Семинар №1. Личностные и профессиональные требования к современному учителю
Литература
1. ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01. (Педагогическое образование)
2. Профессиональный стандарт педагога. Часть 1,2,3. Интернет ресурс.
3. Педагогика под ред А.П.Тряпицыной Спб 2013.
4. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761
5. Политика школы в отношении сохранения здоровья учащихся https://muk.krsnet.ru/doc/infostend/PHiS_EvidencetoAction_RUSS_2010_WEB.pdf
6. Технология развития критического мышления https://shance.perm.ru/files/technologia_kritich_mislenia.doc
7. Одаренные дети: методики диагностики и стратегии обучения https://www.pandia.ru/393754/
8. Инклюзивное образование в России https://www.unicef.ru/
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. Российский общеобразовательный портал https://www.school.edu.ru
2. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ
3. Институт новых технологий образования https://window.edu.ru/resource/202/51202/files/bytic-2006.pdf
4. Вестник образования https://www.vestnik.edu.ru
5. Учительская газета https://www.ug.ru
6.. https://www.ruob.ru – Информационный сайт об образовании в России.
Задания для самостоятельной работы и коллективного обсуждения.
1. Составьте перечень приоритетов в образовании. Докажите значимость этих приоритетов для построения процессов обучения и воспитания.
2. Какие требования предъявляются к подготовке учителя в связи с выявленными приоритетами.
3. Какие приоритеты нашли отражение в Профессиональном стандарте педагога.
4. Какие виды профессиональной деятельности и профессиональные задачи рассматриваются в тексте ФГОС высшего образования по направлению подготовки пункты 44.03.01. (Педагогическое образование)4 и 5.
5. Составьте таблицу.
«Профессиональные задачи педагога»
группа задач | задачи, выделяемые студентом | доказательная база (почему именно такие задачи?) | ||
1.изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования | 1. 2. 3. 4. 5. | |||
2. осуществление обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов | ||||
3.использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области | ||||
4. обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей | ||||
5. организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями, участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом для решения задач в профессиональной деятельности | ||||
6. формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий | . | |||
7. осуществление профессионального самообразования и личностного роста | ||||
8.обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса | ||||
6. Какое значение понятия «способность» в определении «Профессиональная компетентность – это интегральная характеристика личности, определяющая способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей». Как соотносятся понятия профессиональная компетентность, профессионализм, образованность, мастерство.
7. В тексте ФГОС ВПО изучите виды профессиональных компетенций (П.5. Требования к результатам). Чем отличаются группы компетенций и как они связаны?
8.Проанализируйте следующие тексты. Какие мысли и чувства пробудило в вас содержание фрагментов. С какими утверждениями вы согласны, а какие вызывают сомнение?
Тест 1. «Мы молодые педагоги настоящего, понимая глубокие изменения, понимая глубокие изменения, происходящие в современном социуме, осознавая нашу большую ответственность за будущее столичного образования, потому что именно нам предстоит стать учителями будущего, принимая настоящую резолюцию, декларируем, что учитель будущего - это:
· Личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом;
· Профессионал, постоянно формирующий собственное знание и обладающий ключевыми компетентностями, владеющий современными образовательными и информационными технологиями;
· Социально активная личность, осознающая своё место в социуме и свою потенциальную роль;
· Роль педагога будущего - занять в социуме достойное место хранителя и распространителя традиционных высоких нравственных и духовных ценностей». (Фрагмент резолюции форума «Молодой педагог- учитель будущего» г.Москва (18.09.2007)).
Текст 2. Аспиранты кафедры педагогики РГПУ им.А.И.Герцена провели мини- исследование, по результатам которого был построен обобщенный образ современного учителя:
o это ученик, идущий по миру с широко открытыми глазами, осознающий и наслаждающийся своим ученичеством;
o ему свойственны желание лучшего для детей и для себя, стремление к хорошему результату и жажда одобрения;
o во многом это идеалист, с глубокими нравственными убеждениями, готовый много работать, чтобы изменить мир через новое поколение, причём не только в рабочее время;
o он понимает издержки профессии (присущие учителям косность и авторитарность), принимает её радостные и неприятные стороны, но при этом удовлетворён работой и видит в ней своё будущее.
Текст 3. «Если нынешние школьники – поколение времён рождения цифровых технологий, то будущее – поколение цифровых новаторов и рационализаторов… Аудитории в большей мере сделаются местом интерактивных исследований, а в лабораториях будут совершаться открытия. Учителям придётся поддерживать поколение создателей, издателей, изобретателей и потребителей информации… Наши будущие школы превратятся в центры виртуальных ресурсов, заставят источники стать более доступными, практичными, своевременными и точными для меняющихся учеников и школ. Конечно, другим испытанием и задачей на будущее станет научить учеников распознавать, что является фактом и подтверждается историей, задействуя правильные исследовательские принципы и теории. …школам придётся сфокусироваться на развитии учеников. Иначе они просто не смогут запомнить информацию…»(Бауэрс Р.О. О школах и образовании// Что дальше? Путеводитель по будущему, составленный специалистами: прогнозы 50 самых влиятельных экспертов Америки. М.,2011. С.37-45).
Какие мысли и чувства пробудило в вас содержание фрагментов. С какими утверждениями вы согласны, а какие вызывают сомнение?
9.Прочтите одну из педагогических притч Ш.А.Амонашвили. «Привели в школу нового ученика, уже вызнанного из трёх школ. Зашел на урок один учитель, взглянул на него и подумал. «Откуда только такие берутся…» Пришел другой учитель. Увидев нового ученика, произнес раздраженно: «Тебя ещё не хватало». Пришел на урок третий учитель. «У нас новенький? Порадовался он. Подошел к новенькому, пожал руку, посмотрел в глаза, улыбнулся и сказал: «Здравствуй, я ждал тебя!..».