Требования к характеристикам, автомобильного бензина
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2011 № 748)
Характеристики автомобильного бензина | Единица измерения | Нормы в отношении | |||
класса 2 | класса 3 | класса 4 | класса 5 | ||
Массовая доля серы, не более | мг/кг | ||||
Объемная доля бензола, не более | процентов | ||||
Концентрация железа, не более | мг/дм3 | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие |
Концентрация марганца, не более | мг/дм3 | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие |
Концентрация свинца, не более | мг/дм3 | отсутствие | отсутствие | отсутствие | отсутствие |
Массовая доля кислорода, не более | процентов | – | 2,7 | 2,7 | 2,7 |
Объемная доля углеводородов, не более: | процентов | ||||
ароматических | – | ||||
олефиновых | – | ||||
Позиция исключена. — Постановление Правительства РФ от 07.09.2011 № 748 | |||||
Давление паров, не более: | кПа | ||||
в летний период | – | 45–80 | 45–80 | 45–80 | |
в зимний период | – | 50–100 | 50–100 | 50–100 | |
Объемная доля оксигенатов, не более: | процентов | ||||
метанола | – | отсутствие | отсутствие | отсутствие | |
этанола | – | ||||
изопропанола | – | ||||
третбутанола | – | ||||
изобутанола | – | ||||
эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле | – | ||||
других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210 градусов Цельсия) | – | ||||
Объемная доля монометиланилина, не более (введено Постановлением Правительства РФ от 07.09.2011 № 748) | процентов | 1,3 | отсутствие |
Приложение № 2
к техническому регламенту
«О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину, дизельному
и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей
и топочному мазуту»
Требования к характеристикам дизельного топлива
Характеристики дизельного топлива | Единица измерения | Нормы в отношении | |||
класса 2 | класса 3 | класса 4 | класса 5 | ||
Массовая доля серы, не более | мг/кг | ||||
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже: | °C | ||||
дизельного топлива, за исключением дизельного топлива для арктического климата | |||||
дизельного топлива для арктического климата | |||||
Фракционный состав — 95 процентов | °C | ||||
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более | процентов | – | |||
Цетановое число, не менее | – | ||||
Цетановое число для дизельного топлива для холодного и арктического климата, не менее | – | – | |||
Предельная температура фильтруемости, не выше: | °C | ||||
дизельного топлива для холодного климата | минус 20 | минус 20 | минус 20 | минус 20 | |
дизельного топлива для арктического климата | минус 38 | минус 38 | минус 38 | минус 38 | |
Смазывающая способность, не более | мкм |
Приложение № 3
к техническому регламенту
«О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину, дизельному
и судовому топливу, топливу
для реактивных двигателей
и топочному мазуту»
Требования к характеристикам котельного топлива
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2011 № 748)
Характеристики топочного мазута | Единица измерения | Нормы | ||
до 31 декабря 2012 г. | до 31 декабря 2014 г. | срок не ограничен | ||
Массовая доля сероводорода, не более | процентов | 0,003 | 0,002 | 0,001 |
Массовая доля серы, не более | процентов | – | 3,5 | – |
Температура вспышки в открытом тигле, не ниже | °C | – | – |
Требования к характеристикам битума
Наименование показателя | Значение для битума марки | Метод испытания | ||
Б | Г | В | ||
(ОКП 02 5652 0100) | (ОКП 02 5652 0300) | (ОКП 02 5635 0200) | ||
1. Температура размягчения по кольцу и шару, °С | 100-110 | 125-135 | 110-125 | По ГОСТ 11506-73 |
2. Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм | 2-10 | 0-5 | 0-8 | По ГОСТ 11501-78 |
3. Массовая доля веществ, нерастворимых в толуоле, %, не более | 0,15 | 0,15 | 0,15 | По ГОСТ 20739-75 и по п. 3.2 настоящего стандарта |
4. Температура вспышки, °С, не ниже | По ГОСТ 4333-87 и по п. 3.3 настоящего стандарта | |||
5. Растворимость битума в льняном масле | Полная | По п. 3.4 | ||
6. Растворимость смеси битума с льняным маслом в уайт-спирите | » | По п. 3.5 | ||
7. Условная вязкость смеси битума с льняным маслом в уайт-спирите при 50 °С непосредственно после изготовления и выдерживания в течение 24 ч в закрытом сосуде, условные градусы, не более | 18,0 | 18,0 | 18,0 | По ГОСТ 6258-85 |
8. Кислотное число, мг КОН на 1 г битума, не более | 2,0 | 2,0 | 2,0 | По п. 3.6 |
9. Массовая доля воды | Следы | По ГОСТ 2477-65 | ||
10. Зольность, %, не более | 0,20 | 0,20 | 0,2 | По ГОСТ 11512-65 |
Характеристика установок завода для переработки нефти
ЭЛОУ-АВТ-3.
Атмосферная перегонка
Атмосферная перегонка предназначена для отбора светлых нефтяных фракций - бензиновой, керосиновой и дизельных, выкипающих до 360°С, потенциальный выход которых составляет 45-60% на нефть. Остаток атмосферной перегонки - мазут.
