ЗАНЯТИЕ 3. Диагностика готовности специалиста в области физической культуры




ТЕМЫПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА, НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

ЗАНЯТИЕ 1. Профессионально-педагогическая деятельность спортивного педагога

Задание 1. Выпишите определения базовых понятий темы.

Педагогическая деятельность.

Цель профессиональной деятельности педагога.

Содержание педагогической деятельности учителя.

 

Задание 2.

Дайте определение данным понятиям. В каком соотношении находятся данные понятия?

Компетенция

Компетентность

Профессиональная компетентность педагога

Педагогическая культура педагога

Профессиональная компетентность

Педагогическое мастерство учителя

Педагогическое мастерство

Педагогический опыт

Творчество учителя

Стиль педагогической деятельности

Стиль общения

Задание 3.

Используя учебник В.А. Сластёнина «Педагогика» схематично изобразите структуру педагогической деятельности.

 

Задание 4.

Прочитайте характеристики стилей общения. Определите стили руководства тренера, обращая внимание на сторону общения – взаимодействие.

1. Тренер на учебно-тренировочных занятиях:

уделяет большое внимание на сильных спортсменов;

проявляет неуверенность в своих решениях;

отсутствует требовательность к соблюдению спортивного режима;

отсутствует четкость в проведении занятия:

преобладают одобрения или неодобрения;

возникают конфликтные ситуации;

подчиняется влияниям занимающихся;

не вмешивается в жизнь коллектива и решает формально вопросы.

Краткая характеристика стиля общения ________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Тренер на учебно-тренировочных занятиях:

не понимает внутреннее состояние личности;

преобладает четкость в работе и большой объем тренировочной работы;

не умеет прогнозировать развитие личности;

не знает развития личностных особенностей спортсменов;

осуществляет жесткий контроль за выполнением заданий;

преобладают замечания, угрозы, приказы, начальственный тон;

не любит возражений;

отсутствует самокритичный анализ своих взаимоотношений с занимающимися.

Краткая характеристика стиля общения ________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. Тренер на учебно-тренировочных занятиях:

изучает индивидуальные склонности и способности занимающихся;

осуществляет прогнозирование результатов работы;

воспитывает ответственность перед командой за результат;

проводит совместный анализ деятельности команды в целом;

побуждает учеников к самовоспитанию;

снимает напряженность в команде;

учит управлять своим настроением;

преобладают внушение, одобрение, похвала, требования в форме просьбы;

учит самостоятельно принимать решение в выборе тактики спортивной борьбы.

Краткая характеристика стиля общения ________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 5. Анализ педагогического опыта спортивного педагога.

Опишите педагогический опыт Вашего спортивного наставника по следующему плану:

1. Инновации педагогических позиций тренера;

2. Спортивные моменты в педагогическом стиле деятельности.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАНЯТИЕ 2. Педагогическое мастерство спортивного педагога

 

Задание 1. Выпишите определения базовых понятий темы.

Педагогическая мотивация _______________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Источник: _______________________________________________

Профессиональное самовоспитание педагога _________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Источник: _______________________________________________

Профессиональное развитие педагога ______________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Источник: _________________________________________________

 

Самообразование _______________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Источник: _________________________________________________

Самовоспитание ________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Источник: _________________________________________________

 

Задание 2.

В исследованиях Л.М. Митиной были выделены более 50 личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Разделите данные личностные свойства учителя на профессионально-значимые (1) и собственно личностные (2).

вежливость   настойчивость;  
вдумчивость   ответственность;  
взыскательность   отзывчивость;  
впечатлительность   организованность;  
воспитанность   общительность;  
внимательность   политическая сознательность;  
выдержка и самообладание   порядочность;  
гибкость поведения   патриотизм;  
гражданственность   правдивость;  
гуманность   педагогическая эрудиция;  
деловитость   предусмотрительность;  
дисциплинированность   принципиальность;  
доброта   самостоятельность;  
добросовестность   самокритичность;  
доброжелательность   скромность;  
идейная убеждённость   справедливость;  
инициативность   сообразительность;  
искренность   смелость;  
коллективизм   стремление к самосовершенствованию;  
критичность   тактичность;  
логичность   чувство нового;  
любовь к детям   чувство собственного достоинства;  
наблюдательность   чуткость;  
    эмоциональность.  

 

 

Задание 3.

На основе изученного материала и учебника «Педагогика» В.А. Сластенина, М., 2012, заполните таблицу «Педагогические умения учителя».

Группы умений Характеристика умения

 

Задание 4.

Совершенствование качества обучения - воспитание в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов (тренеров). Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога (тренера).

Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога (тренера).

Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Задание: составьте план самообразования по схеме.

