Название параграфа | Предметное знание | Содержание |
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ | ||
Что значит жить по правилам | виды правил, примеры индивидуальных и групповых привычек, значение правил этикета | Виды социальных норм: по направленности (предписывающие, запрещающие), по степени обязательности (нормы-правила, нормы-ожидания), по форме (формальные, неформальные), понятие привычки, традиции, обряда, правила этикета, правила поведения в сети Интернет |
Права и обязанности граждан | связь прав человека с его потребностями, группы прав, что означает выражение «права человека закреплены в законе» | Гражданские/личные, политические, экономические, социальные, культурные права человека, Всеобщая декларация прав человека 10.12.1948, принцип всеобщности, неотчуждаемости, неделимости прав человека, права ребенка по Конституции, Семейному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ, Конвенции о правах ребенка. |
Почему важно соблюдать законы | значение порядка для общества, способы установления порядка в обществе, смысл справедливости, почему свобода не может быть безграничной. | Ст. 6, 19,43, 58 Конституции РФ, понятие «справедливость», «свобода» как философская категория. |
Защита Отечества | значение регулярной и контрактной армии, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличие военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности военнослужащих | Соотношение долга и обязанности, Ст. 59 Конституции РФ, Общие обязанности военнослужащих. |
Для чего нужна дисциплина | понятие дисциплины, ее виды и ответственность за несоблюдение. | Понятие «дисциплина», виды дисциплин (школьная, трудовая, воинская, внутренняя, внешняя), соотношение понятий дисциплина, воля, самовоспитание. Последствия нарушения дисциплины. |
Виновен – отвечай | понятие законопослушного человека, признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних | Понятие «преступление» и «проступок», «подстрекатель», «соучастник», «штраф», «ущерб», ответственность несовершеннолетних нарушителей (специальные воспитательно-трудовые учреждения закрытого типа с 11 лет спецшкола, с 14 воспитательно-трудовая колония) |
Кто стоит на страже закона | задачи сотрудников правоохранительных органов, виды правоохранительных органов, их функции | Суд, прокуратура, полиция, таможня, адвокаты, нотариусы их функции. Понятие «презумпция невиновности» |
ЧЕЛОВЕК В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ | ||
Экономика и ее основные участники | значение экономики в жизни людей, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, взаимодействие основных участников экономики. | Производство, распределение, обмен потребление, воспроизводство, блага (товары и услуги) материальные (экономические) блага, натуральное хозяйство, товарное производство, производитель и потребитель, рациональный выбор |
Мастерство работника | составляющие мастерство работника, чем определяется размер заработной платы | Квалификация работника (высококвалифицированный, малоквалифицированный труд), заработная плата, критерии, влияющие на уровень заработной платы (качество, уровень квалификации, условия труда, социальная значимость труда, степень риска, уникальность труда), производительность труда. |
Производство: затраты, выручка, прибыль | роль разделения труда в развитии производства, что такое прибыль, виды затрат. | Главные вопросы экономики что, как производить? Понятие «затраты», виды затрат (общие, постоянные, переменные), «выручка», «прибыль», различия прибыли и выручки, понятие «разделение труда». |
Виды и формы бизнеса | научатся определять, какова роль разделения труда в развитии производства, что такое прибыль, виды затрат. | Понятие «бизнес» виды по содержанию (производственный, торговый, финансовый, страховой, посреднический), форма бизнеса (индивидуальный предприниматель, акционерное общество, акции). |
Обмен, торговля, реклама | как обмен решает задачи экономики, что необходимо для выгодного обмена, зачем люди и страны ведут торговлю, для чего нужна реклама товаров и услуг | Понятие «стоимость», виды торговли (оптовая, розничная, внутренняя, внешняя), |
Деньги, их функции | понятие «деньги», их функции | Функции денег (мера стоимости, средство обращение, средство платежа) |
Экономика семьи | понятия «доход семьи», «бюджет семьи» | Понятия «доход семьи», «подсобное хозяйство», «рантье», особенности труда несовершеннолетних, виды расходов (обязательные, произвольные) |
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА | ||
Воздействие человека на природу | понятие экологическая угроза, характеризовать воздействие человека на природу. | Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы, техногенные аварии (Чернобыльская АЭС 1986, АЭС «Фукусима-1» 2011, нефтяная катастрофа в Мексиканском заливе 2010, биосфера, причины загрязнения атмосферы (естественные, деятельность человека), загрязнение воды и почвы (промышленные и бытовые отходы) |
Охранять природу – значит охранять жизнь | понятия «экологическая мораль», характеризовать правила экологической морали | Проблема браконьерства, Аральское море, Альберт Швейцер, принципы экологической морали (личная ответственность за сохранение природы, помогаю любой жизни, не причиняю зла живому) |
Закон на страже природы | какие законы стоят на страже охраны природы | Заповедники РФ, Закон «Об охране окружающей среды» |