Школа научного управления: последователи Тейлора




У Тейлора было немало последователей.

Генри Гантт (1861-1919), автор работы «Организация труда», регламентировал уже не отдельные операции, а производственный процесс в целом.

В основу своих преобразований Гантт положил оптимизацию планирования и распределения задач работников. Оценка усилий рабочего проводилась с помощью карты-графика, который определял план его работы. А в систему заработной платы Гантт ввел элементы повременной и сдельной форм оплаты: превышение заданной нормы выработки обеспечивали резкое увеличение норм оплаты. Это позволяло стимулировать рабочего, повысить его производительность.

 

Фрэнк и Лилиан Гилбреты в 20-х годах нашего столетия замеряли интервалы операций с помощью очень точного хронометра, вводя нормы и стандарты на все производственные операции, технологии. Они также применяли фотоаппарат и кинокамеру для измерения движений работников, разрабатывая карты цикла одновременно выполняемых микродвижений.

Примером их изысканий является сокращение числа движений каменщиков с 18 до 5, что повысило производительность в 3 раза. Свои исследования Ф. Гилберт отразил в книгах «Изучение усталости», «Прикладное изучение движений», оказавших большое влияние на развитие школы научного управления.

 

Под влиянием концепции Ф. Тейлора находился и его соотечественник инженер-механик Гаррингтон Эмерсон (1853-1931). Свои управленческие подходы он рассмотрел в главном труде своей жизни «Двенадцать принципов производительности», вышедшем в 1912 году. В нем он и сформулировал знаменитые 12 принципов управления:

 

1) Отчетливо поставленные цели – исходный пункт управления.

2) Здравый смысл, состоящий в признании ошибок и поиске причин.

3) Компетентная консультация на основе привлечения профессионалов с целью совершенствования управления.

4) Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности, контролем, своевременным поощрением.

5) Справедливое отношение к персоналу.

6) Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.

7) Диспетчирование.

8) Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9) Нормализация условий труда.

10) Нормирование операций, состоящее в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени.

11) Письменные стандартные инструкции.

12) Вознаграждение за производительность.

Г. Эмерсон – автор известного штабного принципа в управлении организацией. Данный принцип будет рассмотрен в следующем разделе курса, посвященном организации.

 

Заметный вклад в теорию научного управления внес Генри Форд (1863-1947), знаменитый основатель автомобильной империи и массового поточного производства – конвейера. Форд систему Тейлора дополнил рядом правил.

Эти три правила Форда таковы:

· при выполнении работы следует избегать ненужных формальностей;

· необходимо хорошо оплачивать каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не более;

· надо привести все машины в наилучшее состояние, поддерживать в порядке и настаивать на абсолютной чистоте, чтобы приучить людей уважать свои орудия, окружающую обстановку и самих себя.

Достижения Форда связаны с организацией управления объединением предприятий из единого центра, построением строгой вертикали управления. При этом Форд добивался постоянного совершенствования управления. Революционным явилось и применение конвейера с глубоким разделением труда на множество операций.

Г. Форд был жестким, своевольным руководителем авторитарного типа, не желающий выслушивать чьи-либо доводы. Именно это и привело к тому, что в конце 20-х годов компания «Форд Мотор» оказалась на грани банкротства: не сумев адаптироваться к изменившемся условиям, к достижениям конкурентов. А ведь всего за пять лет до этого компания контролировала более 50% рынка автомобилей. Да и в последующем фирма, хотя и избежала кризиса, переживала не лучшие времена по той же причине.

Автократичность, технократичность фордизма, как системы управления, подчеркивается многими исследователями, что и позволяет его часто выставлять в не лучшем свете. Но успехи Форда связаны не только с указанным выше техническим совершенствованием производства. Заслуживают внимания и его «социальные» заслуги. В 1914 году Форд ввел на своих заводах самую высокую оплату труда, установил 8-часовой рабочий день, открыл школы, где самым лучшим ученикам выплачивал стипендию. Им была создана социологическая лаборатория для изучения условий труда, быта и досуга работников. Форд считал, что он обязан участвовать таким образом в формировании среднего класса, от успехов которого, его социальной защищенности, зависит благополучие и процветание США. В известном высказывании Форда утверждается, что одна из целей промышленности – это не только снабжение потребителей, но и их создание. Этим же продиктованы и его успехи в поточном производстве: низший труд был заменен машинным. На это направлена и его постоянная забота о потребителе: высокое качество автомобилей при регулярном снижении цены на них, развитие сферы обслуживания.

 

Подводя итоги обсуждения научного управления, можно сделать следующее заключение.

Заслуга тейлоризма, как первого научного направления менеджмента, прежде всего в том, что было практически доказано: управление, основанное на научных принципах рационализации труда, позволяет значительно увеличить производительность труда, получить более высокие результаты, чем управление, основанное на здравом смысле и опыте. Это породило широкое «движение за научное управление».

Недостатки теории Тейлора кроются в механистической модели организации, работающей как отлаженный часовой механизм. И человек в ней – своего рода винтик, обеспечивающий выполнение заданной операции. Такая упрощенная модель человека совершенно неприемлема с позиций современного менеджмента. Кроме того, система ориентирована на создание стабильно функционирующей организации, но не рассматривает ее развитие. Да и работа исполнителя, какой бы продуктивной она ни была, может оказаться мало эффективной при неточно поставленных общих целях.

 

Продолжает и развивает систему Ф. Тейлора подход М. Вебера. Но Тейлор пытался ответить на вопрос, когда рабочий может работать как машина. Вебер же пытался ответить на вопрос, когда вся организация может работать как машина.

Взгляды М. Вебера на теорию управления и будут рассмотрены далее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: