СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ




 

1.Сущность социально-педагогических технологий

2. Этапы социально-педагогических технологий

3. Классификация социально-педагогических технологий

4. Технология социально-педагогической диагностики

6. Технология социально-педагогической профилактики

Сущность социально-педагогических технологий. Педагогические и инновационные технологии подробно представлены в дидактике. Понятие «социально-педагогическая технология » появилось в конце ХХ века в результате интеграции (слияния) двух понятий: социальная и педагогическая технология, поэтому чтобы выявить сущность и специфику социально-педагогических технологий, необходимо раскрыть содержание понятий - «педагогические технологии» и «социальные технологии».

Впервые понятие технология в педагогике применил А.С.Макаренко. Именно он стоял у истоков технологизации педагогического процесса, говоря о необходимости овладения учителями и воспитателями «педагогической техникой». Однако, было много споров о том, возможно ли перенести понятие «технология» из сферы материального производства в педагогику, возможно ли связать производственный и педагогический процесс.

Напомним, что педагогическая технология - это упорядоченная и системная совокупность действий педагога, обеспечивающая диагностируемый и прогнозируемый результат в изменяющихся условиях педагогического процесса.

Понятие «социальные технологии» возникло в социологии в 70-80-е годы ХХ века в связи с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению проблем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений. Применение термина «технология» к социальным процессам связывают с разработкой таких технологий социальной сферы как: «политические технологии», «технологии рекламы», «технологии социальной работы» и другие. Под социальными технологиями понимается совокупность приемов, методов, форм работы, которые применяются в определенной последовательности для достижения поставленных целей в процессе решения тех или иных социальных проблем.

Применительно к педагогическому процессу, социальные технологии нацелены на решение социальных проблем детей. Социальные проблемы – это те вопросы и ситуации, которые разрушительно влияют на несовершеннолетнего и требуются коллективные усилия по их преодолению. В настоящее время к наиболее острым социальным проблемам детства относят: сиротство, различные виды зависимостей (алкоголизм, наркомания, токсикомания, компьютерная и мобильная зависимость и др.), безнадзорность и беспризорность, инвалидность, положение беженцев и вынужденных переселенцев, правонарушения и преступность, экстремизм, жестокое обращение в семье, нарушения прав ребенка и др.

Выделенные проблемы нуждаются в определенных действиях, которые складываются в алгоритм - последовательные шаги, где каждый последующий вытекает из предыдущего, а вместе они определяют эффективность решения задачи. Некоторые из таких алгоритмов работы закрепляются в нормативных документах (например, последовательность действий при определении судьбы детей, оставшихся без попечения родителей, или проведение медико-социальной экспертизы и др.).

Рассмотрев сущность педагогической и социальной технологии, перейдем к определению понятия «социально-педагогическая технология» - – это технология помощи ребенку, находящегося в сложной жизненной ситуации, в разрешении его социальных проблем в процессе обучения и воспитания.

В.И. Загвязинским и О.А. Селивановой выделены признаки социально-педагогических технологий:

«- концептуальность — опора на определенную научную концепцию, идею;

- системность — обладание всеми признаками системы;

- экономичность — оптимизация затрат при ее применении;

- алгоритмизируемость – наличие определенной последовательности действий;

- корректируемость – возможность внесения изменений в этапы технологии;

- воспроизводимость — возможность ее применения разными участниками педагогического процесса с гарантированным результатом»[1].

Необходимо отметить, что в социально-педагогических технологиях крайне ограничена возможность четкого детального разделения процесса деятельности на его части. Там, где основным объектом является человек, просто невозможно жестко разбить технологию на последовательный ряд операций или алгоритмов воздействия на него и взаимодействия с ним. Поэтому, имея определенную последовательность действий, педагог, работающий с воспитанником, наполняет этапы технологии разным содержанием, подходящим для работы именно с конкретным школьником, его проблемой, условиями трудной жизненной ситуации, в которой он оказался.

Обычно, социально-педагогические технологии – это поле деятельности социального педагога, но современные условия работы педагога (появление «Профессионального стандарта «Педагог») обязывают любого педагога владеть разными типами социально-педагогических технологий.

