Методы социологического исследования.




Материалы для проведения урока «Социология – наука об обществе»

Эпиграфы к уроку:

Социология - это наука с максимальным множеством методов и минимальными результатами (Анри Пуанкаре).

Социология – наука о социальной жизни человека, групп и обществ (Э. Гидденс).

Социология не столько корпус знаний, который можно просто выучить, сколько отношение к социальным фактам, способ ставить и анализировать проблемы (Анри Мендра).

Основные понятия социологии. Социоло́гия (от лат. societas — общество + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, составляющих его системах, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

Социология изучает самый сложный объект — человеческое об­щество, его структуру, законы развития, поведение людей.

Социологов интересуют ответы на вопросы:

· по каким причи­нам одни общества процветают и уходят в своем развитии далеко впе­ред, а другие запаздывают,

· почему происходят разводы и межнациональные конфликты,

· какие законы управляют поведением людей и управляемо ли оно вообще,

· в чем состоят закономерности социальных действий и массового поведения людей,

· какова роль личности в обществе.

Французский мыслитель Огюст Конт в начале XIX века предложил метод, каким можно со­единить абстрактную теорию общества и проверенные данные о пове­дении людей. О. Конт дал имя новой науке, поэтому его считают родо­начальником социологии. Однако Конт, будучи первооткрывателем социологии, не провел ни одного анкетного опроса, не построил ни одной статистической таблицы, не проверил на практике ни одной научной гипотезы. Только в конце XIX века появляется плеяда великих ученых (прежде всего это М. Вебер, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм), воплотивших его замысел в жизнь.

Социологию подразделяют на:

· Макросоциологию (изучает социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них,)

· микросоциологию (малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.)

Выделяют такие отрасли социологии, как:

Социология культуры, медицины, образования, политики, права, религии, науки. Есть и социология детства, семьи, молодежи, труда, девиантного поведения, публичной сферы и коммуникаций, и ряд других отраслей.

Ключевые понятия социологии:

· социальный институт,

· социальная роль,

· социальная структура,

· социальный статус,

· социальная страта,

· социальная стратификация,

· социальная группа,

· социальный контроль,

· культура,

· социализация.

Методы социологического исследования.

· теоретические ( упорядочивания и обобщения информации )

· практические (сбор эмпирических данных.)

При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет две основные разновидности (они указаны в скобках):

опрос (анкетирование и интервьюирование);

наблюдение (невключенное и включенное);

эксперимент (контролируемый и неконтролируемый)

анализ документов (качественный и количественный контент-анализ);

Самый популярный среди них –анкетирование (анкетный опрос).

Анкетирование – вопросно-ответная форма организации текста. Опрос, как вид исследования, разбивается на две большие разновидности –анкетирование и интервью. В свою очередь, в каждом из этих видов опроса используется несколько методов, например, метод телефонного интервью.

Каждый вид опроса зависит от многих обстоятельств: содержания анкеты или интервью (то есть перечня вопросов, в которых реализован предмет исследования); качества работы интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение анкет; ситуации опроса, его условий, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента; психологического состояния респондента на момент опроса и других.

Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Хотя познавательные возможности опроса весьма широки, информация, полученная с его помощью, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она преломилась в сознании респондента. Поэтому социологи не спешат ставить знак равенства между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей о фактах, событиях и явлениях. Они тщательно учитывают и стараются нивелировать искажение информации.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии интервьюера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос, опрос через газету.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.

В зависимости от источника информации различают опросы массовые и специализированные. В первом случае источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных). Участников массовых опросов называют респондентами. В специализированных опросах главный источник информации - компетентные лица (знатоки, эксперты), обладающие необходимыми для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями либо жизненным опытом, которые позволяют им давать авторитетные заключения. Такие опросы называют также экспертными.

Социологию чаще всего отождествляют с методом опроса, или анкетной процедурой. Действительно, в социологии самым популярным является анкетный опрос. Им пользуются приблизительно в 70-80% исследований. Социальные психологи больше склонны к тестам и социометрическим методам, но и анкетная процедура отнюдь не редкость в психологии, изучающей поведение людей, мотивацию деятельности и ценностные ориентации.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.

Анкета – размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Респонденты при этом рассматриваются в качестве объекта исследования.

Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопросы журналиста не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики.

Анкетирование или анкетный опрос бывает групповым и индивидуальным. Групповой опрос широко применяется по месту работы и учебы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются включенные в выборку респонденты. Обычно один интервьюер работает с группой из 15-20 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты могут проконсультироваться по технике заполнения, выяснить трудные и неясные места, а интервьюер, собирая вопросники, может проконтролировать качество заполнения. При индивидуальном опросе вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учебы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается. Вторая форма опроса имеет те же преимущества, что и первая.

Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Эксперимент называют лабораторным, если он проводится в искусственно созданных условиях и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Полевой (естественный) эксперимент проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографий, произведений, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.

Выводы:

Социологические исследования необходимы для эффективного социального управления, принятия обоснованных решений, выделения проблем в общественной жизни и путей их реализации. Социология как система знания, опирающаяся на факты социальной деятельности, связывает воедино процессы, протекающие в различных группах и территориях. Правильно выбранные методология, методы и техника социологического исследования являются залогом успешного воздействия на различные общности, социального прогнозирования и конструирования программ решения сложных вопросов реальной жизни.

Вопросы и задания:

1. Кого называют родоначальником социологии?

2. С какими понятиями социологии вы уже знакомы? Дайте их определения.

3. Какое место занимает социология в системе научного знания?

4. Назовите методы социологии. Какой метод наиболее популярен в социологии?

5. Насколько допустим метод социального эксперимента? В каком случае он возможен?

6. Для чего проводятся социологические исследования?

7. Используя дополнительные источники, дайте определение следующих понятий: анкетный опрос, наблюдение, открытый вопрос, респондент, интервью, эксперимент, выборка, закрытый вопрос, репрезентативность, гипотеза.

8. Составьте анкету, посвященную какой-либо одной понятной вам теме, например, проведение свободного времени, подготовка к урокам, отношение учеников к школьным предметам, выбор профессии. В качестве респондентов могут выступить учащиеся вашей школы. Проведите анкетирование, обобщите, проанализируйте и обсудите результаты.

9. Вторым по популярности из методов социологии является интервью. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называют интервьюером. Подготовьте вопросы и проведите интервью по актуальным для учащихся вопросам.

10.Просмотрите публикации в СМИ и выберите примеры исследований, в которых эмпирическая информация собрана при помощи:

а) анкетного опроса

б) изучения документов

в) наблюдения

11. Проведите социологическое исследование по одной из предложенных тем «Профессия социолога» «Профессия социального работника».

12. Социальное знание принято подразделять на социальные науки и гуманитарное знание. К какой из этих частей можно отнести тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей»?

13. Летописец Пимен из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» поучает Григория Отрепьева: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь». Возможно ли в принципе описание исторических событий, свободное от интерпретаций? Конкретизируйте свой вывод, используя знания из курса истории.

14. Представьте себе, что вы, подобно Миклухо-Маклаю, отправились изучать жизнь туземных племен. На что вы обратите прежде всего внимание:

— на то, что более всего бросается в глаза при первой встрече;

— на то, что отличает жизнь туземцев от нашей;

— на устойчивые и повторяющиеся формы практической деятельности?

15. Напишите эссе по одной из предложенных тем:

«Социология должна быть учением об обществе, подобно тому, как существует общее учение о жизни» (Н.И. Кареев).

Двадцать первый век будет 100-летием гуманитарных наук — или его не будет вовсе (Клод Леви-Стросс).

16. Подготовьте реферат о жизни и деятельности одного из социологов (по выбору).

Тексты для анализа:

1. Искусство задавать вопросы, пожалуй, самое древнее и до сих пор еще самое сложное. В повседневной жизни мы убеждаемся, как бестактно поставленный вопрос ставит отвечающего в неловкое положение. Про глупые вопросы говорят, что их легче задавать, чем на них отвечать. Есть вопросы риторические, на них вовсе не надо отвечать. Существуют также вопросы короткие и длинные, письменные и устные, закрытые и открытые, вопросы-меню и вопросы-фильтры, вопросы-ловушки, вопросы контактные, отвлекающие, фактологические, буферные, провоцирующие, закрытые, полузакрытые, открытые, вопросы-тупики.

Все разновидности вопросов трудно даже перечислить. Еще труднее описать то, как они работают. Эту проблему решают профессионалы-методисты, которые отрабатывают технику постановки вопросов, сбора и анализа данных, математической обработки и эмпирической интерпретации ответов. К примеру, не всегда ясно, на какой вопрос - закрытый или открытый - респонденты лучше реагируют и дают более достоверную информацию.

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который на улицах Афин ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами (Кравченко, А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2002.– 640 с.)

Почему автор называет умение задавать вопросы искусствам? Приведите примеры различных видов вопросов.

2.Классический пример использования включенного наблюдения для сбора основной информации — работа Уильяма Уайта (1936— 1939 гг.), который и ввел этот метод наблюдения в научную практику.

Будучи сотрудником Гарвардского университета, Уайт поселился в трущобах одного из американских городов, чтобы изучить образ жизни итальянских эмигрантов, населяющих этот район (он дал ему название Корневиль). Уайта интересовали обычаи эмигрантов, оказавшихся в условиях чужой культуры, их ориентации, взаимоотношения. Район Корневиля был известен как опасное для чужака итальянское гетто, полное подозрительных банд.

Уайт вошел в местную общину, сказавшись студентом-историком, который намерен описать возникновение Корневиля. Исследователь изучил тот особый жаргон итальянского языка, которым пользовались в общине. Три года он провел бок о бок с этими людьми, подружился с руководителями двух соперничавших групп рэкетиров, научился местным обычаям, играм в карты и катанию шаров. 18 месяцев он прожил в одной эмигрантской семье, так что был окончательно принят как свой человек. Вначале он вел регистрацию впечатлений тайком, но по мере завоевания доверия не стеснялся делать записи в самой, казалось бы, не подходящей для этого обстановке; все привыкли видеть его с блокнотом в руках.

Преимущества включенных наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком «вживается» в свою роль соучастника событий. На эти недостатки обращали внимание и Уайт, и польский социолог К. Доктур, и другие авторы. Как правило, итогом включенного налюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат.

Имеется и нравственная проблема включенного наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их?

Нравственный долг социолога, как и врача,— «не вредить» своими действиями, но, напротив, активно помогать обществу решать возникающие проблемы. Если так и только так понимает он свою позицию, он всегда найдет нужную форму осуществления наблюдения и займет правильную, нравственную позицию, будь то в качестве «стороннего» или в качестве включенного в гущу событий наблюдателя.(Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы.— М., 1987.— С. 126, 127).

Объясните, что представляет собой метод включенного наблюдения, в чем его сильные и слабые стороны. Основываясь на фрагменте, укажите особенности социального познания. В чем состоит нравственный долг социолога?

3. Проанализируйте высказывания П. Сорокина и Э. Шилза.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: