В предыдущих темах мы отметили, что монополия приводит к недостаточности рынка. В этом случае есть два способа контроля, заменяющие рынок или дополняющие его:
1) регулирование структуры рынка – заключается в изменении структуры отрасли с целью сделать её более конкурентной;
2) регулирование поведения фирмы – заключается в ограничение действий фирмы, направленное на повышение конкурентоспособности рынка. Речь идёт о прямом регулировании цен.
Регулирование структуры рынка осуществляется при помощи антимонопольного законодательства (А3) – это набор законов и норм, предназначенных для сдерживания или предотвращения развития монополии. Старейшим из антимонопольных законов считается Закон Шермана, принятый в 1890 г. в США.
Исторически сложились две системы АЗ: американская и западноевропейская. Критерием их различий выступает отношение к монополии.
Американские АЗ являются более строгими и имеют более широкий спектр применения, чем АЗ большинства других стран. Некоторые даже считают, что эти законы мешают американской экономике эффективно конкурировать на международных рынках.
Западноевропейское АЗ – запрещает не саму монополию, а злоупотребления монопольной властью. Правительство учитывает плюсы и минусы больших компаний при осуществлении антимонопольной политики, препятствуя проявлению антиконкурентного поведения, но не сдерживает эффективное крупномасштабное производство.
А3 большинства стран запрещает:
- Договариваться о ценах.
- Параллельное поведение – фирма А последовательно копирует решения фирмы В о ценах на продукцию.
- Ценовой демпинг (временное снижение цен).
- Дискриминацию цен в форме разорительной конкуренции.
- Слияние фирм: горизонтальное и вертикальное, если такие действия уменьшили конкурентную борьбу.
- Разделение рынков сбыта.
- Соглашения по ограничению выпуска продукции.
- Лишение конкурентов возможности действовать на данном рынке, блокирование закупок, поставок.
- Бойкот – полное или частичное прекращение деловых отношений с аутсайдерами-поставщиками или потребителем продукции в целях навязывания своих условий её реализации.
- Искаженную информацию о качестве продукции.
- Ложную рекламу.
- Шантаж поставщиков и др.
В Республике Беларусь также есть АЗ: «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.12.92 г. (ред. 02.12.02 г.) и «О естественных монополиях» от 16.12.02 г. (ред. 20.07.06 г.). Основным критерием определения доминирующего положения является доля хозяйствующего субъекта на рынке определённого товара, превышающая предельную величину, устанавливаемую Министерством предпринимательства и инвестиций. Для хозяйствующих субъектов – производителей продукции и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) она составляет: для одного – 30%, двух – 54%, трёх – 72%, четырёх – 95%; для хозяйствующих субъектов – производителей продукции производственно-технического назначения, соответственно – 45, 67, 86 и 100%. Исходя из этих критериев, в стране почти все рынки являются монополизированными.
В реальной экономической жизни антимонопольная политика правительства определяется не только А3. В силу того, что законодательные положения и нормы сформулированы достаточно широко (это важно, поскольку предсказать заранее, что именно окажется помехой конкуренции, трудно), то их конечным толкованием занимается судебная власть.
Долгие годы активное и строгое исполнение АЗ имело широкую поддержку среди представителей практически всех направлений экономической мысли. В последние годы эти взгляды претерпели существенную трансформацию.
1. На первый план при анализе стало выдвигаться внимание к благосостоянию потребителей и эффективности рыночного процесса. Вследствие этого, целый ряд ограничений на практику слияний (кроме крупных горизонтальных) был отменён. Так же претерпела изменение и государственная политика в области дискриминации цен.
2. Сторонники теории общественного выбора считают, что АЗ не всегда отвечает общенациональным и общенародным интересам, а защищают интересы узкого круга предпринимателей, государственных чиновников, парламентского лобби и прочих немногочисленных и влиятельных групп.
3. Экономисты современной австрийской школы видят в буквальном исполнении АЗ упадок и разрушение предпринимательского процесса и свободного рынка. Они утверждают, что АЗ по своей природе не даёт сторонам, свободно вступающим в рыночные отношения, принимать или не принимать взаимовыгодные соглашения, которые являются основным механизмом координации и настройки в рыночной экономике.