Сотериология (часть IV).
Искупление и пять пунктов сотериологии.
I. Различные представления об искуплении.
На протяжении истории Церкви имели место различные теории искупления – как верные, так и ошибочные.
Мы даем их краткий обзор, чтобы помочь вам не повторять старых ошибок, а также более тщательно формулировать богословские принципы, избегать недоразумений и неверного толкования слов.
Теория | Автор | Краткое содержание |
Теория выкупа сатане | Ориген (185-254) | Смерть Христа – выкуп сатане; отныне сатана вынужден отказаться от своих претензий на обладание человеческими душами. (Отметим, что согласно этой теории, в конечном счете, сатана оказался обманут. Библия тоже говорит, что смерть Христа была выкупом, однако умалчивает о том, кому именно этот выкуп был уплачен). |
Теория восстановления | Ириней Лионский (130-202) | Христос – полнота жизни; в Нем восстановилась и преобразилась жизнь каждого грешника. Это стало возможным потому, что Его послушание заменило собой непослушание Адама (Рим. 5:19). |
Теория сатисфакции | Ансельм Кентерберийский (1033-1109) Cur Deus Homo | Человек, совершая грех, оскорбляет Бога. Но искупить это оскорбление может только равный. Смерть Христа искупает оскорбление, нанесенное Богу. По вере человек может принять эту искупительную заслугу Христа. |
Теория примера любви | Абеляр (1079-1142), а также Шлейермахер, Ричль, Башнел | Христос не искупил грех человека, а страдал вместе со своим творением; это величайшее проявление Божественной любви. Ответное чувство – любовь к Богу – совершает в человеке нравственный переворот и освобождает его от рабства греха. |
Теория примера веры | Социн (1539-1604) | Христос дал пример веры и послушания. Следующий этим путем за Ним идет к вечной жизни. Искупительный смысл жертвы Христа эта теория отвергает. |
Теория Божьего правления | Гроций (1583-1645), а также Вордло и Мили | Христос Своей смертью явил ненависть Бога к греху. Он не понес наказание за нарушение закона, но Его смерть была принята Богом вместо подобного же наказания настоящих виновников. |
Теория Христовой победы | Аулен (1879-1978) | Христос Своей смертью победил силы зла. |
Теория Барта | Барт (1886-1968) | Смерть Христа – это, главным образом, откровение любви Бога к нам и Его ненависти к греху. |
Заместительная теория | Кальвин (1509-1564) | Безгрешный Христос принял на Себя то наказание, которое в противном случае должен был понести каждый человек. |
II. Масштабы искупления.
3 взгляда на масштабы искупления:
1. Фактический универсализм.
Утверждает, что искупление является спасающим, а Христос умер за все человечество, следовательно, все люди спасутся, то есть все люди будут спасены независимо от их веры, так как Христос искупил весь мир.
Это заблуждение.
2. Гипотетический универсализм.
Утверждает, что искупление не является спасающим, то есть искупление не приносит реального спасения никому, оно только лишь создает возможность для спасения.
Иными словами, Христос умер за всех, но Его смерть не обладает спасительной силой без веры и покаяния.
Проблема гипотетического универсализма.
Искупление имеет экономическую и юридическую составляющую:
· Экономическая составляющая – Христос заплатил за все грехи прошлого, настоящего и будущего, значит, освободил искупленных от нужды платить самим.
· Юридическая составляющая – факт нарушения закона аннулирован тем, что Христос уже понес наказание за это нарушение вместо нас.
Экономическая проблема: если Христос заплатил за грехи неверующих, искупив их, то, как они могут платить за те же грехи вечно в аду?
Получается, что грешник платит дважды.
Юридическая проблема: если факт нарушения закона аннулирован, так как Христос уже понес за него наказание, то, как Бог может считать неверующих виновными, если Христос за них умер?
3. Ограниченное искупление.
Искупление является спасающим. Иисус Христос умер за тех, кто уверует.
Он уплатил за их грехи и освободил их от необходимости платить лично в аду.
Все те, кто уверует, были искупленными Христом.
Христос не платил за грехи неверующих, поэтом они будут вечно мучиться в аду, будут сами отвечать за свои грехи.
Отбросив фактический универсализм как явное заблуждение, нам необхобимо рассмотреть гипотетический универсализм и ограниченное искупление более подробно.