Динамика реализации картофеля организациями
Потребительской кооперации региона
Месяцы | Годы | Индекс сезонности | |||
1 год | 2 год | 3 год | в среднем за три года | ||
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь | 205,3 237,7 277,3 604,7 791,0 900,3 446,7 283,7 1588,3 664,0 367,0 303,3 | 36,9 42,8 49,9 108,8 142,3 162,0 80,4 51,0 285,8 119,5 66,0 54,6 | |||
Средний уровень ряда | 540,2 | 568,75 | 558,4 | = 555,8 | 100,0 |
Далее рассчитаем по месяцам года индексы сезонности:
январь:
февраль: и т.д. (графа 6 табл. 7)
Совокупность исчисленных индексов сезонности характеризует сезонную волну реализации картофеля.
Анализ данных табл. 7 позволяет сделать следующие выводы:
1) реализация картофеля характеризуется резко выраженной сезонностью;
2) закупка картофеля по отдельным месяцам года отклоняется от среднемесячной закупки на 62 – 185,8%;
3) наименьшей реализацией картофеля характеризуется январь (36,9%), а наибольшей – сентябрь (285,8%).
Пример 1. Если цена товара А в текущем периоде составляла 45 руб., а в базисном – 37,5 руб., то индивидуальный индекс цены будет равен:
Индивидуальные индексы, в сущности, представляют собой относительные показатели динамики или темпы роста, и по данным за несколько периодов времени могут рассчитываться в цепной или базисной формах.
Пример 2. Цены и объем реализации трех товаров представлены следующими условными данными (табл. 1):
Таблица 1
Цены и объем реализации трех товаров
Товар | Сентябрь | Октябрь | ||
цена, руб. | продано, тыс. шт. | цена, руб. | продано, тыс. шт. | |
А Б В |
1) Рассчитаем индекс товарооборота:
Таким образом, товарооборот в целом по данной товарной группе в текущем периоде по сравнению с базисным уменьшился на 1,3%.
2)Рассчитаем индекс цен:
По данной товарной группе цены в октябре по сравнению с сентябрем снизились на 15,9%.
3) Рассчитаем индекс физического объема реализации:
Физический объем реализации (товарооборота) увеличился на 17,3%.
4) Проверим правильность расчета по взаимосвязи индексов:
Пример 3. Рассмотрим следующие условные данные
Данные о реализации и ценах по товарной группе
Товар | Реализация в текущем периоде, руб. | Изменение цен в текущем периоде по сравнению с базисным, % |
А Б В | +3,0 -2,0 |
Данные последней графы таблицы отражают изменение индивидуальных индексов цен, которые по товарам А, Б и В соответственно равны 1,03; 0,98 и 1,0.
С учетом этого получим:
Цены по данной товарной группе в среднем возросли на 0,3%.
Пример 4. Рассмотрим следующие условные данные
Данные о реализации трех товаров в натуральном и
Стоимостном выражении
Товар | Реализация в базисном периоде, руб. | Изменение физического объема реализации в текущем периоде по сравнению с базисным, % |
А Б В | -6,5 -8,3 +1,5 |
Индивидуальные индексы физического объема будут равны 0,935; 0,917; 1,015. С учетом этого рассчитаем среднеарифметический индекс:
Физический объем реализации данных товаров в среднем снизился на 3,6%.
Пример 5. Рассмотрим теперь случай, когда один товар или вид продукции реализуется или производится в нескольких местах
Реализация товара А в двух регионах
Регион | Сентябрь | Октябрь | ||
цена,руб. | продано, тыс. шт. | цена, руб. | продано, тыс. шт. | |
Так как в данном случае реализуется один и тот же товар, то рассчитаем его среднюю цену за сентябрь и за октябрь. Сравнением полученных средних значений получаем индекс цен переменного состава:
Из таблицы видно, что цена в каждом регионе в октябре по сравнению с сентябрем возросла. В целом же средняя цена снизилась на 1,7%. Такое несоответствие объясняется влиянием изменения структуры реализации товаров по регионам: в сентябре по более высокой цене продали товара вдвое больше, в октябре ситуация принципиально изменилась (в данном условном примере для наглядности числа подобраны таким образом, чтобы это различие в структуре продаж было очевидным). Оценить воздействие этого фактора можно с помощью индекса структурных сдвигов:
Первая формула в этом индексе позволяет ответить на вопрос, какой была бы средняя цена в октябре, если бы цены в каждом регионе сохранились на прежнем сентябрьском уровне. Вторая часть формулы отражает фактическую среднюю цену сентября. В целом по полученному значению индекса мы можем сделать вывод, что за счет структурных сдвигов цены снизились на 10,0%.
Рассчитаем индекс цен фиксированного состава, который не учитывает влияние структуры:
Итак, если бы структура реализации товара А по регионам не изменилась, средняя цена возросла бы на 9,3%. Однако, влияние на среднюю цену первого фактора оказалось сильнее, что отражается во взаимосвязи индексов: