Все потребности социально обусловлены, т. е. порождаются в определённом человеческом обществе (поэтому их называют социогенными). Но есть и биогенные, которые связаны с жизнью (еда, сон).
Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначала угасает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими. Когда у нас возникает потребность к чему-либо, то в дальнейшем возникает мотивация к этой потребности.
б) Мотив – это побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта ( А. Н. Леонтьев ). Под мотивом также понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Деятельность человека побуждается несколькими мотивами — иерархией мотивов. При этом определённые мотивы приобретают ведущее значение.
К мотивационным состояниям человека относят:
в) Интерес – тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности мысли на определённом предмете. Интерес сказывается на направленности внимания, мыслей, помыслов. Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на тот или иной предмет.
Интерес – мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Интерес к тому или иному предмету — науке музыке, спорту - побуждает к соответствующей деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в неё. Мы различаем интерес как направленность на предмет, побуждающую нас заняться им, и склонность как направленность на соответствующую деятельность.
Классификация интересов:
• по содержанию – материальные и духовные;
• по широте – ограниченные и разносторонние (т.е. у одних сконцентрированы в одной области знаний или в разных областях);
• по устойчивости – кратковременные и устойчивые (т. е. выражаются в длительном времени).
Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.
г) Влечения – эмоционально насыщенные актуализированные потребности без осознания конкретной цели.
Влечение как бы ставит задачи нашему интеллекту (для своего удовлетворения) и давит на наше мышление, заставляет его работать.
Существует следующая последовательность в порядке возрастания силы напряжённости влечения:
1. ориентировочные реакции (реакции, проявляющиеся в поведении человека);
2. сексуальное влечение;
З. голод (пищевое влечение);
4. жажда.
Влечения социально обусловлены, т. е. чем более глубоко социализирован человек, тем более дисциплинированы его влечения.
д) Желания – осознанные потребности и влечения к чему - либо вполне определённому; мотивационное состояние, при котором потребности соотносятся с конкретным предметом их удовлетворения.
Виды желаний:
1. естественные и необходимые (есть, пить, отдых, сон и т.д.);
2. естественные, но не необходимые (сексуальное желание);
3. желания ни естественные, ни необходимые (связанные с честолюбием, славой, власти, лидерства).
Но первые два могут быть гипертрофированными, т.е. не знающими границ своего удовлетворения. Желание связано со стремлением.
е) Стремление – повышенное эмоциональное тяготение к объекту желания, т.е. предмету потребности. Примером стремления может служить страсть - очень стойкое аффективное стремление к определённому объекту, потребность, которая доминирует над всеми остальными потребностями и придаёт соответствующую направленность своей жизнедеятельности человека. Страсть может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от ценности того, к чему стремится человек. Отрицательные ведут к деградации личности (азартные игры). Положительные мобилизуют силы человека на достижения социально - значимых целей (страсть к пению). Полное отсутствие страсти приводит к отупению человека.
ж) Убеждения — это система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Другими словами убеждения включают: мысли, идеи, принципы, т. е. запас знаний человека, всё содержание жизни человека.
Убеждения включают ряд качеств, например мировоззрение — это совокупность идей, мнений, взглядов личности на мир, жизнь и общество. Здесь происходит понимание материального и духовного мира, смысла жизни, людей и их поведения, происходящего в обществе и непосредственном окружении.
Степень развития и характер направленности активности личности у разных людей различны. Нередко человек знает, как следует поступать в тех или иных конфликтных ситуациях, знает, какую точку зрения следует поддерживать в споре, и однако, не переживает это знание как потребность утвердить его в жизни.
з) Идеалы — высшее совершенство, конечный итог стремлений и помыслов.
Он формируемся под непосредственным общественным влиянием. В раннем возрасте — это близкое окружение (родители, учитель, брат и т.д.). Позже выступает исторически личность или актёр, певец и т. д. В идеалах ярко проявляется общая направленность человека, проявляясь в них, она формируется.
III. Подведение итогов урока:
¾ Что на ваш взгляд было наиболее интересным на занятии?
¾ Какие компоненты составляют направленность?
¾ Как бы вы выстроили бы собственную направленность?