Программа дисциплины: Методология научных исследований
Учебный (тематический) план
Раздел 1. НАУКА И НАУЧНЫЙ МЕТОД.
Наука как социальный институт, как профессия и социокультурная форма деятельности. Наука и метод. Инновационность науки.
1.1 Культурно-историческая эволюция науки: античность, средние века, новое время, XX век. Уровни, формы и методы научного познания. Взаимодействие теоретического, умозрительного и эмпирического уровней развития науки. Понятие научной картины мира (НКМ), ее развитие в эволюции культуры. Особенности перехода от классической к неклассической и постнеклассической НКМ.
Типы научной рациональности. Т.Кун о парадигмальном развитии науки и понятие о научном сообществе. Понятие научного предвидения и прогностической функции науки. Научная гипотеза, принципы верификации (Л.Витгенштейн) и фальсификации (К.Поппер). Естественные, социальные и гуманитарные науки: подходы к классификации наук. Объект и предмет социальной науки. Зарубежные и отечественные теории социального.
1.2. Методология науки. Понятие метода и методологии науки. Содержание и структура методологии. Социальная антропология и социология нетипичности в структуре методологии теории социальной работы. Методология научного объяснения. Методология социального конструктивизма. Методология социологического анализа духовной сферы жизни общества (культуры, науки, образования). Понятие научной школы. Зарубежные и отечественные школы социологии; социальной работы. Саратовская школа социологии; социальной работы; социальных проблем занятости и профориентации. Социология образования: методологические подходы. Научные школы фамилистики; гендерной социологии; социальной феминологии. Научные публикации по методологии социальных наук.
Раздел 2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Методология исследования как социально-технологический процесс.
Программа научного исследования, общие требования, выбор темы и проблемы. Уровни и структура методологии научного исследования. Предмет и объект социального исследования. Коммуникации с научными фондами, правила заявки на исследовательский грант. Документальные источники, полевые исследования, сбор информации, банк данных в социологическом исследовании. Основные отечественные работы по методологии и методам социологического исследования. Качественные и количественные методы в прикладном исследовании социальных проблем. Цель, задачи, выдвижение рабочей гипотезы социологического исследования. Типология социологического опроса. Конструирование анкеты. Интервью, нарративы, фокус-группа. Понятие и классификация выборки. Правила обработки данных социологической информации. Интерпретация данных.
Подготовка и публикация научной статьи и тезисов научного доклада.
Определение темы, подбор источников, группировка авторов. Анализ и обобщение литературы по теме. Научная этика диалога. Композиция и вспомогательный научный аппарат публикации. Академизм изложения. Заглавие, тезариус понятий. Цитирование, ссылки и сноски.
2.3. Методология диссертационного исследования.
Методология научного творчества и подготовка диссертации. Научный анализ и научный синтез как основная форма научной работы. Структура и логика научного диссертационного исследования. Выбор темы, план работы, библиографический поиск, отбор литературы и фактического материала. Анализ разработанности проблемы, фокусировка новизны, диалог с авторами. Архитектура диссертации. Категориальный аппарат, понятия, термины, дефиниции, теории, концепции, их соотношение. Распределение и структура материала. Раскрытие задач, интерпретация данных, синтез основных результатов.
Правила и научная этика цитирования: научные школы, направления, персоналии. Научный аппарат диссертации по социальным наукам. Жанр и лицо изложения материала. Академический стиль и особенности языка диссертации. Каталогизация социологической литературы.
Магистерская, кандидатская и докторская диссертация: основные требования к содержанию и оформлению. Жанровые особенности разделов диссертации. Оформление диссертационной работы, соответствие государственным стандартам, представление к защите, процедура публичной защиты.
2.4. Автореферат диссертации и подготовка к защите.
Автореферат как изложение квинтэссенции диссертации. Стилевые, жанровые, языковые различия автореферата и диссертации. Лицо изложения. Основные требования к автореферату по содержанию, объему и форме. Фокусирование новизны и положений, выносимых на защиту. Процедура печатания и рассылки автореферата, особенности списка рассылки. Автореферат магистерской, кандидатской и докторской диссертации: различие и сходство.
Контроль знаний
Промежуточный контроль знаний предусматривает написание двух контрольных работ. Итоговый контроль знаний предусматривает принятием экзамена посредством письменного задания по всему курсу.
Контрольная работа № 1.
Написать введение к своей будущей магистерской диссертации (в соответствии с рекомендациями).
Объем – 3-7 стр.
Структура контрольной работы:
- Титульный лист диссертации
- Аннотация (1-2 абзаца)
- Структура и содержание работы
- Обоснование выбора темы, ее актуальность
- Характеристика степени разработанности темы в отечественной и мировой науке
- Формулировка проблемы исследования
- Основная цель и задачи работы
- Объект и предмет исследования
- Научная новизна
- Методы исследования
- Характеристика практической значимости исследования
- Структура работы.
Контрольная работа № 2.
Подготовить тезисы научного доклада на 1-3 полные страницы по своей диссертации или по предложенным темам научного доклада по дисциплине «Методология научных исследований».
Структура тезисов:
Сухинин И.В.
МЕТОДОЛОГИЯ
Текст (не забыть актуальность, новизну, практическую значимость, основные результаты)
Список использованной литературы:
1……………