В самом начале моего пребывания здесь я очень плохо видел зем-
лю, теперь я вижу ее гораздо лучше.
Нет, я не собираюсь передавать вам формулу для передачи дру-
гим, которая бы сделала их и вас способными по произволу менять фо-
кус внимания, чтобы входить в сношение с этим миром; не собираюсь
потому, что такое знание на вашей ступени развития сделало бы более
зла, чем добра. Я только утверждаю факт и предоставляю применять
его тому, у кого окажется для этого достаточно любознательности, и
кто владеет необходимыми для этого способностями.
Моя цель, заставившая меня писать эти письма, убедить колеб-
лющихся в том, что душа продолжает жить и сознавать и после той те-
лесной перемены, которую вы называете смертью. Многие думают, что
они верят, но не всегда эта вера оказывается настоящей. Если бы мне
удалось дать почувствовать свое присутствие - как живой сущности -
в этих письмах, это укрепило бы сознание бессмертия у тех, которые
прочтут их.
Наш век продолжает быть материалистическим. Большинство не
чувствует никакого реального интереса к жизни по ту сторону могилы.
Но все люди рано или поздно перейдут сюда, и, может быть, некоторые
из них найдут перемену менее трудной и менее страшной благодаря то-
му, что я передал им. Разве это не стоит тех усилий, которые делаем
мы, вы и я?
Каждый человек, приближающийся к великой перемене, который за-
хочет серьезно и внимательно вчитаться в эти письма и усвоить их
содержание, и который не забудет его при переходе сюда - будет ог-
ражден от всякого страха.
Но вернемся к моим странствиям. Я был в Константинополе и сто-
ял в той самой комнате, где однажды перенес замечательное пережива-
ние сотни лет назад. Я видел те же стены, я трогал их, я читал
эфирную летопись всего, происшедшего внутри этих стен и мою собс-
твенную историю в связи с ними.
Я ходил по розовым садам Персии, я вдыхал аромат цветов, по-
томков тех самых роз, благоухание которых приводило меня в экстаз,
когда я проходил по тем же самым садам, в ином теле, совершенно
несходном с моей последней формой. Это благоухание заставило меня
вспомнить.
И в Греции я жил, но только в ее древние дни. Что это была за
раса! Я думаю, что тайной ее могущества была сосредоточенность.
Весь эфир вокруг полуострова наполнен отражениями ее подвигов, ее
смелой мысли и отважных действий. Старинная эфирная летопись - та-
кой яркости, что она просвечивает сквозь позднейшие начертания; ибо
то, что носит название "астральной хроники" находится всюду слоями,
один над другим. Можно прочитывать любой слой, или по естественному
сродству с ним, или актом сознательно направленной воли. И это нис-
колько не удивительнее того, что происходит в Британском Музее,
когда любой из вас ходит среди миллионов томов, выбирая из них тот,
который ему нужен. Самые изумительные вещи оказываются всегда очень
простыми, если только владеть ключом к их тайне. Нужно признать,
что много вздора было написано относительно вибраций, и тем не ме-
нее истина скрывается именно здесь. Нет дыма без огня.
В Индии я видел йогов во время медитации. Знаете ли вы, почему
их особый способ дыхания влечет за собой психические результаты?
Нет, вы не можете знать. Слушайте же, вследствие задержанного дыха-
ния образуется - не знаю, могу ли я назвать это ядом? Но это нечто,
что я назову ядом, действуя на психическую природу человека, изме-
няет ее вибрации. Вот и все. Сколько книг было написано про йогу,
но кто упомянул об этом?. Обыкновенные здоровые легкие, при обыкно-
венном дыхании отделываются от этого яда процессами, хорошо извест-
ными физиологам; но для человека, все еще живущего в физических ус-
ловиях, для того чтобы приспособить себя к психическому миру, необ-
ходимо изменение вибрации. И это изменение вибрации может быть дос-
тигнуто легким увеличением вышеупомянутого яда. Опасен ли он? Да,
он очень опасен; и только для тех немногих, которые знают, как об-
ращаться с ним, он не опаснее любого лекарства из вашей фармокопеи.
