В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 1800
специальных школ (школ-интернатов) для детей с отклонениями в развитии. В них обучается свыше 275 тысяч школьников.
Более 120 тысяч детей дошкольного возраста с проблемами в развитии воспитывается в специальных детских садах и специальных группах дошкольных учреждений.
В классах выравнивания (задержка психического развития) - свыше 130 тысяч учеников;
в классах компенсирующего обучения - около 200 тысяч учащихся;
для умственно отсталых - 10,5 тысяч;
Для детей, физически ослабленных, учреждения не предусматривают должности специального (коррекционного) педагога, что нарушает право ребенка на высококвалифицированную педагогическую и психологическую помощь по месту учебы.
Систему специальной помощи дополняют логопедические пункты при массовых общеобразовательных школах (четыре тысячи) и быстро развивающаяся сеть психолого-медико-педагогических консультаций и различных реабилитационных центров.
В данных учреждениях сегодня занято около 200 тысяч педагогов, из них только около 8% имеют специальное (дефектологическое) образование.
! Для справки: в странах Западной Европы, США, Японии около 5% персонала специальных образовательных учреждений не имеют соответствующего специального педагогического образования.
Для сравнения:
в Москве квалифицированных специалистов в системе специального образования - 32%,
в Санкт-Петербурге - 24%,
в Ярославле - 10,2%.
А ктуальность подготовки специалистов в области специальной психологии и
коррекционной педагогики обусловлена большой распространенностью
аномального детского развития.
Таких детей приблизительно 2 миллиона - 10%.
Специальным образованием охвачена 1/3 нуждающихся в нем.
Сегодня ведется подготовка специалистов на 28 факультетах вузов
Российской Федерации, 13 из них созданы за последние 3 года по 6
специальностям:
- олигофренопедагогика;
- тифлопедагогика;
- сурдопедагогика,
- логопедия;
- специальная психология;
- коррекционная педагогика;
В связи с этим встают задачи:
1. Подготовка специалистов для всех типов коррекционно-образовательных
учреждений, включая новые типы, только что создающиеся по новым
государственным образовательным стандартам.
2. Введение новых дополнительных квалификаций в каждую педагогическую
специальность с учетом развития системы специального образования.
3. Расширение круга получаемых сертификатов, позволяющих специалистам
оказывать дополнительные образовательные услуги детям с ограниченными
возможностями. (Типа: специалист по логопедической ритмике,
воспитатель-логопед дошкольных учреждений, социальный педагог и педагог
для работы с детьми с отклонениями в развитии).
4. Развитие регионального компонента высшего специального
педагогического образования. По Российской Федерации - 8 % специалистов
со специальным образованием, по Ярославской области -10,2 %.
5. Усиление интегративных процессов в подготовке специалистов, например:
учитель специальной (коррекционной) школы и логопед; практический
психолог и дефектолог; социальный педагог и дефектолог и др.
6. Разработка новых технологий в обучении студентов, усиление роли
практики.
7. Оснащение учебного процесса дидактическими материалами и техническими
средствами.
В связи с этим актуальна организация научных исследований по насущным проблемам специальной психологии и коррекционной педагогики.
Представляются целесообразными совместные исследования врачей,
психологов, дефектологов и социальных педагогов, разработка
интегративных курсов.
Актуальные направления
1. Осуществление международных научных связей для активизации изучения
лиц с нарушениями развития и поиска новых подходов к их обучению,
социальной адаптации и интеграции в современное общество.
2. Теоретический и практический аспект ранней диагностики (с медиками)
отклонений в развитии (от 0 до 3 лет) и ранней коррекции нарушений.
3. Проблема семейного воспитания детей с ограниченными возможностями,
разработка типов и форм взаимодействия семьи и системы коррекционной и
педагогической поддержки детей.
4. Клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение
детей со сложной структурой дефекта.
5. Вопросы профилактической работы.
6. Определение системы показаний для интеграции ребенка с отклонениями в
развитии в массовые учебные учреждения.
7. Разработка содержания и форм специализированной поддержки
интегрированных детей.
8. Изучение различных аспектов социальной работы с семьями,
воспитывающими детей с проблемами развития.
9. Разработка форм и содержания переподготовки специалистов массовых
учреждений.
10. Техническая оснащенность учебного процесса и коррекционной работы.
11. Подготовка кадров нового поколения в соответствии с новым социальным
заказом.
П лодотворная работа по указанным направлениям, решение многих
организационных, научных, методических, кадровых вопросов и задач
обогатит дефектологическую науку и специальное педагогическое
образование, которое развивается и совершенствуется с учетом двух
факторов: традиций в подготовке специалистов высшей школы и потребностей
практики обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.