Цель работы: отработка навыков разработки программных моделей дискретных процессов на языке имитационного моделирования GPSS, экспериментальное исследование систем в ходе статистических вычислительных экспериментов с моделью.
Программные средства: операционная система MSWindowsXP/7, система моделирования GPSS WorldforWindows (студенческая версия) от MinutemanSoftware.
КодпрограммынаGPSS:
CHANEL STORAGE 2
GENERATE (exponential(1,0,2.0))
QUEUE BUF1
ENTER CHANEL
DEPART BUF1
ADVANCE (normal(2,3.5,0.8))
LEAVE CHANEL
TRANSFER 0.7,MMM30,MMM70
MMM30 QUEUE BUF2
SEIZE HDD
DEPART BUF2
ADVANCE 0.5,0.3
RELEASE HDD
MMM70 TERMINATE 1
Выводрезультатовдля 1000 сообщений
GPSS World Simulation Report - 12312Untitled.9.1
Thursday, May 05, 2011 14:26:29
START TIME END TIME BLOCKS FACILITIES STORAGES
0.000 1989.787 13 1 1
NAME VALUE
BUF1 10001.000
BUF2 10002.000
CHANEL 10000.000
HDD 10003.000
MMM30 8.000
MMM70 13.000
LABEL LOC BLOCK TYPE ENTRY COUNT CURRENT COUNT RETRY
1 GENERATE 1014 0 0
2 QUEUE 1014 12 0
3 ENTER 1002 0 0
4 DEPART 1002 0 0
5 ADVANCE 1002 2 0
6 LEAVE 1000 0 0
7 TRANSFER 1000 0 0
MMM30 8 QUEUE 318 0 0
9 SEIZE 318 0 0
10 DEPART 318 0 0
11 ADVANCE 318 0 0
12 RELEASE 318 0 0
MMM70 13 TERMINATE 1000 0 0
FACILITY ENTRIES UTIL. AVE. TIME AVAIL. OWNER PEND INTER RETRY DELAY
HDD 318 0.080 0.499 1 0 0 0 0 0
QUEUE MAX CONT. ENTRY ENTRY(0) AVE.CONT. AVE.TIME AVE.(-0) RETRY
BUF1 21 12 1014 187 2.958 5.805 7.118 0
BUF2 1 0 318 307 0.002 0.010 0.282 0
STORAGE CAP. REM. MIN. MAX. ENTRIES AVL. AVE.C. UTIL. RETRY DELAY
CHANEL 2 0 0 2 1002 1 1.751 0.876 0 12
FEC XN PRI BDT ASSEM CURRENT NEXT PARAMETER VALUE
1015 0 1991.776 1015 0 1
1001 0 1992.227 1001 5 6
1002 0 1992.492 1002 5 6
Лабораторная работа № 4
Моделирование дискретно-событийных систем в среде ANYLOGIC
Цель работы: выработка навыков разработки имитационных моделей в системе AnyLogic с использованием библиотеки EnterpriseLibrary.
Программные средства: AnyLogic.
Краткая теория
Как создать модель
1. Щелкнем по кнопке Создать. Появится диалоговое окно, в котором нужно имя файлу модели и выбрать директорию, где он будет храниться.
2. Изменим настройки модели. Можно создать различные наборы конфигурационных настроек модели, называемые экспериментами. В дереве модели эксперименты отображаются под элементом Эксперименты
Один эксперимент, названный Simulation, создается автоматически. Выберем его щелчком мыши по элементу дерева и изменим настройки модели в окне Свойства.
1) Выберем класс, который будет запущен при запуске модели. По умолчанию в качестве корневого объекта выбран объект класса Main, автоматически создаваемого в каждой модели.
2) Можно переименовывать классы модели. Для этого нужно выделить класс щелчком мыши по значку класса в дереве модели и затем изменить его имя в окне Свойства.
В режиме реального времени задается связь модельного времени сфизическим, то есть задается количество единиц модельного времени, выполняемых в одну секунду. Режим реального времени лучше всего подходит для показа анимации. В режиме виртуального времени модель выполняется без привязки к физическому времени – она просто выполняется так быстро, насколько это возможно. Этот режим лучше всего подходит, когда требуется моделировать работу системы в течение достаточно длительного периода времени.
3) Можно сконфигурировать повторный запуск модели с разными значениями параметров. Так можно проследить поведение системы при различных условиях, собирая сравнительную статистику по нескольким запускам.
Дополнительные свойства эксперимента позволяют управлять выполнением модели.
1) Можно запустить модель так, чтобы она работала бесконечно, но можно и остановить ее в заданный момент времени. Можно остановить модель по достижению переменной заданного значения или по выполнению какого-нибудь определенного условия.
2) Если в модели используются случайные числа, то можно выбрать, хотим ли мы генерировать уникальные случайные числа (это нужно при сборе сравнительной статистики по нескольким запускам) или генерировать одинаковые числа и добиваться многократного запуска одной и той же модели (это нужно для изучения поведения модели при нескольких запусках).
Как добавлять объекты
Для построения модели в EnterpriseLibrary нужно перетащить объекты с вкладки EnterpriseLibrary окна Библиотеки на диаграмму, а затем задать требуемые свойства объектов и соединить их друг с другом.
1. Все объекты библиотеки отображаются на вкладке EnterpriseLibrary окна Библиотеки.
2. Чтобы добавить объект на блок-схему модели, щелкнем по объекту в окне Библиотеки и перетащим его мышью на структурную диаграмму.
3. Когда поместим элемент на структурную диаграмму, элемент будет выбран, и его свойства будут отображены в окне Свойства.
4. В окне Свойства можно изменять свойства элемента в соответствии с требованиями создаваемой модели. Позднее для изменения свойств элемента нужно будет вначале щелчком мыши выделить его на диаграмме или в дереве проекта.
Создание модели
Вывод: в результате выполнения лабораторной работы были получены навыки и умения моделирования в среде AnyLogic. Также разработана модель согласно заданию.