Развитие стратегического аспекта концепции потребительского маркетинга базируется на использовании разнообразных методов маркетинговых исследований, которые должны осуществляться по самым разным направлениям. Создание информационно – аналитической базы для разработки стратегий маркетинга на потребительском рынке, прежде всего, требует постоянного изучения привлекательности и возможностей рынка. Поэтому предприятиям необходимо использовать четко разработанные и научно – обоснованные методики, позволяющие получить объективную оценку емкости, конкурентной структуры рынка, основных тенденций его развития. Данные методики предусматривают применение комплекса научных, аналитико-прогностических методов, методических приемов из разных областей знаний. Результаты исследования спроса высшего бизнес образования среди студентов Ульяновского Авиационного колледжа показали, что методы исследования емкости и конкурентной среды рынка должны опираться на анализ внутренней и внешней статистической информации, характеризующей учебную базу ВУЗа, качество получаемого образования, количество часов изучаемых предметов, состав преподавателей и студентов. Кроме того, необходима информация о разнообразной структуре предложения, потребительских свойствах, особенностях применения полученной услуги в будущем.
Большинство опрошенных нами студентов хотели бы получать высшее бизнес образование. Большая часть студентов хотела бы обучаться специальности "Менеджмент организации", "Финансы и кредит" и "Коммерция"
Наибольшей популярностью среди студентов пользуется УлГУ, УлГТУ и ИАТУ,предоставляющие возможность получения высшего бизнес образования. Среди факторов, влияющих на получение высшего бизнес образования, главными выделяют престижность обучения в этом учебном заведении, предоставления качественного образования в этом учебном заведении и близкая расположенность учебного заведения к месту проживания.
В отношении путей сохранения и эффективного использования потенциала высшей школы предлагается определить следующие направления.
- расширение и введение новых специальностей (часть опрошенных студентов пожелала учиться специальности "PR, реклама" и "Мировая экономика");
- расширение, открытие новых филиалов (например, при ИАТУ);
- расширить список средств рекламы (Интернет, телевиденье, радио, пресса)
- необходимо проводить родительские собрания или беседы с преподавательским составом колледжа (86% опрошенных студентов узнали о предпочитаемом заведении от знакомых, родителей);
Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, имея в виду повышение эффективности аспирантуры и докторантуры, требовательности при решении вопросов о присуждении ученых степеней и присвоения ученых званий. Решение проблем лежит в создании новых образовательных технологий, развитии ресурсов связи, изменении на рынке образовательных услуг, переносе образовательных технологий в телекоммуникационные среды, изменении роли преподавателя, т.е. выявления важнейшей социально-экономической предпосылки развития – неспособность существующей образовательной системы отвечать потребностям общества в качественной подготовке специалистов.
Результаты маркетинговых исследований потребительского рынка, выполненных по предлагаемым методикам, могут использоваться для разработки эффективных стратегий маркетинга, позволяющих организациям формировать четкие конкурентные преимущества на рынке потребительских товаров.
Список использованной литературы
1. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. 13.00.02. - М., 1999
2. Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. – СПб.: Питер, 2004. – 270 с.
3. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ. 1995.
4. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002.
5. Гаврипин Ю.Ф. Маркетинг. Челябинск: ЧГТУ. 1995.
6. Гарунов М.Г., Семушина Л.Г., Фокин Ю.Г. и др. Этюды дидактики высшей школы. -М.: НИИ ВО, 1994. 135 с.
7. Георгиев М.Р. Журнал "Обучение в России", №9, декабрь 2002
8. Голубкова Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика. 1993.
9. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ, М,: Прогресс. 1990.
10. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: практическое пособие, М.: Финстатинформ. 1994.
11. Крюкова И.В. Журнал "Обучение в России", № 3, июнь 2002
12. Маркетинг. Сборник: Пер. с англ. М.: Прогресс. 1984.
13. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э.. Современный маркетинг, М.: Финансы и статистика, 1991.
14. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технологии обучения в ВШ. - М: 1996. 288 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