Образование
А.Ф. Яфальян
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ в НАЧАЛЬНО ШКОЛЕ
УДК 373.3/.5(075.8) ББК 74.200.54я73 КТК 402 Я89
Яфальян А.Ф.
Я89 Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. / А.Ф. Яфальян. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 380 [1] с.: ил. — (Высшее образование).
ISBN 978-5-222-13910-3
В пособии раскрываются наиболее важные вопросы музыкального воспитания в начальной школе, с учетом имеющихся программ в современной школе и опыта музыкального воспитания с древних времен до современности; рассмотрены различные виды музыкальной деятельности, типы уроков, разнообразные формы, практический материал и методические разработки внеклассных музыкальных мероприятий.
Данная работа представляет собой учебное пособие нового поколения. В нем раскрыты новые подходы к музыкальному образованию детей в начальной школе: предмузыкальное и аудиальное развитие детей, разнообразные виды фантазирования, работа с музыкальным дневником, крупные и малые формы внеклассной музыкальной работы. С целью создания целостной музыкальной картины мира у детей в большом объеме представлен материал по музыке Востока и восточной педагогике.
Пособие написано для студентов дневного и заочного отделений педагогических факультетов и учителей начальных классов.
УДК 373.3/.5(075.8)
ISBN 978-5-222-13910-3 ББК 74.200.54я73
© Яфальян А.Ф., 2008 © ООО «Феникс»: оформление, 2008
ВВЕДЕНИЕ
Там, где кончаются слова, — начинается музыка.
Формирование всесторонне и гармонически развитой пичности немыслимо без основ культуры, в том числе и музыкальной. Развивать музыкальную культуру детей младшего школьного возраста возможно лишь при условии целенаправленной, систематической и планомерной организации учебно-воспитательной работы. Учитель начальных классов знае', как важно интересно и разнообразно организовать воспитательную работу в учебное и внеурочное время. Однако на практике ему не всегда удается использовать огромный потенциал музыкальной культуры, поскольку специальная музыкальная литература и методические материалы по музыкальному образованию детей рассчитаны на специалистов — учителей музыки. В данном пособии предложены различные формы учебной деятельности, внеклассных музыкальных мероприятий, которые можно подготовить и провести не только музыканту-специалисту, но и истинному пюбителю музыки: учителю начальных классов, студенту педагогического вуза или педагогического колледжа и даже родителю — при непосредственном участии детей.
Учитель начальных классов закладывает духовно-нравственные и художественно-эстетические основы личности ребенка, становится первым проводником детей в мир искусства. Современная музыкальная педагогика обладает широким потенциалом развития, образования и воспитания школьников. Музыка сопровождает ребенка ежеминутно, однако поток музыкальной информации часто им не контролируется и не осознается. Музыка, минуя сознание, непосредственно воздействует на подсознательные и бессознательные процессы, влияет на психику и соматику ребенка.
Разнохарактерность и многообразие музыкального искусства агрессивность некоторых современных музыкальных
Tt зи! <a ly юспитания в начальной школе
направлений оказывают существенное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на его психику и способны не только гармонизировать личность, но и усиливать ее негативные проявления.
В подавляющем большинстве учителя начальных классов не являются специалистами в области искусства. Их роль в эстетическом становлении учеников заключается в организации развивающей художественной, в том числе и музыкальной, среды. Поэтому чрезвычайно важно овладеть будущему учителю основами отечественной и зарубежной музыкальной культуры, разнообразием жанров, направлений музыки, накопленным опытом многовековых традиций музыкального воспитания детей, методами и приемами работы с детьми в учебно-воспитательном процессе. Учео- ное пособие по курсу «Теория и методика музыкального воспитания» рассчитано на подготовку студентов педагогического факультета, которые обучаются по специальности 031200 — «Педагогика и методика начального обучения».
В области художественно-эстетического образования детей средствами музыки наметились и активно разрабатываются в современной педагогике несколько направлений. Музыкальное образование рассматривается как профессиональная деятельность (музыка выступает как цель обоазова- тельного процесса, а ребенок выступает в качестве средства); средство общего и всестороннего развития личности (целью воспитательного процесса становится ребенок); способ активизации творческой деятельности; условие эмоционального развития детей. В последние годы музыка рассматривается в качестве средства эстетотерапии (гармонизация ребенка происходит под воздействием функциональной музыки), поскольку она может выполнять терапевтические функции, восстанавливать энергетический баланс ребенка.
Учитель начальных классов способен освоить основы музыкальной педагогики, направленной на гармонизацию личности ребенка в процессе музыкального развития. Деятельность педагога начальных классов в области музыкального воспитания должна быть направлена на общее разви
тие детей средствами музыки. Учебное пособие учитывает необходимость расширения у будущих педагогов начальных классов музыкального кругозора и повышения их музыкальной культуры. При этом включение в пособие такого материала проводилось с учетом содержания уроков музыки в начальной школе.
