики акцентуации.
66. Помощь «трудным» подросткам. Проблемы ресоциализации (анализ статьи Г.Фигдора «Может ли школа помочь условно осужденным подросткам?»).
67. Причины возникновения аддиктивного поведения в период подростничества.
68. Общая характеристика развития личности в старшем школьном (старшем подростковом) возрасте. Становление мировоззрения и системы ценностей.
69. Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников в современной ситуации развития. Возможности психологической помощи.
70. Движущие факторы развития личности в период первой взрослости (20-40 лет). Психологическое содержание кризиса 28-33лет.
71. Стадии развития студенческого мышления.
72. Интеллектуальное развитие в период ранней взрослости.
73. Кризис «середины жизни». Причины возникновения. Возможности преодоления.
74. Особенности социальной ситуации развития и развитие личности в период средней взрослости (40-60 лет).
75. Интеллектуальное развитие в период средней взрослости(40-60 лет).
76. Поздняя взрослость (60-80) и старость. Основные проблемы. Возможности сохранения жизненной активности.
77. Когнитивные особенности в период поздней взрослости и старости. Роль психофизиологических и социального факторов.
78. Смерть и умирание. Этапы умирания (классификация Кюблер – Росс).
79. Диагностика локуса контроля (шкала Роттера, УСК). Возможности и ограничения.
80. Этапы становления самосознания личности в контексте возраста.
Примечание:
Обязательное условие допуска к экзамену: зачет по лабораторным работам, отсутствие задолженностей по семинарам, итоговый тестовый контроль, сданный, как минимум, на «удовлетворительно».
На экзамене можно пользоваться собственными конспектами статей, глоссарием, тетрадями с лабораторными работами, сводной таблицей-схемой по периодизациям.
Глупо пользоваться мобильными телефонами и шпаргалками, так как это приведет к получению неудовлетворительной оценки.