В другой раз я вам скажу и о других тайнах, которые я открыл,
когда передвигался из этого мира в ваш земной мир и обратно.
П и с ь м о 32.
МОИ РЕШЕНИЯ
Я стоял ночью на крыше восточного дворца и смотрел на звезды.
Тот, кто в состоянии смотреть в невидимый мир, изменив свой фокус
внимания, легко поймет, как я, пользуясь противоположным процессом,
могу видеть в мире плотной материи. Да, это - то же самое, только
обращенное в другую сторону.
Я стоял на крыше восточного дворца и смотрел на звезды. Вблизи
не было ни одного смертного. Глядя на заснувший город, я видел об-
лако душ, стороживших его, видел посланников из другого мира, появ-
лявшихся и снова удаляющихся. Раза два бледное испуганное лицо по-
являлось в этом облаке духов, и тогда я знал, что там внизу кто-ни-
будь умер.
Но я так нагляделся на духов с тех пор, как перешел сюда, что
меня гораздо больше интересовало смотреть на звезды. Я всегда любил
их, люблю и теперь. Со временем я надеюсь больше узнать о них. Пока
же я не кончу этих писем, я не удалюсь из соседства земли. С такого
расстояния как Юпитер я, может быть, совсем не буду в состоянии пи-
сать. Это верно, что здесь можно переноситься почти с быстротой
мысли; но что-то говорит мне, что лучше на время отложить мои более
далекие странствования. Возможно, что мне не захочется возвращаться
назад, раз я попаду туда.
А для меня эта переписка с землей имеет большое значение. Во
время моей предсмертной болезни я часто думал о том, нельзя ли бу-
дет по временам возвращаться на землю, но я не воображал ничего по-
добного. Я не мог себе представить, чтобы кто-нибудь, достаточно
уравновешенный и достойный доверия, оказался настолько смел, чтобы
помочь мне в таком опыте.
Мне было понятно, что нельзя сообщаться посредством руки чело-
века с неподготовленным умом, если предварительно не загипнотизиро-
вать его. Нельзя также писать с помощью руки человека обыкновенного
развития, так как подобный человек не может оставаться достаточно
пассивным.
Говорить о том, что я видел в вашем мире с тех пор, как пере-
шел сюда, не имеет особого значения; и я заговорил об этом только
чтобы вы знали, что это возможно. Совершенно так же, как ясновидя-
щие видят наш мир с его новыми явлениями, так же и я смотрю назад,
на вашу ступень существования. Интересно жить в обоих мирах, вхо-
дить и выходить из них по своему желанию. Но когда я вхожу в ваш
мир, я никогда не вмешиваюсь в его дела. Вы этого не знаете, но тут
такая строгая пограничная таможня между вашим миром и нашим, что
путешественники не могут переносить с собой ничего - даже предрас-
судка.
Если бы вы перешли сюда с решением видеть только определенные
вещи, вы не могли бы верно оценивать виденное. Многие после смерти
перешли сюда с таким внутренним настроением и благодаря этому нау-
чились очень немногому. Только странник с раскрытой душой может де-
лать открытия.
Я принес сюда немного решений, но они были твердо приняты:
1. Сохранить свое тождество.
2. Удерживать воспоминание о моей земной жизни и принести с
собой память об этой жизни, когда я вернусь в земной мир.
3. Увидеть великих Учителей.
4. Восстановить память о моих прежних существованиях.
5. Заложить необходимые основы для полной значения земной жиз-
ни, когда я возвращусь в следующий раз.
Это звучит очень просто, не правда ли? И мне уже многое уда-
лось сделать в этом направлении; но если бы во мне не были ясно
составлены эти намерения, я достиг бы очень немногого.
Единственная грустная сторона смерти в том, что заурядный че-
ловек научается так мало от нее. Только уверенность в том, что цепь
земных жизней почти беспредельна, дает утешение; я знаю, что можно
не спешить, что все звенья в цепи жизней - как бы они ни были малы
- располагаются на своих неизбежных местах, и что цепь эта являет
собой круговое движение - символ вечности.
И мне часто кажется, что большинство человеческих душ расточа-
ют свои жизни по сю сторону так же бесплодно, как они это делают по
ту сторону. Но это только кажется, благодаря неполноте моего зна-
ния.
Рассматриваемые с высоты звезды, куда я все же надеюсь под-
няться со временем, все эти плоские пространства в общем рисунке
жизни сгладятся на расстоянии, и вся картина может принять перспек-
тиву такой красоты, о какой я и не мечтал, когда сам был лишь кро-
шечным пятнышком на этой картине.
П и с ь м о 33.
ПЕРЕХОД ЛЯЙОНЕЛЯ
Я потерял моего маленького Ляйонеля. Он пошел - не хотелось бы
сказать по дороге всякой плоти; вернее сказать - по дороге всех ду-
хов, которые рано или поздно совершают свой возвратный путь на зем-
лю.
Я узнал от Учителя, что тяга к земле моего мальчика будет ско-
ро удовлетворена, что он будет направлен в семью, где его исключи-
тельные творческие способности найдут благоприятную почву. Я узнал,
что нужная связь взаимной любви была уже завязана между Ляйонелем и
его будущей матерью, а его будущий отец, инженер, даст ему с ранне-
го детства ту помощь, которая поможет развить заложенные в нем спо-
собности до полного расцвета. Мне было разрешено сообщить об этом
Ляйонелю, и я стал искать его.
Я застал его в нашем любимом убежище, в хижине на берегу
ручья, у подножия лесистого холма, о котором я упоминал в одном
из моих писем. Он был очень задумчив.
Я подождал, пока мальчик не раскрыл глаза и не взглянул на ме-
ня. Когда я сообщил ему о скорой перемене, ожидающей его, он пришел
в такой восторг, который очень ясно напомнил мне, что я все еще че-
ловек. Мне вдруг стало грустно и обидно, что мой мальчик, которого
я так полюбил, хочет уйти от меня по доброй воле. Но так как воля
действительно свободна, я не стал делать никаких усилий, чтобы
удержать его. Хотя по форме все еще юный - он не успел вырасти в
этом мире с тех пор, как появился сюда ребенком - в мыслях своих он
был не менее зрелый, чем я.
- Подумайте только, - радостно заговорил Ляйонель, - когда вы
вернетесь, я буду старше вас! И как хорошо, что мой будущий отец
может научить меня. Но когда я вырасту, я сам открою много вещей,
которые для него неизвестны. Вы помните ту машинку, которую я уст-
роил в мире первообразов? Когда я вернусь на землю, я осуществлю
ее. Вы ведь помните, как она двигалась с помощью электричества из
моих пальцев?
- А если кто-нибудь другой изобретет ее раньше тебя? - спросил
я. - Не хочешь ли, я наложу зарок вокруг твоего образца, чтобы ник-
то не мог трогать его?
- А вы можете сделать это?
- Думаю, что могу.
- В таком случае, отправимся сейчас же туда и сделаем это
немедленно! Я ведь очень скоро могу покинуть этот мир!
Мне показалась очень забавной эта поспешность Ляйонеля. Мы
направились в "мир первообразов", и я провел запретный круг вокруг
его машины - зарок, который, надеюсь, будет охранять ее, пока Ляйо-
нель не предъявит на нее свои права.
Что такое вдохновение? Что есть гений и его изобретения? Люди
на земле мало понимают значение этих слов. Возможно, что знаменитая
поэма была пропета нашим любимым поэтом до его рождения. Возможно,
что великое изобретение пребывало в мире первообразов, защищенное
запретным кругом, пока его творец вырастал на земле до возмужалого
возраста, до возможности предъявить право на свое собственное ду-
ховное творчество. Возможно, что когда двое изобретают одно и то же
одновременно, один из них присвоил себе идею другого, которую этот
другой оставил за собой, возвращаясь в земной мир. А может быть и
так, что оба заимствовали в невидимом мире создание третьего чело-
века, все еще ожидающего рождения на земле.
Когда я в следующий раз увидел Учителя, я спросил его, может
ли душа Ляйонеля возвращаться в наш мир до своего рождения на зем-
ле.
- Если бы это была душа Адепта, это было бы возможно, - после-
довал ответ, - но для души, даже высоко развитой, это невозможно,
пока она не достигнет ступени Адепта.
- Но ведь живущие на земле люди переходят же сюда во сне?
- Да, но когда душа спускается в материю, готовясь к новому
рождению.. она вступает в то, что вы называете потенциальностью, и
все ее силы нужны для великого усилия, чтобы сформировать новое те-
ло и приспособить его. После рождения, когда глаза уже раскрылись,
и легкие расширились для принятия воздуха, задача становится уже
легче, и тогда возможно, что не вполне израсходованная энергия смо-
жет перекинуть мост через отделяющую оба мира пропасть. Но, - про-
должал он, - те, которые готовятся стать матерями, нередко смутно
чувствуют, какой душе они дадут приют. Если они даже не сознают
всего значения того чуда, которое совершается через них, у них бы-
вают странные сны и видения,которые можно назвать прозрением в
прошлые воплощения нерожденного ребенка. Они видят неведомые стра-
ны, в которых зарождающееся в них существо жило в прошлом; они ис-
пытывают желания, в которых сами не могут отдать себе отчета - от-
ражение желания, которое не более, как скрытое влечение нерожденно-
го; они испытывают непонятные страхи, которые не более, как отго-
лоски его прежних страхов и недугов. Мать, которая питает действи-
тельно великую душу, может в течение этого периода созидания сама
вырасти духовно в такой мере, которая намного превышает ее собс-
твенные нормальные возможности. Тогда как мать нерожденного прес-
тупника испытывает нередко такие странные извращения, которые сов-
сем не соответствуют обыкновенному настроению ее души. Если бы жен-
щины были достаточно сознательны и осведомлены, они могли бы по
своим ощущениям и мыслям судить о том, какого рода души готовятся
стать их детьми; зная это, они могли бы подготовить себя для соот-
ветствующего руководства своих детей. Требуется больше знаний, как
тут, так и везде.
Таким образом, и по случаю перехода Ляйонеля, я научился
кое-чему, как ежедневно учусь, благодаря моему новому опыту.
П и с ь м о 34.
ЖЕРТВЫСОБСТВЕННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
Неудивительно, что дети, как бы стары и мудры ни были их души,
должны в каждой новой жизни переучивать относительные ценности всех
вещей по искусственным меркам вашего мира; ибо здесь эти мерки те-
ряют свое значение.
И люди, которые придавали значение только этим искусственным
меркам, должны неизбежно страдать в здешнем, более естественном ми-
ре. Недавно меня поразила одна леди, только что перешедшая сюда и
не нашедшая ни одной близкой души, которая была бы сколько-нибудь
близка для нее. Даже мать не встретила ее. Это меня очень удивило,
так как я знал, что дух матери, если он еще не возвратился на зем-
лю, испытывает особого рода толчок, как бы внутреннюю дрожь, когда
дитя, которому она дала жизнь на земле, приближается к рождению в
духовный мир - дрожь, которую можно назвать сочувствием родовому
страданию, последним нежным отзвуком материнства.
Женщина эта была до того одинока, что я стал искать в числе
знакомых мне духов такого, который мог бы посвятить ей свое время,
но, к сожалению, между ними не было тех леди, которые вяжут крючком
и сплетничают в нашем мире так же, как они это делали в вашем.