Так, в одной из наиболее распространенных программ, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского, тематика третьего класса связана с музыкой разных народов. В учебное пособие включены темы, раскрывающие особенности музыкального мышления различных народов, рассматривается музыкальное искусство не только народов Запада, музыкальная культура которого явилась основой русской классической музыки, но и Востока, с его особым стилем музыкального осмысления мира. Будущий учитель начальных классов знакомится также с особенностями музыкального воспитания в различных странах, и не только западного, но и восточного.
Такой подход позволит приоткрыть глубины национальной культуры, прикоснуться к источникам древнейших цивилизаций, понять особенности музыкального мышления Востока и сравнить его с устоявшимся и приоритетным музыкальным мышлением Запада, которое принято считать классическим. Но Россия находится между Западом и Востоком, и в ней причудливым образом и в особом преломлении отражается то и другое видение мира. Такой подход позволяет создать целостную музыкальную картину мира и преодолеть имеющиеся стереотипы понимания классического искусства, сложившегося на основе западноевропейской музыкальной культуры.
Немаловажную роль в освоении музыкальной культуры играет пение. Голос — это единственный уникальный музыкальный инструмент, которым человек наделен от природы. Владение этим инструментом говорит об уровне музыкальной культуры. Знание вокально-хоровых навыков, владение собственным голосом и умение будущего педагога работать с детским голосом становятся для него основой развития, сохранения и оздоровления речевого голоса ребенка.
В пособии также рассматриваются основные тенденции в интеграции предметов в начальной школе, возможности использования музыки в различных условиях с целью повышения общего уровня детей, активизации их умственной, физической, творческой деятельности.
Включение раздела пособия, связанного с развитием аудиальной культуры детей, обусловлено тем, что погружение детей в мир большого музыкального искусства не учитывает их возрастные особенности. Существует колоссальный разрыв между классическим искусством, создаваемым композиторами, которые учились музыке десятки лет для того, чтобы создать шедевр, и детским мышлением, не обремененным слушательским опытом и многовековыми музыкальными традициями. Важно пройти с детьми семимильными шагами за короткий промежуток времени многовековой путь, которое проделало человечество в развитии музыкальной культуры. Для этого ребенку нужно научиться слушать, слышать и понимать предмузыкальный — шумовой и звуковой — мир. Именно учитель начальных классов, а не музыкант способен научить детей слушать и слышать себя, учителя и окружающих, что становится основой развития у них произвольного внимания, их слушательской культуры в процессе не только учебно-воспитательной деятельности, но и в условиях неорганизованного общения. Автор обобщает и систематизирует материалы, которые находятся в основе аудиального развития детей.
Учебное пособие состоит из трех разделов, каждый из которых отражает содержание программы подготовки будущих педагогов к музыкальной работе в начальной школе.
В первом разделе даются теоретические основы, исторические подходы к музыкальному образованию, воспитанию и развитию детей. Причем, в отличие от традиционного подхода, когда история музыкального воспитания рассматривается лишь с позиций западной культуры и западного музыкального мышления, в данном пособии уделено внимание восточной музыке, музыкальному воспитанию на Востоке. Это связано еще и с тем, что в четвертом классе дети проходят темы музыки разных народов, в том числе и восточной. Материал о восточной музыке целесообразно использовать также во внеклассной работе.
Во втором разделе раскрыты основы предмузыкального и, шире, аудиального развития детей, представлены материалы, раскрыты содержание, методы и приемы работы с детьми младшего школьного возраста в процессе включения их в различные виды фантазирования. Этот раздел отражает новые тенденции в музыкальном развитии детей.
Третий раздел содержит методические материалы по проведению уроков музыки, по организации внеклассной музыкальной деятельности детей. В данном разделе описа- иы разнообразные формы и содержание работы педагога во впеучебное время, а также изложен подход к использованию музыкального занимательного дневника «Мир звуков», который разработан для младших школьников и уже несколько лет используется учителями начальных классов в различных регионах России.
Предложенные подходы и материалы данного пособия могут быть использованы не только в работе с детьми младшего школьного возраста, но и в работе с детьми дошкольного и среднего школьного возраста, так как отсутствие осмысленного домузыкального опыта мешает детям любого возраста понимать и принимать музыкальное искусство.
\втор надеется, что каждый студент, педагог и заинтересованный в развитии своего ребенка родитель будет твоо- чески использовать содержащиеся в пособии материалы, потому что слово лишь аккумулирует духовный опыт человека, а звук возвращает его к интуитивной сфере, области сверхчувствования мира. Педагог же работает со звуком, с музыкой, а значит, владеет мощным средством воздействия па ребенка, которое следует использовать очень осторожно. Осознание тонкой материи и есть осознание Духовности.
Материалы параграфа «Музыкальное воспитание в Индии» были написаны совместно с профессором Д.Х. Жоши (Индия). Автор благодарен господину Д.Х. Жоши за возможность использовать его материалы.
Учебное пособие освещает, наряду с традиционными, новые подходы музыкального воспитания детей. Некоторые темы, которые разработаны другими авторами достаточно подробно, затронуты в данном учебном пособии лишь отчасти, поэтому предложенные материалы целесообразно использовать в сочетании с имеющимися учебниками и учебными пособиями для студентов педагогических факультетов.
Глава I
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