САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1
Составление "Пакета экскурсовода"
Цель – научиться составлять пакет экскурсовода
Задание: составить пакет экскурсовода пешеходной экскурсии по городу.
Методические рекомендации:
Портфель экскурсовода − комплект наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии, назначение которых − максимально дополнить или восстановить недостающие звенья зрительного ряда. В портфель экскурсовода включаются фотографии людей, имеющих отношение к данному объекту или событиям, с ним связанным; копии подлинных документов, рукописей, репродукции картин; образцы продукции промышленных предприятий, гербарии, коллекции, а также магнитофонные записи, диапозитивы, диафильмы и др.
При отборе дополнительного наглядного материала необходимо соблюдать нижеприведенные условия.
Иллюстративный материал:
· не должен быть многочисленным;
· должен соответствовать экскурсионным объектам;
· должен помогать раскрытию темы экскурсии.
В 3-4-часовой экскурсии количество наглядных пособий не должно превышать 15 единиц.
Требования к внешнему виду наглядных пособий:
· размеры: 18х24 см или 24х30 см;
· ясность и четкость изображения:
· цветовое решение;
· выразительность;
· практичность и простота оформления.
К каждому наглядному пособию, включенному в портфель экскурсовода, прикладывается листок, который носит название "Пояснение к экспонату №__". Номер справки (пояснение) совпадает с номером экспоната (наглядного пособия). Пояснение в виде отдельной справки дается экскурсоводом при показе наглядного пособия экскурсантам.
При внешнем оформлении наглядных пособий не следует забывать, что определяющим является их содержание.
Критериями отбора наглядных пособий являются:
· необходимость, целесообразность;
· познавательная ценность (насколько оно может обогатить экскурсию, сделать материал более понятным, доступным);
· необычность (особенность, неповторимость);
· выразительность (подразумевается связь данного пособия с излагаемым материалом);
· сохранность (внешний вид).
Литература:
1. Кровко, В.М. Люди земли клинцовской. Клинцы, 2001.
2. Кровко, В.М. На берегах реки Московки. Клинцы, 2007.
3. Кровко, В.М. Клинчане в тылу врага. Клинцы, 1998.
4. Чёрный, М.П. Клинцы и клинчане. Брянск, 1993.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится, если студент составил портфель экскурсовода с наглядным материалом, соответствующим требованиям.
Оценка «4» ставится, если студент составил портфель экскурсовода с наглядным материалом, с незначительными нарушениями требований.
Оценка «3» ставится, если студент составил портфель экскурсовода с наглядным материалом, с значительными нарушениями требований.
Оценка «2» ставится, если студент не справился с заданием.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2
Составление методической разработки тематической экскурсии
Цель – научиться составлять методическую разработку тематической экскурсии
Задание: составить методическую разработку пешеходной экскурсии по городу.
Методические рекомендации:
К составлению методической разработки предъявляются следующие требования:
· обеспечение правильного и полного раскрытия темы;
· использование наиболее эффективных методических приемов;
· содержание четких рекомендаций по организационным вопросам;
· учет дифференцированного подхода к обслуживанию экскурсантов;
· обязательное соблюдение структуры экскурсии: вступление, основная часть, заключение;
· логичность;
· рациональное соотношение общего и локального материала;
· отражение принципа построения маршрута.
В зависимости от продолжительности экскурсии, общей протяженности маршрута, количества экскурсионных объектов, сложности темы, цели и задач объем методической разработки колеблется от 6 до 12 печатных страниц.
Методическую разработку предваряет титульный лист. Его реквизиты:
· наименование экскурсионного бюро, туристского предприятия, учебного заведения и др. − разработчика экскурсии;
· гриф “Утверждаю”;
· название экскурсии;
· вид экскурсии;
· состав экскурсантов;
· продолжительность;
· протяженность;
· автор (составитель).
На втором (после титульного) листе указываются:
· тема экскурсии;
· ее название;
· цель;
· задачи;
· маршрут экскурсии;
· общие методические указания (советы экскурсоводу об эффективном использовании методических приемов).
Следующий лист методической разработки − общепринятая схема, состоящая из семи граф и представляющая собой ее основную часть
Схема методической разработки
Маршрут экскурсии | Остановки | Объекты показа | Продолжи- тельность экскурсии, ч | Наименование подтем и перечень основных вопросов | Организа- ционные указания | Методи- ческие указания |
Вступление и заключение включаются в схему методической разработки, но не разносятся по графам.
В графе “Маршрут экскурсии” указываются места, по которым должна проезжать или проходить экскурсионная группа. Первым указывается то место (улица, площадь и др.), где дается вступление. Затем показывается отрезок маршрута, где намечено раскрывать первую подтему экскурсии. Далее следуют отрезки маршрута от одного объекта показа до следующего
“Остановки” − вторая графа методической разработки. В ней указываются точки маршрута, где необходимы остановки у объекта, выход группы из автобусаили осмотр объекта без выхода из транспортного средства.
Графа “Объекты показа” − зрительная основа экскурсии. В ней указываются основные и дополнительные экскурсионные объекты, которые являются предметом показа на остановке, проездом к следующей остановке или при передвижении пешеходной группы от объекта к объекту.
В обзорной экскурсии предполагается показ от 15 до 20 объектов, в тематических − от 6 до 10.
В четвертой графе “Продолжительность экскурсии” указывается время:
· необходимое для показа объекта и рассказа о нем;
· предназначенное (при необходимости) на самостоятельный осмотр объекта экскурсантами;
· на продвижение к следующей остановке экскурсии.
Сумма времени, указанная в графе, составит общую продолжительность экскурсии.
Графа “Наименование подтем и перечень основных вопросов” содержит:
· записи всех подтем;
· перечисление основных вопросов, которые раскрываются в каждой подтеме.
Название подтемы должно отражать сущность того раздела экскурсии, который раскрывается на определенном количестве экскурсионных объектов.
Основные вопросы определяют логичность и последовательность материала подтемы.
Количество подтем зависит от темы, цели, наличия экскурсионных объектов, состава группы экскурсантов.
В загородных экскурсиях, носящих обзорный характер, количество подтем колеблется от 7 до 10. В тематических экскурсиях их должно быть меньше. Следует стремиться к сокращению количества подтем, более тщательно продумывая основные вопросы каждой подтемы.
В графе “Организационные указания” записи носят рекомендательный характер:
· о передвижении экскурсионной группы;
· обеспечении безопасности на маршруте;
· правилах поведения экскурсантов в культовых сооружениях, памятных местах и др.;
· выполнении санитарно-гигиенических требований;
· об охране природы, памятников культуры.
Последняя, седьмая графа “Методические указания” в своих рекомендациях содержит конкретные методические приемы проведения экскурсии: приемы показа и рассказа. Использование тех или иных приемов позволяет достичь цели экскурсии, выполнить ее задачи, раскрыть содержание темы. Методические приемы могут применяться в комплексе, они взаимообусловлены, иногда переходят один в другой.
В этой же графе излагаются логические переходы, имеющие важное значение для построения всей основной части экскурсии. Логические переходы − это средство объединения одной подтемы с другой и всех подтем в единое целое − многоплановое содержание экскурсии.
Литература:
5. Кровко, В.М. Люди земли клинцовской. Клинцы, 2001.
6. Кровко, В.М. На берегах реки Московки. Клинцы, 2007.
7. Кровко, В.М. Клинчане в тылу врага. Клинцы, 1998.
8. Чёрный, М.П. Клинцы и клинчане. Брянск, 1993.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится, если студент составил методическую разработку экскурсии в соответствии с методическими указаниями.
Оценка «4» ставится, если студент составил методическую разработку экскурсии, но допустил в ней недочёты.
Оценка «3» ставится, если студент составил методическую разработку экскурсии, но допустил в ней недочёты, ошибки.
Оценка «2» ставится, если студент не справился с заданием.