Программа саморазвития студента как будущего педагога (тренера)

Цель _____________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Задачи ___________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

 

 

Направления профессионального самообразования

Задачи самообразования и самовоспитания_____________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

 

План реализации (что и как делать) Сроки Отметка о выполнении

Профессиональное

Психолого-педагогическое

Методическое

Охрана здоровья

Интересы и хобби

Др. (на выбор студента)

 

Задание 5. Ответьте на поставленные вопросы.

Как Вы оцениваете роль педагога в современном обществе?

Приближается 1 сентября (или День учителя). Вас пригласили на телевидение выступить о профессионально-педагогической специальности. Что бы Вы сказали телезрителям? Каким образом Вы агитировали бы молодых людей поступать в педагогический колледж?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Имеются ли, с Вашей точки зрения, противопоказания к профессии педагога (если да, то обоснуйте свой ответ). _________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Докажите, что продуктивность, качество труда и личность педагога во многом зависят от отношения к нему общества. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Подберите поговорки, пословицы, высказывания и стихи об учителе, преподавателе и особенностях его труда. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАНЯТИЕ 3. Диагностика готовности специалиста в области физической культуры

 

Задание 1.

Задание: причитайте текст, ответьте на вопросы.

Сущность диагностики, объекты и субъекты диагностики.

В разные времена, под разными углами зрения рассматривался вопрос изучения учащихся. Так, великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Большое внимание к изучению детей мы видим в трудах видных русских педагогов – психологов, как А.Ф.Лазурский, П.Ф.Лесгафт. Эти ученые не просто призывали к изучению детей, но и разрабатывали методы изучения, давали рекомендации по их применению.

Глубоко, многосторонне подошел к решению проблемы А.С.Макаренко: «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, - писал он, - а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему.

Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания».

Современные учителя – исследователи (С.Н. Лысенкова, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов) за основу своей практической деятельности берут глубокое изучение учащихся.

В последние годы значительно активизировались поиски (О.С.Богданова, А.С.Белкин, А.В.Зосимовский) научно обоснованных рекомендаций по выявлению и учету уровня воспитанности школьников, в которых исследователями предлагаются определенные системы учета, некоторые критерии для измерения уровня воспитанности школьников.

И хотя ученые расходятся в оценке ведущих признаков, показателей, раскрывающих сущность и характеризующих уровень воспитанности школьников, отмечают несовершенство предлагаемых систем, все они единодушно признают возможность учета результатов воспитания, ставят задачу дальнейшего совершенствования диагностических методик.

Таким образом, во все времена прогрессивные педагоги отводили большое место изучению учащихся, которое является основой диагностической деятельности.

Сегодня, рассматривая уровень воспитанности школьника, нельзя обойтись без мониторинга. Мониторинг не только помогает учителю отслеживать результаты воспитания, но и оценить, спрогнозировать состояние педагогического процесса.

Рассмотрим место мониторинга в логике педагогического процесса.

Начало этой деятельности – постановка конкретной задачи: педагог должен знать уровень развития коллектива, уровень развития, образованности и воспитанности каждой отдельной личности. Педагог должен знать микросреду, в которой находится его воспитанник.

Докажите правильность или ошибочность этой мысли. Зачем это нужно учителю (педагогу) вашей специальности? Как отразятся эти знания на вашей работе?

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Уровень воспитанности школьника.

Рассматривая данное направление в диагностике имеют в виду три стороны:

- интеллектуальную (начитанность, кругозор), в основе которой знания;

- эмоционально – чувственную (отзывчивость, доброжелательность, интересы, увлечения, творчество), в основе, которой оценочные суждения;

- действенно – практическую (умения, навыки, привычки, характер поведения), в основе которой действия, поступки.

Принято считать, что уровень воспитанности определяет классный руководитель, однако, сегодня в школах берется во внимание мнение психолога, социального педагога, учителей-предметников, организатора воспитательной работы.

Классификацию уровня воспитанности школьников предлагает Т.А. Стефановская.

1. Высокий уровень. Характеризуется положительным потенциалом и доминирует совершенствование личности.

2. Условно высокий уровень. Характеризуется наличием хорошего поведения при отрицательном потенциале.

3. Средний уровень. Характеризуется наличием внешне хорошего поведения, при скрытом потенциале.

4. Низкий уровень. Характеризуется наличием отклоняющегося поведения при отрицательном потенциале.

Приведите примеры поведения школьников на предложенную классификацию.

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Воспитание, как мы знаем, процесс противоречивый и длительный. В нем возникают и трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют отдаленный характер, и учитывать их трудно, но надо. И в этом воспитателю поможет хорошее знание методики диагностики и мониторинга воспитания школьников.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: