ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Цель. Объяснение понятия математические способности, выявление своеобразия работы по формированию заявленных способностей у детей дошкольного возраста, знакомство с пособиями по типу-игр-головоломок, В. В. Воскобовича, Дж. Кюизенера, З. Дьенеша. Разработка и создание игры на веб-сервисе learningapps.org.
Задание 1. Аналитический практикум.
Инструкция. Изучить материалы статьи, составить опорную схему в тетраде для лекций.
Библиография. Галкина Л. Н. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста. / Л. Н. Галкина. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 6. – С. 32 – 37.
Схема 1 – Математические способности детей дошкольного возраста.
Математические способности |
Гибкость мышления 1) Умение варьировать способы решения 2) Уметь находить новые способы решения | Глубина мышления 1) Умение проникать в сущность каждого изучаемого факта и явления 2) Умение видеть их взаимосвязи с другими фактами и явлениями | Целенаправленность мышления 1) Способность к формированию обобщенных способов действий 2) Умение охватить проблему целиком | Логическая строгость Определяют успешность и | Алгоритмичность мышления результативность деятельности ребёнка в познании мира |
Исследователи | Основные концепции |
М. Монтессори | Человеческий разум является математическим: он стремится к точности, к измерению, к сравнению. По ее мнению, каждый человек от природы наделен математическими способностями, важно вовремя эти способности «разбудить». Математические способности рассматривались ею как способность к исследованию окружающего мира, к абстрагированию, точности, оцениванию и сравнению, аргументации и суждению. |
А. В. Белошистая | Автор рассматривает проблему математического образования с позиции развивающего обучения, личностно-деятельностного преемственного подходов к построению образовательного процесса в ДОО. А.В. Белошистая считает, что итогом математической подготовки ребенка является не столько накопление математических представлений и умений, сколько интеллектуальное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются ведущими для дальнейшего успешного усвоения математического содержания в школе (развитие основных логических структур, развитие мелкой моторики рук) |
Л.А. Венгер, Н.Н. Подъяков, П.Я. Гальперин (обратите внимание, в статье фамилия напечатана с опечаткой) | Математические способности связаны с познавательными способностями, которые, в свою очередь, включают в себя сенсорные и интеллектуальные способности. Сенсорные способности обуславливают непосредственное восприятие окружающего мира с помощью восприятия, а интеллектуальные способности – обуславливают осмысление окружающего мира посредством мышления. Именно интеллектуальные способности способствуют развитию мыслительных операций, таких как сравнение, обобщение, анализ, синтез, аналогия, и являются необходимыми для развития математического мышления. Их формирование стимулирует развитие математических способностей ребенка. |
Обоснование использования материала и вида деятельности | |
Геометрический материал | Конструирование |
Игры со строительным материалом:Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски, призмы и т.д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это позволяет детям с меньшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. В процессе сборки и разборки различных конструкций из большого, но ограниченного числа деталей развиваются конструкторские навыки, пространственное воображение, восприятие цвета, комбинаторика, тактильное восприятие и цепкость пальцев, творческое мышление и аналитические способности. Лего-Конструирование: С их помощью происходит закрепление и развитие представлений о разных видах счёта, сравнении чисел, составе числа из единиц, геометрических фигурах и телах, а также об ориентировке в пространстве, измерительной деятельности с применением сериации, классификации, группировки по признакам формы, величины Конструирование с фигурами-вкладышами: Большое значение имеет конструирование с помощью фигурок-вкладышей (пластиковые, деревянные или мягкие фигурки), которые позволяют вкладывать одну фигуру в другую. Подбирать и соединять вместе правильные по форме и по размерам фигуры, тем самым развивая пространственное воображение, так как необходимо еще до сборки представить то, как должна выглядеть объемная фигура, что получится после сборки |
Проблемно-игровая технология Главный компонент: Активный, осознанный поиск способа достижения результата на основе самостоятельного размышления. Основа: Логико-математические игры Особенность: Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы у детей формировались не только элементарные математические представления, но и определенные логические структуры мышления, мелкая моторика рук, которые отражены в правилах этих игр (наложить, приложить, сравнить). |
Игры-головоломки по типу Танграм, Колумбово яйцо, Квадрат Пифагора и др. Зарисовать схемы к 3 – 4 играм 1) Танграм: 2) Колубово яйцо: 3) Квадрат Пифагора: |
Развивающие игры В. В. Воскобовича Игровой квадрат, Прозрачный квадрат, Фонарики, Чудо-крестики, Соты, Чудо-цветик, Игровой квадрат, Лого-формочки и др. Зарисовать схемы к 3 – 4 играм 1) Игровой квадрат: 2) Прозрачный квадрат: 3) Чудо-цветик: |
Цветные счетные палочки Дж. Кюизенера Зарисовать схемы к 3 – 4 играм 1) Собрать фигуру: 2) Решить головоломку: Задание: переложите три палочки таким образом, чтобы рыбка поплыла в противоположном направлении. 3) Собрать цифры из палочек: |
Блоки З. П. Дьенеша Зарисовать схемы к 3 – 4 играм 1) Правильно подставить фигуру: 2) Собрать башню из блоков, чтобы она не упала: 3) Дополнить рисунок блоками, чтобы получилась полноценная картинка (животное, фигура): |
Вывод по материалам статьи:
В данном периоде жизни очень радует, что у детей такая расширенная деятельность: для выявления и улучшения способностей для дошкольников (ребятишек).
Такие, как: Конструирование, головоломки, счетные палочки, различные игры и тому подобное.