Процесс заключается в разделении нагретой в печи нефти на отдельные фракции в ректификационной колонне - цилиндрическом вертикальном аппарате, внутри которого расположены контактные устройства (тарелки), через которые пары движутся вверх, а жидкость - вниз. Ректификационные колонны различных размеров и конфигураций применяются практически на всех установках нефтеперерабатывающего производства, количество тарелок в них варьируется от 20 до 60. Предусматривается подвод тепла в нижнюю часть колонны и отвод тепла с верхней части колонны, в связи, с чем температура в аппарате постепенно снижается от низа к верху. В результате сверху колонны отводится бензиновая фракция в виде паров, а пары керосиновой и дизельных фракций конденсируются в соответствующих частях колонны и выводятся, мазут остаётся жидким и откачивается с низа колонны.
Вакуумная перегонка
Вакуумная перегонка предназначена для отбора от мазута масляных дистиллятов на НПЗ топливно-масляного профиля, или широкой масляной фракции (вакуумного газойля) на НПЗ топливного профиля. Остатком вакуумной перегонки является гудрон. Необходимость отбора масляных фракций под вакуумом обусловлена тем, что при температуре свыше 380°С начинается термическое разложение углеводородов (крекинг), а конец кипения вакуумного газойля - 520°С и более. Поэтому перегонку ведут при остаточном давлении 40-60 мм рт. ст., что позволяет снизить максимальную температуру в аппарате до 360-380°С.Разряжение в колонне создается при помощи соответствующего оборудования, ключевыми аппаратами являются паровые или жидкостныеэжекторы.
Стабилизация и вторичная перегонка бензина
Получаемая на атмосферном блоке бензиновая фракция содержит газы (в основном пропан и бутан) в объёме, превышающем требования по качеству, и не может использоваться ни в качестве компонента автобензина, ни в качестве товарного прямогонного бензина. Кроме того, процессы нефтепереработки, направленные на повышение октанового числа бензина и производства ароматических углеводородов в качестве сырья используют узкие бензиновые фракции. Этим обусловлено включение в технологическую схему переработки нефти данного процесса, при котором от бензиновой фракции отгоняются сжиженные газы, и осуществляется её разгонка на 2-5 узких фракций на соответствующем количестве колонн.
Установка изомеризации.
Процесс изомеризации является одним из самых рентабельных способов получения высокооктановых компонентов бензинов с улучшенными экологическими свойствами. Актуальность установок изомеризации также возросла с введением новых сверхжестких ограничений на экологические свойства автомобильных бензинов, включая ограничение по фракционному составу, содержанию ароматических соединений и бензола. Установки изомеризации позволяют получить топливо с характеристиками, отвечающими жестким стандартам ЕВРО-4 и ЕВРО-5. Интенсивное наращивание мощностей процесса изомеризации осуществляется за счет реконструкции существующих и строительства новых установок. Одновременно проводятся модернизация и интенсификация действующих установок изомеризации под процессы с рециркуляцией не превращенных нормальных парафинов.
Сырьём изомеризации являются легкие бензиновые фракции с концом кипения от 62°С до 85°C. Повышение октанового числа достигается за счёт увеличения доли изопарафинов. Процесс осуществляется, как правило, в одном или двух реакторах при температуре, в зависимости от применяемой технологии, от 110 до 380°C и давлении до 35 атм.
Установка изомеризации представляет собой технологическую систему, состоящую из взаимосвязанных технологическими потоками блоков:
— блок подготовки сырья (как правило, включает гидроочистку сырья, стабилизацию гидрогенизата в отпарной колонне, а также может включать адсорбционную очистку сырья на молекулярных ситах);
— блок четкой ректификации сырья изомеризации и полученного изомеризата;
— блок изомеризации (как правило, включает непосредственно реакторный блок и узел осушки циркулирующего газа);
—блок стабилизации полученного изомеризата;
Процесс гидроочистки – каталитический процесс, протекающий в среде водородсодержащего газа с использованием специально подобранного катализатора. Целью процесса предварительной гидроочистки сырья для установки изомеризации является удаление из него веществ, дезактивирующих катализатор. К этим веществам относятся: соединения серы, кислорода и азота; металлорганические соединения, содержащие мышьяк, медь и др., а также непредельные соединения.
Цеолитные катализаторы наименее активны при более высоких температурах по сравнению с катализаторами других типов, и как следствие – низкие октановые числа изомеризата (76-78 по исследовательскому методу). Однако, они обладают высокой устойчивостью к отравляющим примесям в сырье и способностью к полной регенерации в реакторе установки. В технологической схеме данного процесса предусматриваются огневые подогреватели для нагрева газо-сырьевой смеси до температуры реакции. Требуется достаточно высокое отношение водорода к углеводородному сырью (наряду с изомеризацией водород тратиться на гидроочистку и деароматизацию сырья), поэтому необходим компрессор для подачи циркулирующего ВСГ и сепаратор для отделения ВСГ