Ход урока
II. Повторение сведений, пройденных ранее в форме беседы.
Вопросы для беседы:
1.С какими основными средствами связи вы знакомы?
2.Какие виды услуг оказывает почта?
3.Какими услугами почты пользовались вы?
4.Для чего предназначен телеграф?
III. Сообщение темы и цели урока (учащимся предлагается по загадке расшифровать тему урока)
– Отгадайте загадку и узнайте, о каком из средств связи мы сегодня будем говорить:
«Сперва зазвонит он обычным звонком,
Потом говорит чьим-нибудь голоском» (телефон)
Демонстрация стационарного телефона:
«Ты берешь его за ушки, жмешь на клавиши на брюшке,
Ну, и если повезло, ты услышишь… что? (алло!)
IV. Изучение нового материала.
Ребята, интересно вам узнать, кто изобрел телефон и сколько лет он существует? Изобрел его американец Билл А.Г. в 1876г. А теперь давайте сосчитаем, сколько лет человек пользуется телефонной связью.
- Какой у нас сейчас год? (ответы детей)
- Какое арифметическое действие нужно произвести? (к доске выходит ученик и считает на доске)
- Да, люди пользуются телефонной связью 136 лет.
- Ребята, все у кого дома есть телефоны называются абонентами. Это словарное слово. Вывешиваю его на доску.
- Назовите ударный слог. (ответы детей)
- Запишите в тетради дату, тему урока и словарное слово, с которым вы сегодня познакомились.
- 136 лет человечество пользуется телефоном, а нашей задачей, тем не менее, является научиться правилам пользования телефоном, особенно в экстренных случаях.
- Как вы понимаете слово «экстренный»? (ответы детей)
- Да, это служба скорой помощи, полиция, пожарная служба, служба аварийной помощи.
- Кто помнит номер телефона скорой помощи? (ответы детей)
1 03 – вызов скорой помощи
- Ребята, кто-нибудь из вас вызывал скорую помощь? Как вы думаете, что нужно сказать врачу? (ответы детей)
- Да, верно, фамилию, возраст, адрес, причину вызова.
- А кто помнит номер пожарной службы? Что необходимо сказать дежурному, вызывая пожарную? (ответы детей.
1 01 – вызов пожарной службы
- Полицию мы также вызываем в экстренных случаях. Кто помнит номер телефона полиции? Что мы должны сказать дежурному, вызывая полицию? (ответы детей).
- Да, верно, причину вызова, адрес, фамилию.
1 02 - вызов полиции
- Ребята, есть еще номер телефона, который вы должны знать. Это - 04. Вызывают эту службу при утечке газа, аварии водопровода и т.д.
1 04 – вызов аварийной службы
- Ребята, запишите эти номера телефонов и службы в тетрадь.
Упражнение на закрепление номеров телефонов служб спасения.
- Ребята, сейчас я вам прочитаю небольшие четверостишия, в конце которых вы должны назвать номера телефонов.
Если вдруг произошла с тобой беда
Если дома появился сильный дым,
Не теряйся и не бойся никогда
Набери по телефону……..(1 01)
Если вдруг в квартиру ломится чужой,
Говорит плохие, страшные слова,
Угрожает и стучится в дверь ногой
Ты в полицию звони быстрей…. (1 02)
Если вдруг ты дома сильно захворал
Простудился или ногу поломал,
В тот же миг по телефону позвони
Этот номер скорой помощи …….(1 03)
- Давайте повторим еще раз номера телефонов всех служб спасения (хоровое проговаривание)
Моделирование реальных ситуаций.
Каждая пара получает карточку-задание.
Задание 1. Маша заболела, ей нужно вызвать скорую помощь.
Задание 2. К Вове в квартиру стучится с угрозами чужой.
Задание 3. Таня одна дома. Загорелся телевизор.
Задание 4. У Саши дома сильно пахнет газом.
Физкультурная минутка
Продолжение сообщения теоретических сведений.
- Ребята, для того, чтобы узнать нужный нам телефон, можно воспользоваться телефонным справочником. Давайте познакомимся со структурой телефонного справочника (оглавлением, разделами, порядком размещения телефонов, алфавитным указателем).
Упражнения по ориентировке в телефонном справочнике.
Учащиеся находят по заданию учителя номера телефонов аптеки, автостанции, библиотеки, номера телефонов своих учителей.
Продолжение сообщения теоретических сведений – культура разговора по телефону.
- Ребята, мы с вами ознакомились с номерами телефонов некоторых служб, научились пользоваться справочником, а можем ли мы культурно разговаривать по телефону.
- Как вы это понимаете? (ответы детей)
Зачитываю рассказ «Разговор по телефону» с последующим анализом ошибок и оцениванием поведения героев.
Разбор ситуаций.
Сын звонит папе на работу:
Алло. Будьте любезны, пригласите, пожалуйста, к телефону Александра Ильича. Его спрашивает сын – Алеша.
- Есть ли здесь ошибки? (ответы детей)
Наташа звонит маме на работу:
Алло. Здравствуйте. Позовите, пожалуйста, маму.
- Что здесь неверно, ребята? (ответы детей)
Звонит телефон. Федя берет трубку, слушает.
- Алло. Кто говорит: Федя?
- Ну-у.
- Федя, это ты?
- Ну-у.
- Ты меня узнал?
- Ну.
- Это Юра.
- Знаешь, что я хочу сказать?
- Ну, че?
- Ребята во дворе в футбол играют. Пойдем.
- Ага, давай.
- Понравился ли вам разговор мальчиков?
- Как вы думаете, какие слова не нужно употреблять в речи?
Исправьте Федины ошибки. Научите Федю правильно разговаривать по телефону. (ответы детей)
Моделирование реальных ситуаций с последующим анализом.
1. Позвонить в библиотеку и узнать работает ли она в субботу.
2. Позвонить на автостанцию и узнать, когда будет ближайший автобус
на Кемерова