Не удивляйтесь! Думаете ли вы, что привычки всей жизни могут
быть сброшены в один миг? Мы знаем, что во всей природе не бывает
внезапных скачков; почему бы им быть при той перемене, которую мы
называем "смертью"? Как женщины на земле мечтают о своих рукодели-
ях, так делают они и здесь. В этом мире так же возможно вязать, как
в вашем мире - возможно предаваться мечтам.
Поймите, что этот мир по существу своему не более священен,
чем ваш мир, и не более таинственен для того, кто живет в нем. Для
серьезной души все состояния священны, кроме профанации, которая
встречается и здесь, как на земле.
Женщина, о которой я сейчас вспоминаю, жила и действовала од-
ной только условной, так называемой, светской жизнью, и это - до
такой степени, что у нее не оказалось ни единой, переживающей зем-
ную жизнь связи, той связи, которая создается внутренней близостью.
И, конечно, она не могла чувствовать себя счастливой в новых усло-
виях жизни.
В другой раз я встретил одну из своих знакомых, госпожу **,
которая горько жаловалась на обитателей этого мира за то, что все
они интересуются чем-нибудь своим и совсем не хотят иметь с ней де-
ла. Когда же из ее жалоб оказалось, что она стремилась всех посвя-
щать в свои личные неудовольствия, мне стало ясно, почему никто не
хотел слушать ее. Бедняжка не понимала, что наши тревоги так же ма-
ло интересны для других в этом мире, как и на земле. И что порази-
тельно, - она продолжала испытывать здесь воображаемые неприятности
совсем так же, как на земле: все было ей не по вкусу, всем она была
недовольна. Этой душе я помог тем, что повернул фокус ее внимания
на религиозные переживания здешнего мира и показал ей ортодоксаль-
ное небо, о котором уже говорил в одном из писем.
Здесь, в настроении этих двух леди, меня поразило, до какой
степени все свойства внутренней жизни человека переносятся сюда, и
в этом мире, где можно жить так привольно и свободно, свойства эти
как бы возрождаются вновь, в виде воображаемых ограничений и непре-
одолимых преград.
Но есть иное посмертное состояние, на мой взгляд, гораздо бо-
лее тяжелое. За время моего здешнего пребывания мне не раз приходи-
лось видеть мужчин и женщин, погруженных в состояние глубочайшего
сна, с лицами, лишенными всякого выражения. Вначале, не понимая
причины их сна, я пробовал разбудить одного из них; но мне не уда-
лось. Я возвращался к нему снова и снова, и находил его в прежней
летаргии.
Однажды, когда я был с Учителем, увидав одну из таких бессоз-
нательных форм, и попросил у него объяснения. От него я узнал, что
это - те люди, которые отрицали бессмертие души. Они остаются в
состоянии глубокого сна до тех пор, пока непреодолимый закон ритма
не извлечет их из этого состояния бессознательности для нового воп-
лощения. На мой вопрос - возможно ли вырвать их из этого состояния,
Учитель ответил, что это возможно. Но для того, чтобы противодейс-
твовать той силе, которая держит человека в таком состоянии глубо-
кого сна, чтобы нарушить тот зарок, который сам человек наложил на
свою душу, когда требовал бессознательности и уничтожения для себя,
чтобы противодействовать этому, нужно пустить в ход силу более мо-
гущественную. Эта сила - воля.
Моя неудавшаяся попытка сказала мне, что для такого пробужде-
ния нужна воля более могущественная, чем обыкновенная человеческая
воля, и я спросил Учителя, не могу ли я присутствовать при таком
пробуждении. Из последовавшего ответа мне стало ясно, что должна
быть очень серьезная причина - может быть, подвиг добра в прошлом
такого человека, чтобы Учитель мог стать между ним и законом причин
и последствий, который тот самовольно привел в действие.
Через некоторое время Учитель дал мне возможность наблюдать
такое пробуждение. Я сожалею, что не могу передать вам, каким спо-
собом совершилось это поразительное воскресение из кажущейся смер-
ти. Представьте себе у ног Учителя существо с виду мертвое, с ли-
цом, лишенным всякой жизни и выражения; и над ним божественно прек-
расная фигура Учителя с выражением могучей силы на лице, с глазами,
сияющими глубокой мыслью. Он указал мне на еле заметный свет, исхо-
дивший из безжизненного тела. Я его видел, но Учитель видел гораздо
более: в этом бледном излучении для Него было видно все прошлое то-
го человека.
Сцена, которая последовала затем, была так величественно прек-
расна, что она напоминала мне "Воскресение Лазаря". "Душа человека
бессмертна", - сказал Учитель, пристально глядя в полу-раскрывшиеся
глаза пробужденного человека. И затем - тоном непреодолимого пове-
ления: "Встань!".
Человек поднялся с усилием, и хотя тело его не имело почти ни-
какого веса, видно было, как ему трудно вырваться из своей летар-
гии. Постепенно сознание возвращалось к нему, и слова Учителя начи-
нали действовать на него.
Эти слова прежде всего напомнили проснувшемуся о его прошлом.
О том, как он заблуждался в своих теориях, о том, что смерти нет, а
есть лишь закон ритма, который понуждает душу вступать в плотную
материю и выступать из нее так же, как в океане чередуется прилив и
отлив, а в сознании сон и бодрствование.
Приведя проснувшегося человека к полному сознанию, объяснив
ему его положение, Учитель передал его одному из своих учеников.
Последний должен был проводить перед сознанием проснувшегося то,
что можно было бы назвать панорамой вечности, и делать это до тех
пор, пока она не запечатлеется неизгладимо в его сознании. Когда
это запечатление произойдет, проснувшийся возвратится на землю и
должен будет убеждать других сомневающихся и неверящих. Равновесие
нарушенной правды будет восстановлено тогда, когда ему удастся об-
ратить к сознанию бессмертия столько людей, сколько он в прежнем
совратил, распространяя свои лживые материалистические понятия о
смерти.
Оставшись один, я долго размышлял в сердце своем обо всем ви-
денном и слышанном.
П и с ь м о 35.
НИЗШАЯ СФЕРА
В одном из моих посещений к вам я начал рассказ о том, что
можно было назвать адом; но я был отозван, и письмо мое осталось
неоконченным. Этот раз я хочу продолжить начатое.
Прежде всего, нужно знать, что существует много видов ада, и
они, по большей части, дело наших собственных рук. Это - одна из
тех банальностей, которые основаны на фактах.
Однажды, руководимый желанием найти тот особый вид ада, к ко-
торому должен быть притянут пьяница, я разыскал ту часть астральной
сферы, охватывающей землю, которая соответствует одной из стран,
где особенно процветает пьянство. Освобождающиеся от тела души ос-
таются обыкновенно поблизости от тех мест, где они жили, если не
имеется какой-нибудь важной причины для их удаления оттуда.
Я не встретил никакого затруднения и скоро нашел ад, перепол-
ненный пьяницами. Как вы думаете, что они делали? Раскаивались в
своей слабости? Нисколько. Они толпились вокруг тех мест, где испа-
рения алкоголя и еще более тяжелые испарения от тех, которые злоу-
потребляют алкоголем, делают атмосферу такой тошнотворной. Неудиви-
тельно, что люди с чувствительной организацией так не любят соседс-
тва кабаков.
Вы бы отвернулись с отвращением, если бы я рассказал то, что
видел там. Одного или двух примеров достаточно.
Я начал с того, что привел себя в нейтральное состояние, так
что мог видеть одновременно в обоих мирах.
Молодой человек с беспокойным взором и страдальческим лицом
вошел в один из тех "винных дворцов", в которых густая позолота и
блестящая полировка поддельного красного дерева внушают несчастному
путнику, что он наслаждается роскошью "царства от мира сего". Одеж-
да молодого человека была изношена, а башмаки его видали много ви-
дов. Лицо было давно небрито.
Он наклонился к стойке, жадно опоражнивая стакан с какой-то
душу разрушающей смесью. А рядом с ним, ростом выше его и перегнув-
шись к нему так, что отталкивающее, распухшее, страшное лицо было
прижато к его лицу, как бы для того, чтобы вдыхать его проспирто-
ванное дыхание, - выглядывало одно из самых ужасающих астральных
существ, какое мне приходилось видеть в этом мире. Руки этого су-
щества (я употребляю это слово, чтобы выразить его жизненность)
сжимали тело молодого человека, одна длинная и голая рука обхватила
его плечи, другая - обвилась вокруг его бедер. Оно буквально выса-
сывало пропитанные вином жизненные силы своей жертвы, поглощая их,
вбирая в себя, чтобы удовлетворить через нее ту страсть, которую
смерть только удесятерила.
Было ли это существо из области ада? - спросите вы. Да, ибо я
мог видеть его внутреннее состояние и убедиться в его страданиях.
Навеки (слово "навеки" может быть употреблено для того, что кажется
бесконечным), навеки было оно обречено жаждать и жаждать и никогда
не находить удовлетворения.
В нем осталась только та доля сознания, делавшая его когда-то
человеком, та слабая искра, которая давала ему от времени до време-
ни мимолетное прозрение в чудовищный ужас его собственного положе-
ния. Это не было желанием спастись, но самое сознание невозможности
избавления только усиливало его мучения. И страх виднелся в его
глазах, страх перед будущим, в которое он не мог заглянуть, но ко-
торое - он чувствовал это - влекло его к еще большему мучению; пе-
ред будущим, когда астральные частицы его теперешней оболочки не
будут более в состоянии удерживаться вместе за отсутствием объеди-
няющей души, когда они начнут тянуть и раздирать то, что осталось
от его астральных нервов, - в ужасе и мучении разрывать и разбивать
ту форму, которая была так близка к своему концу.
Ибо только душа сохраняется, то же, что покидается душою,
должно погибнуть и распасться на составные части.
А молодой человек, прислонившийся к стойке этого позолоченного
алкогольного дворца, почувствовал невыразимый ужас и пытался поки-
нуть это место; но руки того существа, которое было теперь его гос-
подином, охватывали его все теснее и теснее, отвратительная, покры-
тая испарениями щека прижималась все теснее к его щеке, желание
вампира вызывало ответное желание в его жертве, и молодой человек
потребовал другой стакан.
Воистину земля и ад соприкасаются друг с другом, и не сущест-
вует проведенной между ними границы.
Я видел ад похоти и ад ненависти; ад лживости, где каждый
предмет, который обитатель ада старается схватить, превращается в
нечто иное, противоположное желанному предмету, где происходило
вечное издевательство над правдой, и где не было ничего реального,
где все становилось - изменчивое и неверное как сама ложь - своей
собственной антитезой.
Я видел обезумевшие лица тех, которые не вполне отдались лжи,
какие страшные усилия они делали, чтобы схватить реальность, кото-
рая немедленно таяла в их руках. Ибо привычка к лживости, перене-
сенная в этот мир изменчивых форм, окружает неправдивую личность
вечно меняющимися образами, которые не перестают дразнить и усколь-
зать от нее.
Захочет ли такой человек увидать лица любимых друзей? Его же-
лание исполняется, но как только появляются желанные лица, они не-
медленно превращаются в оскаленных фурий. Захочет ли он восстано-
вить в памяти плоды своего честолюбия? Они проносятся перед ним
только для того, чтобы превратиться в позор, преобразуя гордость в
бессильный стыд. Захочет ли он пожать руку друга? Рука протягивает-
ся к нему, но в ней захвачен нож, который вонзается во внутренности
лжеца, не разрушая его, и все те же бесплодные попытки возобновля-
ются снова и снова, пока мучительное сознание не истощится вконец.
Остерегайтесь предсмертных раскаяний! Ибо за ними последует
жатва тяжелых воспоминаний. Гораздо лучше переходить в вечность с
кармической тяжестью, которую мужественно несешь на спине чем прос-