Грувшестнадцатыми в аранжировке
Если эволюция в академической музыке идёт по гармоническим рельсам, когдааккорды в оппозиции «диссонанс – консонанс», со временем усложняются. Когда каждый новый стиль добавляет в аккорд терцию сверху.
Музыкальный стиль | Доминанта | Тоника |
Венские классики (Гайдн, Моцарт, Бетховен) | D7 (септаккорд) | T3/5 (тоническое трезвучие) |
Романтики (Шопен, Лист, Вагнер) | D9 (нонаккорд) | T7(тонический септаккорд) |
Импрессионисты (Дебюсси Равель) | D11(ундецимаккорд) | T9(тонический нонаккорд) |
То в Новой ритмической музыке (в которую входят Блюз, Джаз, Рок. Поп), развитие происходила ритмически, - путём освоения более мелких длительностей в тайминге.
Каждому стилю ритмической музыки (в неё входят ) присуща своя пульсация, свой тайминг[1].
Так в ранних стилях джаза, таких,как Новоорлеанский, (диксиленд), тайминг 4/4: |
Н-Орлеанский стиль, мелодия которых тоже состоит из четвертей, как 01. WalterDonaldson “Yes, Sir, That’sMyBaby”:
В тайминге Чикагского стиля и стиля Ранний свинг уже к четвертям добавляются восьмые: |
02. Микстчетвертей восьмых звучит в пьесе RedNichols – «ThatsAPlenty»:
В этой пьесе Николс в брейке вставляет полиритмическую фразу духовых, состоящую из четвертей и восьмых: |
В тайминге свинг-мейнстрим появляются восьмые: |
Как в пьесе 02. HarryWarren «Chattanooga Сhoo Сhoo»:
Тайминг фанка состоит из шестнадцатых нот: |
Как в теме 03. HerbieHancock «Chameleon»:
Из этой схемы видно, что развитие стилей происходило с помощью перехода грува и мелодии в более мелкую длительностьИ хотя фразы шестнадцатыми очень трудно сочинять и исполнять, но они имеют большую энергетику и поэтому они стали знамением нашего времени.
Так и в роке, если для рок-песен 90-х характерный тайминг - восьмые, как в песне
группы 04. ShockingBlue «Venus»:
Одни из первых, в конце 70-х применили фразы из шестнадцатых 05. группа BeeGees в песне «Stayin’ Alive», написанная для культового диско-фильма «Лихорадка субботнего вечера ». Запев, - фразы восьмые с шестнадцатыми:
И припев, состоящий из фраз шестнадцатыми[2]:
К ритмическому таймингу шестнадцатыми появились фразы шестнадцатыми. Такой тайминг и такие фразы возникли только в песнях 1990 - 2000-х, они - признак нашего времени. Вот как фразы шестнадцатыми применяет 06. MarianHill в песне «Down»:
Атак- HarryStyles впесне 07. «Sign Of The Times»:
Так использовала этот хук в своей песне 08. «Воздух» моя ученица Г. Жарчинская:
Ритмический контраст
То в 2000-е, перешли на тайминг - шестнадцатыми.Бывает - по длительностям нот,когда в запеве восьмые, а в припеве - шестнадцатые.
Как в песне MileyCyrus 00. «TheClimb»:
Фразы шестнадцатыми в песне композиторов A.Logan/P.Reswick, которую спела итальянская певица LauraPausini – 10. «IfThat’sLove ».:
Приём фразы шестнадцатыми применён в песне британской певицы Adele 11. «SendMyLove», в запеве песни в груве есть лишь рифф гитары и барабаны (отсутствует басовая линия):
С таким же, неполным грувом идёт прехорус:
А в припеве песни - R,звучат фразы шестнадцатыми. Адель «SendMyLove», (припев):
«SendMyLove», с мощной мелодической энергией при минимализме грува. Эта песня напомнила о графике Пикассо, когда тот одной - двумя линиями мог создать образ, потрясающей силы. |
12. В песне записанная американской GirlGroup FifthHarmony, при участии (Feat.) американского рэпера KidInk - "WorthIt",), рифф вступления состоит из фраз шестнадцатыми:
А потом с этим грувом поёт солистка,и её фразы состоят из шестнадцатыхи восьмых:
Вот как из фраз шестнадцатыми состоит запев песни экс - солистки группы «Moloko»,
13. РашинМёрфи, «Ramalama (BangBang)», в которой весь грув состоит из шейкера и литавр:
14. Вот как в песне использует фразы шестнадцатыми британскийавтор-исполнительЭд Ширан, «ShapeofYou»:
15.песня"Lord Of The Boards"группы Guano Apes. Начинается песня со вступления, которое играет тремоло мандолина в духе неаполитанских песен: |
И неожиданно,это пасторальное настроение взрывается агрессивным майн-риффом (Main-riff), который состоит из фраз шестнадцатыми, - его который играют примоченные гитары. И возникает ошеломляющий контраст, - это всё равно, как если бы мы, после того, как были на альпийских лугах, с их идеалистическими пейзажами, - с пастухами и овечками, вдруг внезапно попали на фильм ужасов, на котором льются реки крови:
И, этот контраст, между светлым, мажорным звуком тремоло мандолин, и яростным, в грязных
тембрах, звуком рок-грува, написанным по мрачному тёмному фригийскому лад, с низкой 2-й ступенью - является «крючком» (Hock) этой песни. Потом, опять резкая смена настроения и звучит депрессивный, тихий грув: |
Куплет, это «тихая» тема, состоящая из восьмых и шестнадцатых.Интересно, что в стиле альтернатива, в тонику часто приходят, вместо 1-й, во 2-ю ступень (4-й и 8-й такты):
Потом вкрадчивый, распевный пре-хорус состоящий из четвертей и в котором опять вступает мандолина тремоло. И опять вместо тоники приходят, во 2-ю ступень (4-й и 8-й такты):
И, конечно, в припеве, начинается «мочилово» - стена примоченного звука и истероидный вокал в предельном диапазоне, состоящий из фраз восьмыми и шестнадцатыми:
16. IndiaArie -02.Video 1-5-4-4-5-1 | EmBm | Am | AmBm | Em |
Запев состоит из фраз, состоящих из восьмых и шестнадцатых:
В припеве начинаются риффовые фразы вертушки, состоящие из шестнадцатых нот:
И рок-квадрат, чаще состоит из повторяющихся, коротких гармонических риффов - вертушек. Это связано с тем, что повтор позволяет создать ритмическую накачку, вложить в мелодию блюзовую экспрессию и накал:
17. Британский певец Seal его песня «KissfromaRose», написана на необычайный для поп-
рока грув 6/8. Она имеет такую гармоническую вертушку: |
| 1-6b-7b |
И запев состоит из фраз восьмыми и шестнадцатыми:
18. Loverboy «Lovin' EveryMinuteOfIt»Взапеве квадрат становится нечётным 3+3+5, за счёт вставки хорового такта на стоп тайме: |
Запев состоит из фраз восьмыми и шестнадцатыми:
Припев, R состоит из фраз восьмыми и шестнадцатымии также имеет нечётный квадрат - 3-х такты и 5-ти такт:
Между запевом и припевом бывает регистровый, когда припев отличается от
запева тем, что уходит в верхний регистр. Как в песне 11. Adele «Hello»:
А бридж - статичный: 1:55
19. Впеснегруппы Mr. Big «To Be With You» хорусдинамичный:
И рефрен, тоже динамичный:
А вот бридж - статичный, причём эту статику подчёркивает уход в далёкую тональность (3-й такт):
20.Впесне Sting «EnglishmaninNewYork» у запева фразы динамичные:
В припеве хук «двухголосье соло»:
И в бридже однообразные статичные фразы: 1:53
21. Впесне MichaelJackson «AboutTheyDon'tCareAboutUs» взапев, состоящий из барабанной фразы в терцию, построен на фразах шестнадцатыми:
И в припеве фразы шестнадцатыми, - преобладают:
А в бридже - статичные: 3:16
22. В припев песне певицы TaylorSwift «BadBlood», состоит из противостояния фраз шестнадцатыми и фраз восьмыми:
23. В песне написанной американским певцом JasonDerulo «WanttoWantMe». В запев состоит из фразвосьмые и шестнадцатые.
24. Вприпевепесни DJ Snake Justin Bieber «Let Me Love»:
25-Впесне Diana King «Shy Guy»:
[1] Тайминг – (Timing англ. - расчет времени) пульс грува. Бывает тайминг 4/4, 8/8, 12/8, 16/16 и т. д. Иногда пульс грува называют Beats..
[2] Интересно, что песня часто используется американскими медиками для сердечной реанимации, поскольку её темп практически полностью совпадает с частотой компрессий грудной клетки.В этом темпе они давят на грудь пациента.