ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫкультурологического ИССЛЕДОВАНИЯ
(2 часа)
1. Метод наблюдения.
2. Опросные методы исследования.
3. Метод контент-анализа.
Дополнительные источники:
1. Беседа, интервьюирование и анкетирование [Электронный ресурс] // https://cito-web.yspu.org/link1/metod/met93/node4.html
2. Манаев О.Т. Контент-анализ – описание метода [Электронный ресурс] // https://psyfactor.org/lib/kontent.htm
3. Наблюдение как метод исследования [Электронный ресурс] // https://spravochnick.ru/ pedagogika/nablyudenie_kak_metod_issledovaniya/.
4. Эмпирические и теоретические методы изучения культуры [Электронный ресурс] // https://culture.wikireading.ru/61762.
Метод наблюдения
К эмпирическим методам культурологического исследования относятся: наблюдение, самонаблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, ранжирование, тестирование, шкалирование, экспертные оценки, индексирование В преподавании культурологических дисциплин еще изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Характеристику эмпирических методов культурологического исследования начнем с метода наблюдения, имеющего широкое применение практически во всех областях научного познания.
Наблюдение как научный метод – это целенаправленный и планомерный процесс сбора информации, осуществляемый путем непосредственного восприятия культурных артефактов, явлений и процессов. Наблюдение – наиболее распространенный и доступный метод изучения социальной практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях, результаты которого фиксируются наблюдателем. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.
Наблюдение должно иметь четкий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели, задачи, время и условия наблюдения, предполагаемый результат, ожидаемые изменения объекта. План наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать, в каких условиях наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений.
В деятельности исследователя могут применяться различные виды наблюдения, приведенные табл. 1.
Таблица 1
Классификация наблюдений
|
Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.
Проведение исследования с помощью метода наблюдения требует особой его подготовки. Необходимо иметь предварительный опыт проведения наблюдения, цель наблюдения (для чего, с какой целью), знать теоретические основы этого метода.
На основе цели наблюдения требуется выбрать объект, предмет и ситуацию наблюдения (что наблюдать?). Затем хорошо продумать план, систему категорий, протоколы наблюдений и т.п. Выбрать способ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать?). К числу средств, повышающих объективность наблюдений, относятся специальные технические средства записи и регистрации. Последовательность и содержание процедур наблюдения приведены в табл. 2.
Таблица 2
Процедуры наблюдения
|
Перед проведением исследования с помощью метода наблюдения желательно провести тренировочное наблюдение, чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения наблюдения.
Могут возникнуть трудности наблюдения (это, как правило, при исследовании комплексных явлений, и когда явление протекает в высоком темпе и постоянной смене ситуаций). После проведения основных наблюдений происходят обработка и интерпретация полученных данных (каков результат?).
Особенно часто и плодотворно метод наблюдения используется при изучении опыта работы зрительской аудитории. Сущность его заключается в накоплении путем непосредственного, длительного и целенаправленного восприятия конкретных данных об условиях протекания исследуемого культурного явления и объективном описании его восприятия аудиторией. Наблюдение ведется либо за художественным процессом в целом, либо за отдельными его компонентами, исходя из стоящей перед исследованием цели. Причем в зависимости от сложности изучаемого объекта работа может выполняться одним или несколькими наблюдателями, но при условии, что естественное протекание изучаемого культурного явления не должно быть нарушено.
В соответствии с разработанной заранее программой исследователь должен пронаблюдать протекающие процессы, их объективно и, по возможности, полно зафиксировать, одновременно подвергая предварительному анализу по личным впечатлениям.
Программа наблюдений в известной мере предупреждает их случайность, так как включает цель и задачи исследования, указание объекта и вопросы, подлежащие наблюдению (на что должно быть обращено внимание), способов фиксации, количества и общей продолжительности наблюдений.
Таблица 3
Общая характеристика метода наблюдения
|
Недостатком метода наблюдений являются ограниченные возможности установления действительных оснований и причин изучаемого культурного явления, существенных, типичных для его протекания влияний и влияний случайных. Эти обстоятельства предъявляют высокие требования к квалификации исследователя, а вместе с тем вынуждают применять и другие методы исследования. Для фиксации данных наблюдения наряду с записями широко используются технические средства. Но и при этом условии зачастую не удается избежать вносимого исследователем субъективизма в отборе и фиксации наблюдаемых фактов, особенно при их анализе, объяснении и оценке. Характеристика метода наблюдения приведена в табл. 3.
Основным средством наблюдения является квалифицированное протоколирование, причем обычно в протоколе фиксируется содержательная сторона наблюдаемых явлений и/или хронометрия.
Итак, наблюдение – весьма результативный метод профессионально-педагогического исследования. Однако этот метод имеет существенные недостатки:
во-первых, не все явления и процессы доступны наблюдению;
во-вторых, наблюдатель зачастую теряет беспристрастность и перестает отделять себя от среды;
в-третьих, высока вероятность ошибок в интерпретации полученных фактов и др.
Поэтому любое исследование не может опираться только на эмпирический метод наблюдения, но должно использовать и другие методы.
Опросные методы исследования
Ниже рассмотрим некоторые методы, заимствованные культурологией их социологических исследований и имеющих широкое применение. Это несколько вариантов опроса и метод контент-анализа.
Методы исследования социокультурных процессов, основанные на получении вербальных (словесных) откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Они осуществляются с помощью бесед, интервью, анкет, тестов. Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми (респондентами). При непосредственном взаимодействии опрос выступает как беседа или интервью, а при опосредованном – как анкетирование. Источником информации при этом является словесное или письменное суждение респондента. В культурологическом исследовании социологический опрос может быть одинаково использован в двух направлениях:
• для получения информации о внешней стороне социокультурных процессов;
• для получения сведений о внутренних механизмах формирования конкретных поступков, мнений, интересов.
Такие методы используют как разведочные (в начале исследования) и как уточняющие (в его итоге). При проведении опросов предварительного решения требуют проблемы: во-первых, объем и, во-вторых, однородность выборки. Опрос будет ненадежным при охвате слишком узкого круга лиц, и если окажется, что индивиды, входящие в выборку, весьма различаются по измеряемым параметрам. В-третьих, всегда существует проблема репрезентативности выборки для распространения выводов, полученных при изучении части (выборки) на целое (генеральную совокупность).
Все виды опросов делятся на имеющие определенную программу (план, опросник) и свободные. Свободные опросы проводятся в начале исследования, когда необходимо продумать до конца цели, задачи и гипотезу, выдвинуть и обосновать научную проблему.
Достоинствами опросных методов являются:
• быстрота получения информации;
• возможность получения информации по широкой тематике;
• возможность математической обработки полученной информации;
• сравнительная легкость получения большого количества данных.
Различают опросы: сплошной и выборочный; индивидуальный и групповой; очный и заочный; гласный и анонимный.
Общие требования к опросным методам:
• соответствие вопросов целям и задачам исследования;
• адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании вопросов;
• нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающие наибольшую объективность ответов;
• доступность и понятность вопросов;
• самостоятельность ответов;
• доверительная психологическая обстановка при опросе.
Опрос проводится с учетом следующих этапов: адаптация, достижение поставленной цели, снятие напряжения. В процессе адаптации реализуются две важные цели: создание у респондента позитивной мотивации для ответа на вопросы и настройка его к исследованию. Этап адаптации складывается из обращения и нескольких вопросов. Начало опроса – момент весьма ответственный. От начала во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо подготовить респондента к беседе психологически.
На этапе достижения поставленной цели происходит сбор информации. В этот период задаются основные вопросы.
Наконец, в процессе опроса может накапливаться отрицательное психологическое напряжение, в связи с чем перед расставанием необходимо попытаться сгладить это впечатление, снять стресс. Для этого рекомендуется в конце опроса ставить функционально-психологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации.
Беседа – это метод получения информации на основе словесного общения исследователя с респондентом в форме свободного диалога на определенную тему (сбора информации на основе словесной коммуникации). Беседа является самостоятельным или дополнительным методом исследования, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Она является разновидностью опроса и представляет собой сравнительно свободный диалог исследователя с респондентом на определенную тему. Беседа обычно применяется на разных стадиях исследования как для получения первичной информации, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, например методом наблюдения. В таких случаях использование беседы дает, как правило, весьма ценные результаты.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Беседа требует особого мастерства: гибкости и чуткости, умения слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения.
Её результат во многом зависит от личностных качеств исследователя. Беседа может быть индивидуальной или групповой. Предварительно определяется программа: цель, объект, предмет разговора, отдельные вопросы и место проведения. Успех зависит от заинтересованности предметом разговора, умения вызвать на откровенность. Формулировки вопросов должны быть понятными, тактичными. Для вступления в контакт рекомендуется придерживаться следующих правил. Люди склонны охотно говорить о тех предметах, которые их интересуют и увлекают (профессия, хобби), поэтому желательно предварительно узнать о преобладающих интересах респондента или группы. Поводом для начала беседы могут быть объекты, ситуации или события, имеющие эмоциональный характер. При этом следует избегать того, о чем собеседнику вспоминать неприятно. Важно создать атмосферу доверия. Человек должен быть уверен, что результаты беседы не станут для него источником неприятностей. Благоприятной обстановкой для беседы является привычная и естественная среда.
Анализ результатов беседы следует оформить в виде рабочей таблицы, где фиксируются положительные моменты, недостатки и выводы.
При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Интервью отличается от беседы тем, что экспериментатор только задает вопросы, а испытуемый только отвечает на них.
Обычно интервью определяется как метод сбора необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы исследователя с испытуемым. Если беседа обычно не ограничена во времени и порой с трудом укладывается в изначально запланированное русло, то в интервью исследователь сам задает план и темп беседы и четко придерживается перечня обсуждаемых вопросов. При этом исследователь только фиксирует высказывания респондента, сохраняя нейтральную позицию. Часто вопросники для интервью строят по типу анкет, для того чтобы получить распределение типичных ответов по некоторому количеству вопросов.
Предметная область термина «интервьюирование» включает три определения.
1. Направленное интервьюирование – сбор данных с помощью интервьюирования, имеющий целью получение от респондента специфической информации.
2. Очное интервьюирование – тип опроса, в ходе которого интервьюер получает непосредственно от респондента ответы на свои вопросы.
3. Специализированное интервьюирование – интервьюирование, при котором для успешного общения с респондентом требуется применение нестандартных процедур.
Большое значение в ходе беседы или интервью принадлежит умению фиксировать информацию. Необходимо стремиться к подробной (даже дословной) фиксации ответов (с помощью сокращений, стенографии); однако использование диктофона нежелательно, ибо это обстоятельство «сковывает» опрашиваемых.
Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос – анкетирование.
Анкетирование – это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы; наиболее распространенный метод сбора информации, который позволяет в короткие сроки регистрировать и факты поведения людей, и мнения различных представителей возрастных, профессиональных, социальных групп, и сведения о процессе и результатах их деятельности и многое другое. Если беседа имеет ценность непосредственного общения и обеспечивает немедленное получение ответов на интересующие экспериментатора вопросы, то анкеты дают возможность собрать значительный массовый материал.
Составление анкеты – задача, требующая от исследователя методического мастерства, соединенного с четким представлением целей и задач исследования.
Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. В зависимости от поставленной цели и содержания ожидаемой информации, вопросы анкеты могут существенно отличаться друг от друга.
План беседы, интервью и анкеты – это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:
• определение характера информации, которую необходимо получить;
• составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;
• составление первого плана вопросника;
• предварительная его проверка путем пробного исследования;
• исправление вопросника и окончательное его редактирование.
При проведении анкетирования, интервьюирования делается вступление о цели опроса и гарантируется его анонимность. Первые (контактные) вопросы должны быть интересными и недискуссионными. Следующие вопросы постепенно усложняются. По цели различают вопросы содержательные (основные) и функциональные (неосновные). Содержательные направлены на получение информации об явлениях и взаимосвязях. Функциональные используются для оптимизации, упорядочения течения опроса. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры) и проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
Различают несколько видов функциональных вопросов:
• функционально-психологические, которые используют для снятия напряжения;
• вопросы-фильтры, которые задаются перед содержательными, чтобы определить, относится ли респондент к той группе людей, для которой предназначен вопрос;
• контрольные вопросы, которые используются для проверки данных;
• поддерживающие вопросы, необходимые для оптимизации проведения опроса.
По форме вопросы анкеты делятся на открытые и закрытые, прямые и косвенные. При закрытом вопросе испытуемый должен выбрать ответ из числа предложенных (включающих вариации содержания, качественных признаков, степени интенсивности, удовлетворенности или комбинацию этих вариаций).
Открытые вопросы не предлагают никаких вариантов ответа. Такие анкеты труднее поддаются обработке, но содержат иногда большую информацию, чем закрытые. При открытом вопросе ответ формулируется самим отвечающим в свободной форме. В этом случае респонденту предоставляется максимальная свобода в выборе ответа, но и в то же время исследователю зачастую трудно выразить, какой именно аспект вопроса подлежит обсуждению, а отвечающему трудно определить границы вопроса и сформулировать ответ самостоятельно. Так, в ответе на вопрос «Какой литературой Вы пользуетесь чаще всего в своей работе?» респондент может указать методическую, психолого-педагогическую, специальную или художественную литературу, а также всю вместе.
Если открытый вопрос служит активизации респондента, то закрытый, напротив, дает ему готовое знание и требует выразить только согласие или несогласие с ним.
Применяются анкеты с комбинацией открытых и закрытых вопросов. Полузакрытым называется вопрос, в котором, помимо готовых ответов, предусматривается позиция, позволяющая респонденту сформулировать свой вариант ответа самостоятельно, например:
Что повлияло на выбор Вами профессии?
• совет родителей;
• мнение учителей;
• занятия в художественной школе;
• образ этой профессии в СМИ;
• мой выбор случаен;
• что-либо другое (укажите что);
• затрудняюсь ответить.
В профессионально составленных анкетах предусматривается (в целях надежности) дублирование одного и того же вопроса в разных вариантах (прямой и косвенной вопросы). Если ответы противоречат друг другу, они отбрасываются как недостоверные.
Для повышения надежности получаемых данных измерительную информацию следует сверять, сопоставлять, стремиться получать несколько оценок одного и того же явления.
Поскольку с помощью анкет можно собрать большой материал, он требует и количественной обработки, и проведения тщательного качественного анализа.
Количественная обработка может дать, прежде всего, общие данные о количестве утвердительных и отрицательных ответов, полученных по каждому вопросу анкеты. (При большом количестве ответов можно перевести эти данные в проценты). Количественный анализ должен быть направлен, в первую очередь, на анализ негативных суждений (выявление их причины и принятие решений о необходимости изменения тех или иных частей программы). Положительные же суждения используются как материал, подтверждающий гипотезу.
Качественный анализ должен быть направлен, в первую очередь, на анализ негативных суждений (выявление их причины). Положительные же суждения используются как материал, подтверждающий гипотезу.
При проведении экспериментальной проверки в разных местах большую наглядность этим данным придает сведение их в общие таблицы.
Таким образом, общая методика обработки анкетных данных сводится к их тщательному подсчету, проведению внимательного анализа всех случаев заметного совпадения, несоответствия в данных, разброса.
Преимущества анкетного метода:
• быстрота применения (за очень короткое время можно получить много сведений);
• получение письменных ответов на такие вопросы, которые по различным субъективным причинам устно остаются без ответа.
Метод контент-анализа
Анализ продуктов деятельности базируется на предпосылке, что в любых проявлениях творческой активности человека находят выражение (проецируются вовне) значимые личностные свойства, актуальные потребности, эмоциональные состояния, особенности самовосприятия и самооценки. Данный вид анализа распространяется на рисунки, тексты, сложные художественные объекты и т.д. Один из методов данной группы – контент-анализ (от англ. contents – содержание) предполагает исследование документов или любых других источников информации и позволяет выделить определенные смысловые единицы содержания и формы передачи информации в каком-либо тексте.
Определений контент-анализа существует много, но среди них трудно найти удовлетворительное. Например, можно встретить следующие формулировки: статистическая (квантитативная) семантика; техника для объективного количественного анализа содержания коммуникации; техника для делания выводов при помощи объективного и систематического установления характеристик сообщений.
Каждая из приведенных выше формулировок неудовлетворительна уже по той причине, что основной акцент в них делается на количественные параметры анализа текстов и в них совершенно не отражена специфика качественных методов контент-анализа.
Количественный контент-анализ, в первую очередь, интересуется частотой появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания. Качественный контент-анализ позволяет делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания.
Различие двух подходов довольно легко проиллюстрировать примерами. В 50-е годы XX в. западные аналитики на основе количественного анализа статей газеты «Правда» обнаружили резкое снижение числа ссылок на Сталина. Отсюда они сделали закономерный вывод, что последователи Сталина стремятся дистанцироваться от него. С другой стороны, качественный аналитик мог бы сделать аналогичный вывод на основе единственного факта, что в публичной речи одного из партийных функционеров, посвященной победе СССР в Великой Отечественной войне, Сталин вообще не был упомянут. Прежде такое было бы немыслимо.
Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.
Контент-анализ находит свое применение там, где существует обширный по объему, внутренне организованный, но не систематизированный текстовой материал, использование которого без предварительной обработки затруднено. Основными идеями, лежащими в основе идеологии контент-анализа, являются восхождение от текста к внетекстовой реальности, под которой понимается социальная (или интеллектуальная) действительность во всем ее многообразии и строгость исследования.
Следует обратить внимание на то, что когда говорят о контент-анализе текстов, то главный интерес всегда заключается не в самих характеристиках содержания, а во внеязыковой реальности, которая за ними стоит – личных характеристиках автора текста, преследуемых им целях, характеристиках адресата текста, различных событиях общественной жизни и пр.
Данный метод обязан своим происхождением социологии. Однако сегодня он активно используется в самых разных областях гуманитарного знания: в политологии, истории философии, культурологи и прочих.
Появление термина content-analisys относится к концу XIX - началу XX вв. Именно тогда в американской журналистике были предприняты первые попытки осуществить тематически точный анализ текстов (Б. Мэттьюз, Д. Спиид, А. Тенни, Д. Уилкокс). «Изобретателями» современной версии контент-анализа часто называют американского социолога Г. Лассуэла и французского журналиста Ж. Кайзера.
Г. Лассуэл в начале 50-х годов прошлого столетия первым предложил использовать для анализа массовой коммуникации статистический учет абстрактных языковых единиц – символов («слов»). С этого момента начался отсчет истории существования специального метода социологических исследований – контент-анализа.
В начале 60-х годов XX в. Ж. Кайзер разработал целую систему изучения больших текстовых массивов, основанную на анализе статистических данных. Вскоре некоторые приемы описания текстов, апробированные в трудах, были стандартизированы ЮНЕСКО и получили широкое распространение. Суть методики Ж. Кайзера заключалась в учете внешних форм организации текстового материала: его расположения, оглавления, оформления, проч.
Дальнейшее развитие этот метод получил в трудах Э. Морен. Так, именно Э. Морен ввела в научный оборот понятия «единицы информации» (особые элементы счета в контент-анализе, дающие ответ на вопрос: «О чем говорится?»), «смысловые группы» (совокупности «единиц информации», формирующиеся на основе их взаимного смыслового соответствия), «эмоциональный тон» повествования» (этот тон определялся по специальной порядковом шкале с делениями «положительная», «отрицательная», «нейтральная» информация). Исследования Э. Морен положили начало более «гибкому» подходу к процедуре статистической обработки текстов. В результате вскоре последовал бурный всплеск исследовательского интереса к этому методу, повлекший за собой возникновение бесчисленных методик контент- анализа, ориентированных на количественный анализ поэтических, художественных, философских, других произведений. Процесс интеграции контент-анализа с традиционными методами гуманитарных дисциплин привел к разрушению исследовательских стандартов, разработанных в социологии.
Контент-аналитическими можно называть только те методики исследования текстовых массивов, которые основываются на строгой последовательности процедурных шагов: от формирования абстрактного объекта исследования и формулирования исследовательской задачи до интерпретации результатов и их статистической обработки.
В контексте традиционных психолого-педагогических исследований контент-анализ чаще всего применяется как метод источниковедческий. Целью исследователя является глубокая, всесторонняя обработка документов, полное извлечение из них полезной (в т.ч. и неявной, скрытой) информации, представление информации в максимально конкретной, адекватной форме, и только в последнюю очередь – ее оценка.
Дальнейшее развитие контент-анализа требовало более точных методов анализа текстов. К середине 50-х годов XX в. исследователи стали все больше уделять внимания не простому наличию или отсутствию категорий в тексте, а связям между категориями. Для этого обращают внимание на совместную встречаемость слов различных категорий. Например, для каждого предложения текста мы можем выяснить, слова каких категорий в нем встречаются. После этого легко подсчитать обычный коэффициент корреляции, который даст нам силу связи между категориями и знак этой связи. Может оказаться, что для некоторых категорий наблюдается тенденция их совместного употребления, а для других – наоборот.
Метод нахождения контекстов употребления слов допускает дальнейшее развитие метода исследования. Выбрав предложения, в которых встречается конкретное слово или категория, мы получили некоторую подвыборку текста, к которой в свою очередь применимы все методы контент-анализа, т.е. контексты употребления слов и категорий могут быть также подвергнуты контент-анализу – выяснению простых частот категорий, относительных частот, оценок категорий относительно нормы и т.д. Если выразиться образно, то контекстный анализ позволяет выделить в тексте несколько тематических нитей и анализировать их отдельно. Очевиден огромный потенциал контекстного анализа при мониторинге больших объемов информации, так как он позволяет полностью автоматизировать весь процесс сбора информации.
Сегодня методика, процедуры и техника контент-анализа достаточно полно описаны в специальной научной литературе. Рассмотрим некоторые существенные элементы процедуры контент-анализа.
Первое, с чем сталкивается исследователь при проведении контент-анализа – это разработка конкретной исследовательской программы, под которой обычно понимают изложение основных задач, методических предпосылок и гипотез исследования с указанием правил и логической последовательности операций по проверке гипотез. Общие рекомендации по составлению таких программ сводятся к необходимости соизмерять желаемое (цели), возможное (средства) и намеченное (объект) и находить оптимальную для данного случая комбинацию их.
Как раз последнее и представляет главную трудность для исследователя. Преодолев ее, он получает ключ к методу контент-анализа. Никакой другой метод, используемый в социальных исследованиях, не связан так непосредственно в своих процедурах с концептуальной установкой, прямо вытекающей из теоретических посылок и задач исследования, как это мы видим при контент-анализе.
Важнейшими элементами исследовательской программы контент-анализа являются: интерпретация понятийного аппарата, предварительный системный анализ объекта исследования и рабочей гипотезы, а центральным ее пунктом – принципиальный (стратегический) план, составленный на основе логической схемы исследования.
В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относятся следующие три.
1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:
· понятия, выраженные в отдельных терминах;
· темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, теле- радиопередачах и т.п.;
· имена, фамилии людей;
· события, факты и т.п.;
· смысл апелляций к потенциальному адресату.
Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.
2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В первом случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором – исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
· физическая протяженность текстов;
· площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
· число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
· длительность трансляции по радио или телевидению;
· количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.
3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составл