Программа
Летней школы молодых ученых памяти Карла Дункера 2018
Августа, понедельник
14.30-15.30
Зачем нужны движения в ходе решения мыслительной задачи?
Спиридонов В.Ф.
Выступление будет посвящено выявлению роли воплощенного познания в ходе решения мыслительных задач. Сначала речь пойдет о неудачной попытке реплицировать один из известных экспериментов в этой области, описанный в (Weller, Villejoubert & Vallée-Tourangeau, 2011). А затем, опираясь на иные способы анализа данных, полученных в ходе этой работы, мы постараемся описать и противопоставить друг другу ментальную и воплощенную арифметику. И проанализировать роль движений в ходе решения мыслительной задачи.
15.45-16.30
Модифицированные "9 точек": вызов для информационного подхода
Коровкин С.Ю.
В докладе будет рассмотрена возможность использования модификации задачи "9 точек" для прямого столкновения неогештальтистского и аналитико-информационного подходов к решению задач. Использование измененной задачи выявляет очевидные пробелы в теории мониторинга прогресса и показывает предпочтения испытуемых к поиску "хороших" фигур внутри задачи. Использование модифицированной задачи показывает необходимость постепенного открытия источников трудностей в решении, а также задает новые трудные вопросы неогештальтистскому направлению в психологии решения задач, в частности, как соотносится организация перцептивных стимулов в крупные единицы с организацией "ожиданий".
17.30 – 19.00
Круглый стол «Научная статья с точки зрения журнального рецензента» Коровкин С.Ю., Люсин Д.В., Спиридонов В.Ф.
На круглом столе будет обсуждаться то, на что обращают внимание рецензенты, когда к ним попадает научная статья. Какие ошибки совершают авторы статей и как можно их избежать. Данное обсуждение позволит участникам лучше понять то, как на статью смотрит рецензент и избежать многих ошибок при написании статей.
Августа, вторник
10.00-11.00 (часть 1)
30 августа 20.00-21.00 (часть 2)
31 августа 13.00-13.30 (часть 3)
Мастер-класс по статистике: мощность и размер эффекта.
Иванчей И.И.
Обучение методам расчета мощности теста.
11.15 -12.00
Инсайт – это не нахождение нового решения, инсайт — это забывание старого. Ревизия феноменологии инсайта.
Владимиров И.Ю.
На примере анализа состояния дел в области исследования инсайта я хочу затронуть проблему более глобальную - проблему привнесения житейского опыта исследователя в конструируемую им теоретическую модель. С одной стороны теоретизирование невозможно без обощения собственных наблюдений и метафорического переноса, но с другой существует риск привнесения в теоретические построения "лишних сущностей" пригрезившихся авторам. В результате мы можем получить призрачные конструкты и явления, механизмы которых будем тщетно искать. Так было, например, со всем известным "флогистоном" у коллег-химиков. Как разглядеть призрачность тех или иных конструктов, не свалившись при этом в болото ползучего эмпиризма, мы и постараемся разобраться на примере анализа "всем хорошо известной" и "очевидной" феноменологии инсайта.
12.15-13.15
Предсказания когнитивной системы и их роль в познавательной деятельности человека
Иванчей И.И.
Наша когнитивная система постоянно генерирует предсказания об окружающем мире. Эти предсказания затем корректируется с целью уменьшения ошибки предсказаний. Ошибка, в свою очередь, порождает в системе негативный сигнал, который можно зарегистрировать в эксперименте. В лекции мы обсудим модели этих процессов, эксперименты, направленные на их проверку, а также связь сознания и научения с предсказаниями когнитивной системы.
14.30-17.15
Круглый стол «Чем могут быть интересны теоретические искания советской психологии когнитивным исследователям?» Нуркова В.В., Спиридонов В.Ф., Фаликман М.В.
28 августа 18.15-19.00 часть 1
30 августа 18.00-19.00 часть 2
Work-shop «Подготовка абстракта для журнальной статьи» Спиридонов В.Ф.
Августа, среда
10.00-11.00
Что такое Affective Computing? Взгляд психолога
Люсин Д.В.
Affective computing – активно развивающаяся область, лежащая на пересечении психологии эмоций и компьютерных наук. Она занимается разработкой компьютеризированных систем и устройств для распознавания и имитации эмоций. Одна из основных целей - имитация человеческого общения при взаимодействии человека с компьютерными интеллектуальными агентами и роботами.
Будет рассказано о применении affective computing для распознавания эмоций в режиме реального времени, для проведения психологического консультирования и психотерапии, для создания социально-эмоциональных роботов. Особое внимание будет уделено сложностям в этой области – какие классификации эмоций брать за основу, какие признаки использовать для распознавания эмоций, какие сценарии класть в основу взаимодействия человека с компьютерным агентом или роботом.
11.15-12.15
Исследования способности животных узнавать свое отражение
Смирнова А.А.
Узнавание своего отражения традиционно считают показателем наличия понятия «Я». В лекции будут рассмотрены методы исследования и данные о способности животных разных видов к самоузнаванию, а также варианты интерпретации этих данных. Кроме того, будут обсуждены результаты собственных исследований способности серых ворон к самоузнаванию.
12.30-13.30
Целевой стимул есть? А если найду? Основные направления в изучении зрительного поиска
Горбунова Е.С.
Зрительный поиск – одна из самых известных и изучаемых областей когнитивной психологии. Самые первые исследования зрительного поиска представляли собой поиск наклонных палочек среди вертикальных, поиск букв T среди L и другие захватывающие дух задания. Тем не менее, современные тенденции в изучении низкоуровневых процессов включают в себя всё большую экологическую направленность – приближение к тем задачам, которые выполняются в реальной жизни (например, при поиске информации на сайте, или при поиске объекта в комнате), а значит – и существенную модификацию методик. Этим исследованиям и будет посвящена данная лекция.
14.30-15.30
Эвристики и когнитивные искажения: после Канемана и дальше…
Логинов Н.И.
На данный момент понятие когнитивных искажений переживает не лучшее время. Благодаря активной популяризации поведенческой экономики и когнитивной психологии принятия решений, к когнитивным искажениям стали обращаться в публичных дискуссиях для объяснения политических, религиозных и шире мировоззренческих позиций оппонента, что бумерангом отразилось на качестве теорий в этой области, остающихся либо на уровне теории двух систем мышления, либо идущих путём введения всё новых и новых сущностей для объяснения – эвристик. Выступление будет посвящено обсуждению актуального состояния дел в области фундаментальных исследований когнитивных искажений, а также новых перспективных направлений, выходящих за пределы исследовательской программы «Heuristics and biases» Д. Канемана и А. Тверски.
17.30-19.00
Круглый стол «Бутылочку не выбрасывайте: как получить научный грант»
Коровкин С.Ю.
Мастер-класс будет посвящен тому как правильно подать, а главное - получить грант научного фонда в России. По результатам взаимодействия с такими фондами как РГНФ (земля ему пухом!), РФФИ, РНФ, а также по опыту получения грантов Президента РФ, можно сформулировать ряд лайфхаков про то, как получить свой собственный грант. На мастер-классе можно будет попробовать не только озвучить некоторые секреты успеха, но и сравнить успешные и неуспешные заявки.
Августа, четверг
10.00-11.30
Постерная сессия-1
11.45-13.30
Постерная сессия-2
14.30-15.30
Билингвизм с точки зрения психо- и нейролингвистики
Худякова М.В.
В лекции будут представлены основные подходы к изучению билингвизма с точки зрения социо-, психо- и нейролингвистики. В первую очередь, рассмотрим процессы, происходящие с языковыми системами билингвального носителя языков: вопросы утраты и конвергенции языковых категорий. Также подробно обсудим гипотезу когнитивного преимущества билингвов (bilingual advantage) и когнитивного резерва, а также проблемы, с которыми сталкиваются двуязычные дети.
15.45-17.15
Круглый стол«Как работает психологическая теория»
Н.И. Логинов, И.И. Иванчей, Е.С. Горбунова, В.Ф. Спиридонов, И.Ю. Владимиров, С.Ю. Коровкин, Д.В. Люсин
Августа, пятница
10.00-11.40
Имплицитное научение: идеи, проблемы и методы исследования.