Макроэкономика – наука, изучающая функционирование экономики страны или мира в целом как совокупность экономических показателей: инфляции, безработицы, уровня внутреннего валового продукта, внутреннего национального продукта и других макроэкономических характеристик. На основе анализа обобщённых данных макроэкономика позволяет оценить закономерные связи экономических явлений, прогнозировать развитие рыночной ситуации, разрабатывать принципы и механизмы экономической политики государства.
Основными проблемами, которые изучает макроэкономика, являются: экономический рост и его темпы; экономический цикл и его причины; уровень занятости и проблема безработицы; общий уровень цен и проблема инфляции; уровень ставки процента и проблемы денежного обращения; состояние государственного бюджета, проблема финансирования бюджетного дефицита и проблема государственного долга; состояние платежного баланса и проблемы валютного курса; проблемы макроэкономической политики.
Все эти проблемы невозможно решить с позиций микроэкономического анализа, т.е. с уровня отдельного потребителя, отдельной фирмы и даже отдельной отрасли. Именно потому, что существует целый ряд таких обще- или макроэкономических проблем, появляется необходимость в возникновении самостоятельного раздела экономической теории, самостоятельной дисциплины – макроэкономики.
Важность изучения макроэкономики состоит в следующем:
1. она не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике;
2. знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики;
3. знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.
Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие по поводу распределения средств бюджетного фонда государства.
Формой проявления этих отношений являются конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с количественной и качественной стороны. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.
Расходная часть бюджета отличается разнообразием, но в большинстве стран предназначена для финансирования общегосударственных программ (инвестиционных, экономических, развития производственной и социальной инфраструктуры). Бюджетные ассигнования осуществляются в форме субсидий, кредитов, государственных гарантий и поручительств для финансовой поддержки фермерских хозяйств, малых предприятий, жилищного хозяйства и т.д. Бюджет играет важную роль также в социальной защите граждан и развития непроизводственной сферы. Часть бюджетных средств государство направляет на оборону, содержание правоохранительных органов, аппарата управления и т.д.
С целью выяснения роли и значения бюджетных расходов в со- циально-экономической жизни государства финансовой теорией и практикой разработана классификация бюджетных расходов. Одним из важнейших признаков такой классификации является функциональная, отражающая направления использования средств бюджета для выполнения конкретных функций государства.
Функциональное разделение расходов бюджета
Функция государства | Расходы бюджета |
Управленческая | • Государственное управление; • судебная власть и прокуратура; • правоохранительные органы и служба безопасности; • финансовые и таможенные органы |
Оборонная | Национальная оборона (финансирование расходов Министерства обороны, Национальной гвардии, Пограничных войск, Штаба гражданской обороны, учебных организаций Общества содействия обороне и др.) |
Социальная | • Социальная защита и социальное обеспечение населения (расходы на индексацию доходов и заработной платы работников учреждений, финансируемых за счет бюджета; выплаты компенсаций населению на детей; пенсии и выплаты компенсаций военнослужащим и членам их семей; средства на охрану материнства и детства; денежная помощь малообеспеченным слоям населения); • социальная сфера (образование, подготовка кадров, культура, искусство, средства массовой информации, здравоохранение, молодежные программы, физическая культура и спорт) |
Экономическая | • Экономическая деятельность государства (капитальные вложения, финансирование реконструкции предприятий, наращивания производства потребительских товаров и продукции производственного назначения и т.д.); • фундаментальные научные исследования |
Функциональное разделение расходов позволяет выявить пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться необходимых сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. Так, необходимость усиления социальной направленности всего общественного развития требует направлять в социальную сферу больше средств бюджета, обеспечивая тем самым ускоренные темпы ее роста.
Важным критерием классификации расходов бюджета является предметное направление соответствующих денежных потоков. При этом в развитых странах выделяют пять основных групп бюджетных расходов: военные; вмешательство государства в экономику (включают расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, поддержание сельского хозяйства, обеспечение занятости, стимулирование экспорта); содержание государственного аппарата управления; социальные расходы (образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение); предоставление субсидий и кредитов другим государствам.
(Государственный долг (DG) - это общий размер накопленной задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за исключением бюджетных излишков. Государственный долг состоит из внутреннего и внешнего долгов государства. Внутренний государственный долг (D) - это задолженность государства домохозяйствам и фирмам страны, которые владеют ценными бумагами, выпущенными ее правительством. Внешний государственный долг (DI) - это задолженность государства перед иностранными гражданами, фирмами, правительствами и международными финансовыми организациями.)
Экономическая сущность государственного долга проявляется через такие две присущие ему функции:
♦ фискальную - привлечение государством необходимых средств для финансирования бюджетных расходов;
♦ регулятивную - корректировка объема денежной массы через покупку-продажу ценных бумаг Национальным (Центральным) банком страны.
Главными причинами создания и увеличения государственного долга являются: увеличение государственных расходов без соответствующего роста государственных доходов, циклические спады и автоматические стабилизаторы экономики, сокращение налогов с целью стимулирования экономики без соответствующей корректировки (уменьшение) государственных расходов, влияние политических бизнес-циклов - чрезмерное увеличение государственных расходов накануне выборов с целью завоевания популярности избирателей и сохранения власти.
Существует положительная взаимосвязь между размерами бюджетного дефицита и государственного долга. Бюджетный дефицит увеличивает государственный долг, а рост долга, в свою очередь, требует дополнительных расходов бюджета на его обслуживание, что увеличивает бюджетный дефицит.