Моргунова Светлана Викторовна
Конспект урока литературы
Дата 14.04.20
Группа 4 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных машин Курс 1
Тема урока: Слово о Шолохове. Изображение Гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова
Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: познакомиться с основными этапами жизни и творчества Шолохова, определить место «Донских рассказов» в творчестве писателя;
Основные понятия:
Авторская позиция — авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображённых характеров.
Гуманизм (от лат. humanitas — «человечность», humanus — «человечный», homo — «человек») — этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право в свободной форме определять смысл и форму своей жизни.
Новаторство — обогащение литературы новыми художественными открытиями, дополняющими национальную традицию данной литературы и оказывающими влияние на последующее развитие словесного творчества. Все великие и даже просто крупные писатели были для своей эпохи новаторами.
Социалистический реализм (соцреализм) — художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве Советского Союза и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизненных идеалов при социализме обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства. Его возникновение и развитие связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения.
Эпопея — большая эпическая поэма, крупное произведение, повествующее о значительных исторических событиях.
Эпос — произведение, которое обнимает в единой цельной картине все движущие силы эпохи, не замалчивая ни одной и свободно указывая им место, вовсе неравноценное, в общем движении истории.
Используемая литература:
1.Зинин С.А., Чалмаев В.А. Литература. 11класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.
Базовый уровень и углубленный уровни. В 2ч. - М: ООО «Русское слово –учебник»,2019
2. Краткий пересказ. Русская литература. 10-11. Маханова Е. А., Госсман А. Ю., Р.-н-Д.: Феникс, 2017. 288 с.
Презентация к уроку
Интернет – ресурсы https://resh.edu.ru/subject/lesson/3850/main/14754/ - учебный фильм «Изображение Гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова»
Ход урока
- Организационный этап.
Мотивационный модуль. Формулируется тема урока.
Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.
Демокрит
Реальные события первой половины XX века, участником которых был Михаил Шолохов, нашли отражение в его творчестве. В чём особенность ранних рассказов писателя? Как автор передаёт остроту социальных конфликтов в обществе? Об этом вы узнаете на этом уроке.
2. Основная часть.
План изучения
- Рассмотрение важных этапов в жизни и творчестве М. Шолохова.
- Определения места «Донских рассказов» в творчестве писателя.
- Развитие представления о традициях и новаторстве в художественном творчестве.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Михаил Шолохов родился в 1905 году на хуторе Кружилинский на Дону. Он был внебрачным сыном украинки, жены донского казака Анастасии Кузнецовой и богатого приказчика Александра Шолохова. В раннем детстве мальчик носил фамилию Кузнецов. А в 1913 году был усыновлён родным отцом.
В 1910 году семья переезжает на хутор Каргинский, где Михаил начинает брать уроки у местного учителя, а после поступает в школу. Юный Шолохов служит в продотряде, но самовольно снижает обложение людей своего круга, за что попадает под суд «за превышение власти». Будущему писателю грозит смертная казнь, но родители спасают сына. Осенью 1922 года Шолохов переезжает в Москву, где начинает пробовать себя в роли писателя. В 1925 году выходят первые произведения, составляющие сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Автор посвящает «Донские рассказы» событиям смутного времени. Гражданская война в них изображена «антиромантично», без прикрас. Литератор Бирюков пишет: «Страницы рассказов густо окрашены кровью». Лейтмотивом произведений является классовая ненависть, которая становится сильнее родственных чувств.
Герои «Донских рассказов» — простые люди. Автор даёт возможность читателю самостоятельно делать выводы об их внутреннем мире через описание семейных конфликтов и разлома в социальных отношениях между донским казачеством. Многие персонажи имеют реальных прототипов.
В рассказе «Шибалково семя» Шолохов испытывает главного героя в предельно трагических обстоятельствах. Высокое чувство справедливости заставляет его убить предательницу:
«Кинулся я к Дарье. Она сидит, оправилась и дитя на руках держит. Я ей и говорю; — Не дам я тебе дитя к грудям припущать. Коли родился он в горькую годину — пущай не знает материного молока, а тебя, Дарья, должен я убить за то, что ты есть контра нашей Советской власти. Становись к яру спиной!.. — Яша, а дитё? Твоя плоть. Убьёшь меня, и оно помрёт без молока. Дозволь мне его выкормить, тогда убивай, я согласна...
— Нет, — говорю я ей, — сотня мне строгий наказ дала. Не могу я тебя в живых оставить, а за дитя не сумлевайся. Молоком кобыльим выкормлю, к смерти не допущу. Отступил я два шага назад, винтовку снял, а она ноги мне обхватила и сапоги целует...
После этого иду обратно, не оглядываюсь, в руках дрожание, ноги подгибаются, и дитё, склизкое, голое, из рук падает... Ден через пять тем местом назад ехали. В лощине над лесом воронья туча...»
Герой «Шибалково семя» объясняет свой поступок с идеологической точки зрения.
В рассказе «Чужая кровь» старик Гаврила и его жена, потерявшие сына, белого казака, выхаживают коммуниста-продотрядника и начинают любить его, как родного. Шолохов рисует трагедию расставания — старик, «с усилием задушив рыдание» и «кривя изуродованное болью, мокрое лицо» кричит:
«Прощай, родимый!... Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас…»
В рассказе «Родинка» автор показывает ужас братоубийственной борьбы. В кульминации сюжета главный герой Николай Кошевой погибает в бою с белогвардейцами — его убивает атаман, который в последний момент узнаёт в нём собственного сына. Атаман не может простить себе непреднамеренное убийство и кончает жизнь самоубийством. Кто виноват в этой ужасной трагедии? Этот же вопрос задаёт Михаил Шолохов в рассказах «Нахалёнок», и «Жеребёнок».
Родина у писателя ассоциируется с родным ему Доном и кубанскими просторами. В малом эпосе 1920-х годов разворачиваются картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны. Позднее автор отражает их в романах «Тихий Дон» и «Поднятая целина».
В годы Великой Отечественной войны Шолохов продолжает писать. В это время он работает над произведением «Они сражались за родину».
В 1956-ом году писатель выпускает рассказ «Судьба человека», в основе которого лежит реальный случай. Это история солдата, который теряет во время войны жену и детей. Смыслом жизни для него становится забота о маленьком мальчике — сироте. Герой называет себя его отцом, тем самым даёт им надежду на новую жизнь.
В 1965 году Михаил Шолохов становится лауреатом Нобелевской премии по литературе. В своей речи он говорит: «На мой взгляд, авангардом являются те художники, которые в своих произведениях раскрывают новое содержание, определяющее черты жизни нашего века… Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу».
Домашнее задание. Прочитать рассказ М. Шолохова «Родинка». Заполните таблицу.
Анализ рассказа “Родинка”.
Смысл названия. | |
Подберите однокоренные слова к слову «родинка».Что объединяет эти понятия | |
Авторская оценка героев | |
В чём состоит самый важный конфликт? |