Этапы социально-педагогических технологий. Алгоритм социально-педагогической технологии предполагает последовательность действий или этапов. Каждый этап имеет свое название, однако в разных учебниках можно встретить разные названия этапов, но их последовательность остается неизменной. К таким этапам можно отнести: диагностический, прогностический, этап выбора технологии, этап практической реализации технологии, экспертно-оценочный этап и, при необходимости, этап коррекции.

Решение любой проблемы несовершеннолетнего, начинается с процесса диагностики, который включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение (диагностический этап). Диагностика присутствует на всех этапах технологии, но на первом этапе она имеет доминирующее, определяющее значение.

Особенность работы педагога с подростком, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, заключается в том, что подросток не всегда может рассказать о своей проблеме и ее причинах (конфликт с родителями или конфликтом с учителями, проблемы в общении со сверстниками и т.д.). Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы, самому выявить все значимые обстоятельства ситуации подростка и поставить правильный социальный диагноз. Для этого педагог (желательно совместно с психологом и социальным педагогом) использует как психодиагностические методики, направленные на изучение личности ребенка, так и социально-диагностические методики, направленные на изучение его семьи, условий жизни, стилей воспитания, социального окружения (семьи, группы сверстников, классного коллектива и др.).

Следующий этап — прогнозирование результатов процесса социального развития ребенка (прогностический этап). На этом этапе рассматривается весь диапазон доступных решений проблемы; выбираются наиболее эффективные подходы, способствующие необходимым изменениям. Совместно с подростком (или его родителями) определяются цель, задачи, сроки и способы решения его затруднений, определяются дополнительные источники информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности несовершеннолетнего.

Планируя работу по решению проблемы ребенка, педагог должен прогнозировать (предвидеть) возможный результат. Любое социальное явление изменчиво, оно обладает способностью стихийного саморазвития, поэтому, планируя работу, необходимо создавать примерные (альтернативные) модели будущего развертывания событий. Для построения модели решения социально-педагогической проблемы ребенка необходимо учитывать сильные и слабые стороны личностных особенностей подростка, а также условий его жизни, ближайшего окружения.

Следующий этап – выбор определенной технологии. Для решения проблемы ребенка существует множество разных технологий. Задача педагога заключается в выборе именно той технологии, которая обеспечит успешное разрешение проблемы подростка. После определения технологии, педагог отбирает соответствующие методы работы (педагогические, психологические, социологические или и др.), определяет оптимальные формы организации социально-педагогической деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная), подбирает необходимые средства, которые позволяют ему решить проблему ребенка. Педагог определяет сроки работы по решению данной проблемы, основных субъектов, задействованных в процессе помощи, социальных партнеров. Педагогом уточняются цели и задачи деятельности, разрабатывается программа действий, определяется содержание работы.

Когда выбрана соответствующая технология, необходимо начинать ее практическую реализацию, обеспечивая целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность школьника, его социальное окружение с целью разрешения возникшей у него социальной проблемы (этап практической реализации). На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки.

В конце работы педагог должен оценить, насколько правильно решена социальная проблема ребенка (экспертно-оценочный этап), необходимо сопоставить полученные результаты с критериями успешной социально-педагогической деятельности. При этом возможны, по крайней мере, два варианта:

1) педагог положительно решает проблему ребенка, и на этом его деятельность заканчивается;

2) педагог не смог или только частично решил проблему ребенка, тогда необходимо, выяснить, на каком этапе были допущены ошибки, пересмотреть план и обратиться к другим, более действенным средствам достижения желаемой цели. В этом случае необходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторение необходимых этапов работы (этап коррекции).

Конкретное содержательное наполнение этапов технологии зависит от особенностей объекта (отдельный ребенок или семья), от характера проблемы, от учреждения или семьи, определяющего общую стратегию и рамки вмешательства в социальную ситуацию развития ребенка.

Классификация социально-педагогических технологий. Классификацией социально-педагогических технологий занимались разные ученые (М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик и др.[2]). На сегодняшний день выделены критерии, основания, уровни классификации технологий. Обобщая трактовки известных ученых, приведем достаточно распространенную классификацию, которая все социально-педагогические технологии делит на общие, частные и специальные.

Общие социально-педагогические технологии применимы при решении общих задач социально-педагогической деятельности в работе с конкретным ребенком или его семьей.

К общим социально-педагогическим технологиям относят: диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную терапию, социальную экспертизу, консультирование.

В образовательном учреждении в настоящее время педагог достаточно широко применяет такие технологии, как диагностика, профилактика, консультирование. Инновационной социально-педагогической технологией, реализуемой практически во всех типах образовательных учреждений, является технология социально-педагогического сопровождения детей группы риска.

Частные социально-педагогические технологии направлены на решение определенной частной цели, задачи в рамках определенного типа образовательных организаций или специфической проблемы ребенка и его социального окружения. Группу частных технологий образуют следующие технологические процедуры: социально-педагогическая работа с лицами девиантного поведения, детьми-инвалидами, детьми-сиротами и другими.

В образовательных учреждениях достаточно широко используется педагогом технология социально-педагогической деятельности с детьми девиантного поведения. Кроме того, современное образовательное пространство требует от педагога знание и умения применять на практике технологию инклюзивного образования, о чем мы уже писали. В связи с увеличивающимся количеством детей-мигрантов в общеобразовательных школах педагог должен владеть технологией социально-педагогической деятельности с детьми-мигрантами, технологией организации поликультурной среды в учреждении образования.

Специальные социально-педагогические технологии направлены, как правило, на оптимизацию педагогических процессов в условиях специализированных учреждений, центров и т.д. Например, технологии социально-педагогической деятельности во внешкольном досуговом учреждении; технологии социально-педагогической реабилитации подростков с общественно опасным поведением, находящихся в закрытых общеобразовательных учреждениях; технологии социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами, находящихся в реабилитационных центрах; технологии организации волонтерской деятельности в некоммерческих организациях; дистанционное обучение детей-инвалидов и др.

Поскольку «Профессиональный стандарт педагога» указывает на необходимость владения педагогом общеобразовательной организации таких умений как: «владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся», «… уметь проводить профилактику различных форм девиаций», то кратко рассмотрим содержание двух социально-педагогических технологий: диагностики и профилактики, как наиболее часто реализуемых в профессиональной деятельности педагога[3].

Технология социально-педагогической диагностики. Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность ребенка факторов, которые нарушают его процесс социализации.

Проведение диагностического исследования - сложный и длительный процесс, требующий в ряде случаев неоднократных встреч с ребенком и его семьей, а также контактов с другими специалистами и организациями. В ходе диагностики необходимо уточнить, как ребенок или его семья воспринимает стоящую перед ним проблему, насколько сильный дискомфорт или стресс она вызывает, до какой степени нарушены стабильность и равновесие, какие меры принимались для изменения ситуации, какими возможностями располагает ребенок, чтобы преодолеть трудности.

Диагностика включает три стадии:

-сбор информации с использованием различных методов и источников;

-анализ информации, предусматривающий ее структурирование (построение таблиц, схем, разработка модели, использование инструментов анализа и учета).

-постановка социального диагноза, который является результатом диагностического исследования.

Социальный диагноз - это точное определение проблемы ребенка подростка, юноши или девушки, служащее основой для оказания ему дифференцированной помощи. Социальный диагноз включает в себя: определение уровня адаптации ребенка на данный момент; определение круга проблем, как осознаваемых и заявленных ребенком (его семьей, другими специалистами или службами), так и скрытых, наличие которых констатирует педагог (или другие специалисты); определение потребностей ребенка.

Проведение социальной диагностики требует использования комплекса диагностических методов, которые могут применяться в работе педагога. Дадим их краткую характеристику. Кроме известных методов воспитания – наблюдение, устный и письменный опрос, используются и другие методы.

Метод анализа продуктов деятельности предполагает изучение материализованных результатов деятельности подростка (молодого человека), например, их изделия творческой деятельности. В этих случаях проявляется его (их) отношение к самой деятельности, к окружающему миру, отражает уровень развития интеллектуальных, моторных и других умений и навыков. Данный метод в социально-педагогической диагностике чаще всего используется как вспомогательный, поскольку не всегда на его основе возможно раскрыть все многообразие деятельности человека.

Метод социальных биографий. Сбор информации о семье ребенка, основанный на построении схем с использованием условных обозначений, позволяющих отразить родственные связи и увидеть те проблемы, которые, возможно, повторяются из поколения в поколение.

Биографический метод — изучение личности по имеющимся документам биографии (личное дело, характеристика с места учебы, справка о состоянии здоровья и др.). Биографический метод позволяет получить сведения о прошлом ребенка, познать его некоторые личностные характеристики, выявить особенности развития.

Метод экспертных оценок - это способ специального исследования спорного вопроса разными профессионалами в определенной области с вынесением аргументированного заключения. К этому методу прибегают, когда ощущается недостаток информации или она очень противоречива.

Существуют и другие методы, применяемые в диагностике. Большую группу методов составляют психодиагностические методы (личностные опросники, рисуночные тесты, проективные методики и др.), которые может применять только специалист, имеющий психологическое образование.

Поскольку постановка диагноза – это не одномоментный, а поступательный процесс, можно говорить о трех видах (или этапах) в постановке диагноза: 1) предварительный диагноз; 2) рабочий диагноз; 3) окончательный диагноз.

Таким образом, социальная диагностика универсальная, достаточно сложная социальная технология, которая ведется не только на первом этапе цикла помощи, но и осуществляется на протяжении всей работы с ребенком в качестве контроля над текущей ситуацией.

Технология социально-педагогической профилактики. Профилактика – (греч.- prophylaktikós, предохранительный) – комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и (или) устранение факторов риска.

Всемирная организация здравоохранения предлагает выделять первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика - это комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия неблагоприятных факторов, вызывающих социальную проблему, а также на повышение устойчивости несовершеннолетнего к влиянию этих факторов.

Она проводится со всеми детьми, которые еще не имеют опыт отклоняющегося поведения. В школе, чаще всего направлениями профилактической работы являются – формирование основ здорового образа жизни, профилактика употребления детьми психоактивных веществ, профилактика правонарушений и обеспечения безопасности и др. Основными целями профилактической работы являются: изменение ценностного отношения детей и молодежи к негативным проявлениям в подростковой и молодежной среде (алкоголь, наркотики, спайсы, курительные смеси и др.); формирование личной ответственности за свое поведение; пропаганда здорового образа жизни.

Вторичная профилактика - это комплекс медицинских, социально-педагогических, психологических, юридических и прочих мероприятий, направленных на работу с несовершеннолетними, которые уже имели единичный опыт нарушения социальных норм и попали в «группу риска» (пропускают уроки, конфликтуют со сверстниками, имеют проблемы в семье и т.д.). Основными задачами вторичной профилактики является недопущение совершения несовершеннолетним более тяжелого проступка, оказание своевременной социально-педагогической поддержки ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

Основными направлениями вторичной профилактики являются: выявление подростков, имеющих нервно-психические нарушения, психологическую и медицинскую коррекцию выявленных заболеваний, социально-педагогическая поддержка и сопровождение детей, имеющих разные формы девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения.

Третичная профилактика - это комплекс мер медицинского, социально-педагогического, психологического, юридического характера с несовершеннолетними, которые имеют стойкое девиантное (или делинквентное - отклоняющееся от норм права) поведение, с целью предотвращения его повторного появления (возобновление употребления наркотиков, совершение повторных преступлений и т.д.). Одно из направлений работы – это сопровождение несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, закрытых общеобразовательных организаций, детских домов.

Социально-педагогическая профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении несовершеннолетних. Технология социально-педагогической профилактики включает несколько этапов. Условно их назовем, как подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе выявляются социально-педагогические факторы, вызывающие отклоняющееся от нормы поведение несовершеннолетних. Далее определяются категории детей, которые подвергаются влиянию негативных факторов. Это может быть индивид, группа детей, классный коллектив, общешкольный коллектив, семья и др. Следующим шагом становится определение целей и задач профилактической работы, направленные на устранение или минимизацию негативных факторов, выбираются адекватные методы и средства профилактического воздействия.

На данном этапе применяются методы диагностики: беседа, анализ документов, опросные методы.

На основном этапе непосредственно осуществляются профилактические мероприятия, которые направлены, с одной стороны на искоренение источников дискомфорта (как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде), с другой – предупреждение возникновения социальных проблем. Этот этап включает в себя несколько шагов:

- обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье, познакомить несовершеннолетних с основными социальными нормами российского законодательства, их правами и обязанностями;

- выявление интересов несовершеннолетних, которые позволят компенсировать негативные проявления;

- формирование у несовершеннолетних негативного эмоционального отношения к правонарушениям, употреблению химических и токсических веществ, ситуациям разжигания межнациональной розни;

- информирование об особенностях наказания за нарушение социальных норм в обществе;

- формирование умений противостоять негативным явлениям в социуме, создание условий для приобретения несовершеннолетними необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем.

На данном этапе применяются, в основном, методы воспитания: методы формирования сознания (беседа, рассказ, объяснение, разъяснение, убеждение, переубеждение, внушение, личный пример); методы организации деятельности (приучение, поручение, упражнение); методы стимулирования (поощрение, наказание, соревнование).

Заключительный этап предполагает проверку результативности проведенной работы. На данном этапе широко применяются методы контроля и проверки, экспертных оценок, методы математической статистики.

Основными направлениями профилактических мероприятий на данном этапе являются:

- работа по организации благоприятной среды воспитания и общения несовершеннолетних;

- коррекция семейных, в первую очередь детско-родительских отношений;

- поиск различных форм занятости детей в свободное время;

- нахождение возможности опеки (сопровождения) детей в период объективной занятости родителей и членов семьи;

- постановка детей на социально-педагогический учет;

- патронирование отдельных детей.

Профилактические мероприятия помимо просвещения должны обязательно включать занятия по обучению детей социальным навыкам взаимодействия, развивать личные качества, которые делают их более устойчивыми к факторам риска. Поэтому разрабатываемые профилактические программы должны быть нацелены на: 1) обучение подростков навыкам конструктивного общения со взрослыми и сверстниками, критического мышления, принятие ответственного решения, выработка адекватной самооценки; 2) обучение детей умению постоять за себя, не ущемляя достоинства и права других, избегать неоправданного риска, умения сказать «нет»; 3) развитие у несовершеннолетних навыков саморегуляции эмоций, конструктивного решения конфликтных ситуаций, сопротивления давлению извне.

В последние годы много внимания уделяется ранней профилактике отклонений в развитии личности ребенка. Это обусловлено тем, что детство является тем периодом, в котором закладывается фундамент личности. Именно в детстве закладываются нравственные и этические эталоны; в детстве формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. В этот период нервная система ребенка чрезвычайно пластична (подвижная, гибкая) и способна к изменению. Именно в детском возрасте ребенок обладает повышенной внушаемостью, подражаемостью, он еще зависим от взрослого, поэтому родители и педагоги, если они являются для ребенка авторитетом, могут демонстрировать ему правильные образцы поведения.

 

Литература

1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

2. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: учебник для студентов высш. учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» / М. А. Галагузова, М. А. Беляева [и др.] / под общ. ред. М. А. Галагузовой. — М., 2015.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. – М., 2006.

4. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. - М., 2012.

5. Приказ Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" // режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553

 

 


[1] Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского,
О. А. Селивановой. М.,, 2012. - С. 215–216.

[2] Социальная педагогика: учебник / М.А. Галагузова, М.А. Беляева [и др.] / под ред. М.А. Галагузовой, 2016; Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник. – М., 2011: Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие. – М., 2011и др.

[3] Приказ Минтруда России "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: