ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
По теме «Трансактный анализ общения Э. Берна»
Краткие теоретические по теме практической работы
Трансактный анализ общения - направление психологии, основанное Эриком Берном (США, 1955 г.). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция - это действие (акция), направленное на другого человека. Таким образом, это своеобразная единица общения.
Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.
Родительское (Родитель - Р), которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.
Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.), приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское Я.
С позиции родителя "играются" роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка - роли молодого специалиста, артиста - любимца публики, зятя.
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания
Инстанция Я | Типичные способы поведения, высказывания | |
Родитель | Заботливый родитель | Утешает, исправляет, помогает "Это мы сделаем" "Не бойся" "Мы все тебе поможем" |
Критический родитель | Грозит, критикует, приказывает "Опять ты опоздал на работу?" "У каждого на столе должен быть график!" | |
Взрослый | Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решения "Который час?" "У кого же может быть это письмо?" "Эту проблему мы решим в группе" | |
Ребенок | Спонтанный ребенок | Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение "Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе" "Вы это сделали просто замечательно!" |
Приспосабливающийся ребенок | Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение "Я бы с радостью, но у нас будут неприятности" | |
Бунтующий ребенок | Протестующее, бросающее вызов поведение "Я это делать не буду!" "Вы этого сделать не сможете" |
Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать.
Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: "оживлять" подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.
Задание 1. Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении, необходимо выполнить следующий тест (оценивая приведенные высказывания в баллах от 0 до 10).
Результаты данного исследования можно не записывать, если проводилось самотестирование.
Высказывание | Личная оценка высказывания | |
Мне порой не хватает выдержки | ||
Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять | ||
Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей | ||
Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях | ||
Меня провести нелегко | ||
Мне бы понравилось быть воспитателем | ||
Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому | ||
Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события | ||
Каждый должен выполнять свой долг | ||
Нередко я поступаю не как надо, а как хочется | ||
Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия | ||
Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить | ||
Я, как и многие люди, бываю обидчив | ||
Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе | ||
Дети должны безусловно следовать указаниям родителей | ||
Я – увлекающийся человек | ||
Мой основной критерий оценки человека – объективность | ||
Мои взгляды непоколебимы | ||
Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать | ||
Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны | ||
Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств |
Обработка результатов
Я-состояние | Суммируемые строки | Сумма баллов | |
Д | "Дитя" | 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 | |
В | "Взрослый" | 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 | |
Р | "Родитель" | 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 |
Расположите получившиеся результаты в порядке убывания веса. Если у вас получилась формула ВДР, то это значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.
Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет особых поводов для уныния. Если вас не привлекают организаторская работа, шумные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке. Если же нет и вы захотите передвинуть свое Р на второе или даже на третье место, то это вполне осуществимо. Вам помогут и так называемые группы тренировки общения, организованные профессиональными психологами во многих городах. Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору — словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.
Д во главе приоритетной формулы — вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причину своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди обычно уже перестают о них думать.
Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль.
Задание 2. Письменно ответьте на следующие вопросы:
а) Почему диалог с разных позиций (РВД) может привести к конфликту?
б) Приведите собственные примеры того, как понимание «ролей» трансактного анализа в общении помогает избегать конфликтных ситуаций?
Задание 3. Выполните следующее задание:
а) Установите соответствия между «эго состояниями» и свойственными им высказываниями, распределив их на 3 группы.
б) Сформулируйте и запишите собственный вывод о вербальном выражении «эго состояний», дополнив каждую группу высказываний своими примерами.
эго состояние я высказывания
1. Дитя а. Мне порой не хватает выдержки
2. Взрослый б. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому
3. Родитель в. Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется
г. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
д. Меня провести нелегко.
е. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
ж. Мне бы понравилось быть воспитателем.
з. Каждый должен выполнять свой долг.
и. Правила оправданы до тех пор, пока они полезны.