Итоговый тест по литературе. 10 класс. 2 полугодие
М.Е. Салтыков-Щедрин
1.Какова была социально-политическая позиция Салтыкова-Щедрина?
а/ он был революционером-демократом,
б/ он был народником,
в/ он был либералом.
2. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» есть эпизод, где мужик сам вьет веревку, чтобы генералы привязали его к дереву. Как называется такой прием?
а/ гиперболой,
б/ аллегорией,
в/ сарказмом.
3. В какой из сказок объектом сатиры является самодержавие?
а/ «Дикий помещик»,
б/ «Медведь на воеводстве»,
в/ «Коняга».
4. В чем отличие фантастики Шедрина от фантастики народных сказок о животных?
а/ отличия практически нет,
б/ в народных сказках животные олицетворяют человеческие характеры вообще, а у Щедрина – социальные типы,
в/ фантастика народных сказок – это целый игровой мир, а фантастика Щедрина – это тот же реальный мир, только прикрытый аллегорическими масками.
5. Можно ли назвать метод сказок Щедрина реалистическим?
а/ нет, потому что Щедрин использовал фантастику,
б/ да, потому что за фантастической образностью у Щедрина стояли типические характеры в типических обстоятельствах,
в/ метод сказок можно определить как сочетание реализма и романтизма.
Л.Н.Толстой
1. Почему мы называем «Войну и мир» романом-эпопеей?
а/ из-за большого временного и пространственного охвата событий,
б/ Толстого в этом произведении интересовала в равной степени и судьба нации (признак эпопеи), и идейно-нравственные искания личности (признак романа),
в/ потому что в произведении участвуют в качестве персонажей исторические личности.
2. Какая проблема увлекала Толстого в романе «Война и мир» прежде всего?
а/ проблема семьи,
б/ «мысль народная»,
в/ индивидуальные искания личности.
3. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» - можно ли эту фразу Толстого считать основной идеей романа-эпопеи?
а/ да,
б/ нет,
в/ одной из самых главных идей.
4. Каковы критерии нравственной оценки человека Толстым?
а/ простота и естественность,
б/ постоянное самоусовершенствование,
в/ уверенность в себе.
5. Какая черта была особенно характерна для Пьера?
а/ боязнь задеть или огорчить других людей,
б/ постоянное желание быть лучше,
в/ желание служить человечеству.
6. Что понял Пьер во время своего нахождения в колонне пленных?
а/ в нем произошла переоценка ценностей, он понял, что истинная жизнь – естественная, природная и простая,
б/ Пьер понял, что такое подлинная свобода,
в/ Пьер поверил в Бога.
7. Каким предстает Пьер в эпилоге?
а/ он практически не изменился,
б/ он обрел в жизни высокую цель,
в/ в его характере появилась твердая воля.
8. Что было главным в жизни князя Андрея?
а/ благополучие окружающих,
б/ жизнь семьи,
в/ он сам.
9. Что открывается князю Андрею после ранения на поле Аустерлица?
а/ важность и нетленность вечного, воплощенного в высоком небе, и мелочность происходящего,
б/ ничтожество его бывшего кумира - Наполеона,
в/ бесконечность Божьего милосердия.
10. Что дало князю Андрею общение с простыми солдатами?
а/ понимание истинного патриотизма,
б/ понимание истинного героизма,
в/ чувство собственного превосходства.
11. Как вел себя князь Андрей во время романа с Наташей?
а/ как честный и благородный человек,
б/ как эгоист,
в/ нельзя сказать однозначно.
12. Что открывается князю Андрею перед смертью?
а/ Бог,
б/ понятие об истинной любви,
в/ нечто высокое и прекрасное, но что именно – Толстой не говорит.
13. Какова главная черта в характере Наташи?
а/ искренность и ответственность,
б/ гордость,
в/ недовольство самой собой.
14. Почему Наташа воскресла после своей болезни из-за неудачного побега с Анатолем?
а/ потому что ее любовь и силы потребовались больной матери,
б/ потому что сущность ее жизни была любовь; проснулась любовь – проснулась жизнь,
в/ со временем острота переживаний просто притупилась.
15. Что такое «диалектика души» как принцип психологизма?
а/ умение раскрыть противоречивость и динамику внутренней жизни героя,
б/ способность показать характер героя с разных сторон,
в/ умение раскрыть внутреннюю сущность, скрытую под внешней маской.
16. В чем смысл композиционного противопоставления Кутузова и Наполеона?
а/ в сравнении русского и французского полководцев,
б/ в противопоставлении верящего в свою гениальность Наполеона и верящего в мощь народа Кутузова,
в/ в противопоставлении истинного и ложного величия.
17. С точки зрения толстовской философии – кто делает историю?
а/ слепой случай,
б/ выдающиеся личности,
в/ миллионы отдельных воль, действующих в одном направлении.
Ф.М.Достоевский
1.Какие проблемы интересуют Достоевского в романе «Преступление и наказание»?
а/ философско-психологические,
б/ исторические,
в/ социальные.
2. Какой христианский образ является лейтмотивом романа?
а/ образ блудницы,
б/ образ креста,
в/ образ воскрешения Лазаря.
3. С какой точки зрения Раскольников делил людей на два разряда?
а/ богатых и бедных,
б/ могущих при необходимости совершить преступление или нет,
в/ православных и иноверцев.
4. Как Достоевский развенчивает теорию Раскольникова?
а/ прямо говорит, что она неверна,
б/ заставляет кого-либо из героев победить Раскольникова в теоретическом споре,
в/ нравственно-психологическим развитием героя заставляет его убедиться в ложности теории.
5. Зачем в романе нужен эпилог?
а/ чтобы показать возможность возрождения героя,
б/ чтобы показать, что итогом н6равственного развития героя стал не отказ от себя самого (как в конце 6-ой главы), а отказ от ложной теории,
в/ чтобы показать дальнейшие судьбы героев.
6. В чем вы видите особенности мастерства Достоевского-психолога?
а/ в умении создать интересные и запоминающиеся человеческие характеры,
б/ в умении ярко передать психологическое состояние героев,
в/ в особой психологической «насыщенности» его романов.
А.П.Чехов
1. Почему Чехов обратился к жанрам короткого рассказа и повести?
а/ потому что к его времени романная традиция уже исчерпала себя,
б/ потому что его задачей было проникнуть во все «щелочки» и углы русской жизни, для чего рассказ удобнее, чем роман,
в/ потому что Чехов ориентировался на традиции западноевропейской литературы.
2. Что входит в круг истинно чеховских ценностей?
а/ христианские добродетели,
б/ ум, талант, любовь, свобода,
в/ ценности общественно-политического характера.
3. В чем вы видите особенности чеховского психологизма?
а/ в умении дать развернутую картину внутреннего мира,
б/ в использовании «диалектики души»,
в/ в умении подбором немногих деталей воссоздать настроение героев, их эмоциональный мир.
Методический комментарий.
Данный тест позволяет проверить и объективно оценить знания учащихся по русской литературе и самостоятельно проверить их с помощью ключей к тесту. Вопросы теста сгруппированы по отдельным писателям. Вопросы теста рассчитаны на проверку знания текстов и на проверку понимания художественного мира писателя или поэта, проблематики произведения и его художественного своеобразия.
В разделе «Ключи» каждый ответ оценивается определенным количеством баллов, от нуля до пяти. Оценка «0» ставится либо за фактическую ошибку, либо за явное непонимание той или иной проблемы. Оценки «1» и «2» ставятся в том случае, если ответ на вопрос примитивен и неглубок. Оценка «3» означает, что учащийся выбрал формально правильный вариант, но не достиг нужной глубины и полноты в понимании художественного произведения. Оценка «4» означает правильный и достаточно глубокий ответ, в котором лишь упущены те или иные нюансы. Оценка «5» - абсолютно правильный ответ, отличающийся точностью и глубиной.
Ключи к тесту:
М.Е.Салтыков-Щедрин. 1: а-5,б-0, в-0/. 2: а-0, б-0, в-5/. 3: а-0, б-5, в-0/. 4: а-0, б-4, в-5/.
5: а-0, б-5, в-0/.
Л.Н..Толстой. 1:а- 1, б-5, в-0/. 2: а-1, б-5, в-2/. 3: а - 4, б-0,в-5/. 4: а-5, б- 4, в-0/. 5: а-4, б-5, в-3/ 6: а-5, б-4, в-0/. 7: а-1, б-5, в-4/. 8: а-0, б-0, в-5/. 9: а-5, б-4, в-0/. 10: а-5, б-5, в-0/. 11: а-2,б-2,в-5/. 12: а-2, б-2, в-5/. 13: а-5, б-0, в-1/. 14: а-4,б-5, в-0/. 15: а-5, б-0, в-0/. 16: а-1, б-4, в-5/. 17: а-0, б-0, в-5/.
Ф.М.Достоевский. 1: а-5, б-0, в-0/. 2: а-0, б-3,в-5/. 3: а-0, б-5, в-0/. 4: а-0,б-0,в-5/. 5: а-3,б-5,в-1/.
6: а-0, б-3, в-5/.
А.П.Чехов. 1: а-3, б-5, в-0/. 2: а-0, б-5, в- 1/. 3: а-5, б-0, в-5/.