Частные фирмы производят товары и услуги, ориентируясь на действительный рыночный спрос. Потребительские предпочтения отражаются на структуре производства и потребления благ, однако определение объема производства общественных благ не должно основываться только на решениях отдельных индивидов и предположении, что все они максимизируют полезность, поскольку это могло бы привести к нехватке общественных благ. Оценка потребностей осложняется неадекватностью части ценовых сигналов, а в ряде случаев — их отсутствием. Как правило, предоставление общественных благ происходит на основе социальной потребности или общественного запроса в соответствии с установленными стандартами качества.
Функция спроса на общественное благо имеет форму зависимости получаемой индивидом предельной выгоды от объема потребления блага.
Общественные блага
Предельная выгода MB отражает полезность, получаемую индивидом от потребления дополнительной единицы общеот венного блага, и, соответственно, готовность индивида плати п за данную дополнительную единицу.
При построении кривой спроса на общественные блага ВВО дится ряд предположений. Во-первых, предпочтения индиви дов выявлены достаточно точно; во-вторых, все потребители об щественного блага готовы платить за предоставление каждой его дополнительной единицы. Чтобы рассчитать оптимальный объем потребления общественных благ, необходимо установить, как оценивает каждый потребитель дополнительную еди ницу блага. Предельная выгода определяется сложением субъективных оценок всех потребителей этого блага.
Кривая спроса на общественное благо имеет отрицательны и наклон, что отражает общую закономерность убывания предельной полезности от каждой дополнительной единицы блага. Аналогично кривой спроса на частное благо каждая точка кривой спроса на общественное благо показывает, какую цену согласен заплатить индивид за предоставление дополнительной единицы (рис. 13.1).
Рис. 13.1. Спрос на общественное благо двух потребителей
Кривые D1 и D2 на рис. 13.1 показывают предельную выго ду, получаемую потребителями для каждого объема выпуска. Когда потребляются 2 ед. блага, первый потребитель готов платить 1,5 ден. ед., которые составляют его предельную выгоду, второй потребитель — соответственно 2,5 ден. ед.
При построении кривой суммарного спроса необходимо учитывать, что цена общего спроса есть сумма цен спроса инди видуального. Это связано с тем, что, в отличие от частного блага, общественное обладает свойством неконкурентности в потреблении, т.е. неделимо. Каждый индивид потребляет весь объем общественного блага, а не какую-то его часть. Поэтому для определения суммы предельных выгод обоих потребителей необходимо сложить обе кривые спроса по вертикали (рис. 13.2).
Рис. 13.2. Суммарный спрос на общественное благо
На рис. 13.2 кривая D — результат суммирования предельных выгод двух потребителей от получения дополнительной единицы общественного блага:
D = МВ1 + МВ2.
Производство общественных благ. Эффективный объем производства общественных благ. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ. Понятие общественного выбора.
Производство общественных благ основано на значительных внешних эффектах, поэтому кривая предложения образуется как результат суммирования предельных частных затрат производителя и возникающих внешних эффектов.
Объем выпуска общественного блага эффективен, если предельная общественная выгода равна предельным издержкам. В рассматриваемом примере 2 ед. общественного блага являются эффективным объемом производства. Если производить 1 ед. общественного блага, то предельные издержки будут по-прежнему составлять 4 ден. ед., но предельная выгода вырастет до 5 ден. ед., что означает превышение над предельными издержками. Следовательно, общественное благо будет недопроизводиться. Если производить 3 ед. общественного блага, то предельная выгода окажется меньше предельных издержек, опустившись до 2 ден. ед. Следовательно, будет производиться слишком большое количество общественного блага.
Проблема «безбилетников» — это затрудненность осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках.
Одним из первых данную проблему проанализировал М. Олсон в работе «Логика коллективных действий». Его вывод о поведении коллективных субъектов сводится к следующему: малые группы более эффективно обеспечивают своих членов общественным благом, чем большие. Следовательно, зависимость склонности к выявлению истинных предпочтений потребителей от их общего числа противоположна для частных и общественных благ. Если число потребителей относительно невелико, то каждый из них способен повлиять на цену частного блага, в результате возможно сознательное искажение индивидуальных предпочтений ради собственной выгоды. У одного и того же малого числа потребителей вероятность выявления истинных предпочтений выше в случае потребления общественного блага, а не частного.
Однако данный вывод правомерен для тех общественных благ, которые обладают характеристиками конкурентности при потреблении и к которым нет исключительного доступа, это относится к ресурсам неограниченного доступа. В предоставлении чистого общественного блага существует прямая зависимость между размером группы, заинтересованной в приобретении блага, и вероятностью того, что благо действительно будет предоставлено.
Предположим, два потребителя имеют одинаковые бюджеты — 60 ден. ед. и одинаковые цены спроса на общественное благо — 4 ден. ед. Затраты на дополнительную единицу блага равны 6 ден. ед. В случае, когда оба согласны нести расходы, их издержки распределяются пополам.
Суть проблемы «безбилетников» сохраняется при выполнении условия производства Парето-эффективного объема общественного блага, т.е. при равенстве предельных издержек предельным выгодам.
Парето-эффективная аллокация ресурсов зависит от способа определения необходимого объема производства общественного блага, системы налогообложения, функций полезности индивидов и других причин, которые регулируются не только в рамках рыночного механизма. Рассмотренные подходы к проблеме «безбилетников» доказывают, что решить ее полностью нельзя, поэтому требуется вмешательство государства. Оптимальная аллокация ресурсов и повышение благосостояния потребителей с учетом необходимости производства общественных благ и влияния внешних эффектов искажается рыночным механизмом. Государство берет на себя расходы, связанные с производством общественных благ. В одних случаях оно самостоятельно производит общественные блага, в других — финансирует их выпуск частными структурами. Но в обоих вариантах решение вопроса об оптимальном объеме производства общественных благ основывается на коллективных действиях. Практически каждый индивид ассоциирует себя с какой-либо социальной стратой и принадлежит к той или иной более узкой социальной группе. Угроза потери или стремление к обеспечению социального статуса нередко служат достаточным стимулом для участия индивида в коллективных действиях. Именно коллективными стимулами определяются размеры производства тех или иных общественных благ.
Асс.Авдеенко Н.М.